itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«На передовой от причастия не отказываются»

Как капитан Якименко стал священником и служил с Героем России

0
520
Время на чтение 4 минуты

«На передовой от причастия не отказываются»Источник: Крестовский Мост

Памятное фото 10-летний давности: отец Михаил Васильев и отец Сергий Якименко причащают военнослужащих

33 года назад Сергей Якименко окончил Высшее инженерное училище Ракетных войск и готовился к военной карьере. А сегодня он – иерей Сергий, служит в храме Великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца при Главном штабе Ракетных войск стратегического назначения. В конце прошлого года получил высокую награду – медаль благоверного князя Димитрия Донского «за мужественное несение пастырского служения в военных условиях».

Всё началось… с уборки

Этот «стратегический» храм находится в подмосковной Власихе. Его настоятелем был легендарный отец Михаил Васильев, Герой России, погибший в ноябре прошлого года. Отец Сергий был правой рукой отца Михаила во всех его служениях, в том числе и в горячих точках.

Сам он из семьи военных: отец, брат, дед, прадед — все служили в армии. И Сергей поначалу пошёл этим же путём.

К вере его привела мама, когда он уже был офицером. Она трудилась за свечным ящиком в только что построенном храме во Власихе.

Началось служение будущего священника с уборки: несколько лет он помогал наводить в церкви чистоту и порядок.

Совет отца Михаила

Однажды отец Михаил посоветовал ему, капитану, поступать в Православный Свято-Тихоновский университет. Сказал: «Надо тебе держать путь в священники».

— Первой моей реакцией были сомнения и неуверенность, — рассказывает отец Сергий. — Я знал, что там нелегко учиться, что некоторые поступают и не могут окончить. Да и возраст был уже немалый, далеко за тридцать.

И всё-таки он послушался: поступил и отучился на богословско-пастырском факультете. На 4-м курсе его рукоположили в диаконы, позже — в иереи.

— Отец Михаил стал мне и духовником, и отцом, — говорит он. — У него можно было спросить любой совет. Мне повезло в жизни, что я его встретил. Я ведь раньше жил совсем по-другому. У меня был один ребёнок, а теперь — четверо. Я успел побывать коммунистом… Если бы не он, не знаю, как бы сложилась моя жизнь. До прихода к вере было ощущение какой-то неопределённости, неустойчивости. Господь же всё чётко выстроил.

«Надул, нагрел — и служи»

Военный священник — не такой, как гражданский. Он не сидит на приходе, не ждёт, когда к нему придёт народ. Наоборот, он идёт к военным — в казармы, на плац, в клубы, в окопы.

Отец Сергий показывает мне деревянные ящики, где хранятся богослужебные предметы, и рассказывает о мобильных храмах, с которыми можно десантироваться и развернуть их даже в чистом поле:

— Есть два вида храмов — зимний и летний. Зимний — это надувной шатёр на полторы сотни человек, с ним действительно можно десантироваться. Сорок минут уходит на его подготовку. Он может совершенно автономно работать, у него есть генератор, который выдаёт электричество, и тепловая пушка. Надул, нагрел — и готово, служи литургию. А летний мобильный храм — это прицеп к машине, который быстро разбирается и превращается в мобильный алтарь. Вверх выдвигается небольшой купол, вбок — «пономарка». Прихожане стоят на улице. Если погода позволяет, можно служить до октября. Мы всегда старались всё иметь с собой, а иначе возникают проблемы. Несколько раз бывало, что приезжаем в часть, нам говорят: вот вам пустой клуб, — а там нет света, розетки не работают. Такие ситуации нужно предусмотреть.

На линии фронта

— Десять лет я служил диаконом и ездил с отцом Михаилом, — продолжает священник Сергий. — Совершали мобильные литургии в лесах, в полях, в казармах, в военных клубах. За это служение Святейший Патриарх Кирилл, когда меня рукополагал в священники, сразу дал мне и камилавку, и набедренник.

Поездки в горячие точки — особая история. Тут не просто богослужение, а серьёзный риск. За прошлый год отец Сергий четыре раза был в зоне боевых действий.

— Отец Михаил брал с собой семь-восемь священников и ехал с ними на передовую. И по всей линии фронта — на протяжении полутора тысяч километров — нас распределял. Один батюшка на 150-200 километров. Отслужил на одном месте три-четыре дня — тебя перевозят в другое место. А сам отец Михаил в это время всюду ездил и всех священников контролировал.

Главное «оружие» пастыря

За три недели пребывания в зоне военных действий через одного священника проходило около пяти тысяч военнослужащих: занятия, проповедь. Многие причащались на передовой.

— Военный священник должен обязательно присутствовать там, где идут боевые действия, — говорит отец Сергий. — Сам он не имеет права брать в руки оружие. Но он не просто поддерживает солдат. Поддерживает Бог. А священник совершает Таинства. Исповедь и причастие — его главное «оружие». И они должны совершаться в том числе и там, где «жарко». Я не видел ни одного крещёного человека, который бы, находясь на передовой, отказался исповедоваться и причащаться. Даже напоминать не надо, наоборот, люди сами к тебе обращаются: «Батюшка, а я? Про меня не забыли?»

Когда протоиерей Михаил Васильев погиб, прихожане и клир храма во Власихе поначалу пришли в смятение: что теперь делать?

— Чтобы заменить его одного, надо человек десять поставить, и то могут не справиться, — с грустью отмечает отец Сергий. — У отца Михаила была редкая энергия, его все знали — от армейских генералов до журналистов на телевидении. И все к нему относились с огромным уважением. Основным делом его жизни было возрождение института военного духовенства. Он занимался этим двадцать пять лет. И мы это продолжим.

Елена АЛЕКСЕЕВА

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Алексеева
В гостях у Иоанна Кронштадтского
Что сейчас встречает нас в квартире, где святой Иоанн увидел Богородицу
19.12.2018
Инокиня Евгения (Сеньчукова): Я поняла, почему Бог мне не отвечал
Как московская журналистка приняла монашеский постриг вслед за своим отцом - известным врачом-реаниматологом
29.06.2018
Игумен Афанасий (Селичев): Поиски Бога за 101-м километром
Как юноша из Петушков мечтал стать историком, а стал игуменом монастыря, в котором находится исторический музей
29.03.2018
Все статьи Елена Алексеева
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30