Настоящими символами России являются не матрешка и балалайка, водка и медведь (при всем уважении к последнему) - настоящий символ России это две наши главные иконы, Владимирская икона Божьей Матери и "Троица" Андрея Рублева.
Оба этих образа после революции оказались в музее - в Третьяковской галерее. При всем богоборческом характере советской власти она умела ценить искусство - и в качестве "выдающихся памятников" такового эти иконы (как и множество других, изьятых из разоренных или просто уничтоженных храмов) были "музеефицированы". Но на этой неделе Владимир Путин принял решение о возвращении "Троицы" домой - в Троице-Сергееву Лавру, для которой этот образ и был написан шесть веков назад.
Президентское решение стало неожиданным даже для церкви - которая просила "отпустить" икону на две недели в Храм Христа Спасителя на предстоящий скоро праздник Троицы. Но президент решил передать икону церкви на "долгосрочное ответственное хранение" - более, того кроме нее будут переданы еще некоторые святыни, в частности уже известно о раке для мощей святого Александра Невского, что хранилась в Эрмитаже (она вернется в Александро-Невскую лавру). Долгожданное и очень символически важное решение - но какова же реакция на него?
Нет, не церкви и большинства верующих - они благодарят власть за такой шаг - а немалой части нашей интеллигенции. Даже не отъехавшей - с переместившимися за границу "борцами с режимом" все и так понятно, они априори против всего, что делает Путин. Нет, увы - и у нас дома поднимается волна возмущения: как же так, это же общенародное достояние, нельзя его возвращать попам, погубят шедевр, это преступление! Подписываются петиции, даже новый директор Пушкинского музея говорит о том, что икона «никогда не была представлена как чудотворная», и "основное в «Троице» не религиозное, а искусствоведческое значение".
Горько даже слышать такое - потому что это не просто неуважение к "чувствам православных верующих" (нет, это не намек на статью УК), а просто неуважение к истине. Икона Рублева действительно находится в очень сложном состоянии - треснутая доска, повреждения красок (изначальное письмо вообще было очищено всего сто лет назад) и т.д. Все это понятно - но никто ведь не собирается просто помещать икону в иконостас Троицкого собора в Лавре в том же виде, как она была в начале прошлого века. Икона сейчас находится в специальном коробе, в котором поддерживается необходимый температурно-влажностный режим - и в подобных же условиях она, несомненно, будет находиться и в соборе Лавры. То есть рассуждения о том, что "она начнет себя чувствовать очень плохо ... там, где много открытого огня (свечей)и людей, которые потеют и дышат" (это цитата из статьи одного искусствоведа) - они изначально от лукавого. А в музее люди не дышат?
Очень популярно и сравнение иконы с больным - мол, она должна находиться в стационаре под постоянным присмотром опытных специалистов, перемещать ее куда-либо недопустимо. Именно поэтому, кстати, музейщики десятилетиями противились даже временному расставанию с "Троицей" - и только прошлым летом, на празднование 600-летия обретения мощей предоподбного Сергея Радонежского ее на несколько дней отпустили в Лавру. И после той поездки было выявлено 60 изменений, "болевых точек" - что стало дополнительным аргументом для противников возвращения "Троицы".
Теперь некоторые из них кликушествуют о том, что она будет утрачена, "рассыпется" чуть ли не в ближайший год. И это при том, что его она проведет в стенах Храма Христа Спасителя (в той же капсуле), потом пройдет очередную реставрацию и только после этого поедет в Лавру. Где за ней будут следить музейные специалисты - то есть никто не собирается рисковать национальным достоянием. Просто кроме "искусствоведческого значения" у "Троицы" есть и другое, даже более важное - это наша святыня. И в этом качестве ей место в храме - ее естественной среде обитания и поклонения.
Против этого, кстати, тоже возражают даже некоторые христиане - ну что за "язычество", ну при чем здесь конкретная икона, молятся вообще не иконе, а у иконы, хватит уже этого фетишизма. Увы - тут бесполезно даже пытаться объяснить смысл происходящего тем, кто оперирует терминами "православнутые" или "победобесие".
Возвращение "Троицы" имеет огромное духовное и символическое значение - и не случайно оно происходит в момент испытаний для всех русских и всего русского мира. Испытаний военных и духовных, требующих не только крепости веры, "стояния в духе", напряжения материальных и моральных сил - но и исправления ошибок, возвращения к сути собственного бытия русской цивилизации. Происходящее на Украине это ведь тоже трагическое испытание, искупление, путь к исправлению ошибок - наших общих и наших предков.
Возвращение "Троицы" - исправление неправедного, покаяние за ошибки, вера в возрождение русского народа и России. Материальную сохранность рублевской иконы мы точно в состоянии обеспечить в любом месте - а вот она может дать нам гораздо большее: помочь нам сохранить нашу душу, нашу веру и народ. Спасти Россию - которая, не забыв своих святынь, не предала саму себя.