Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (61) за 2022 г.
История в рамках школьного курса остается в памяти большинства людей чередой постоянных вооруженных конфликтов, приобретений или утрат территорий, сильных правителей или неудачников.
И две тысячи лет война,
Война без особых причин…
Виктор Цой
Противостояние Запада и России носит экзистенциальный характер, идет уже столетия. Сегодня этот цивилизационный конфликт перешел в стадию гибридной войны, где помимо прямых военных столкновений и прокси-сражений можно выделить экономические и ментальные войны, включающие информационно-психологические, когнитивные и кибернетические методы воздействия на противника с целью оккупации его духовного пространства.
Каждый тип войны разделяется по уровням — тактический, оперативный и стратегический, различающиеся масштабами, временными рамками и способами ведения. В рамках той же ментальной войны выделяются уровни:
- тактический — информационные кампании (дни, недели, месяцы);
- оперативный — когнитивные операции (недели, месяцы, год);
- стратегический — ментальная война (годы, десятилетия).
С февраля 2022 года противостояние России и США / коллективного Запада перешло в качественно другое состояние, ключевым направлением осталась экономическая война, перешедшая на стратегический уровень с оперативного.
Вооруженное противостояние выросло до оперативного (СВО на Украине), ментальная же война пока идет на тактическом (информационном) уровне и отчасти на когнитивном уровне, элементы стратегического ценностного противостояния только начинали проявляться. Переход противостояния на этот стратегический уровень означает объявление цели полного уничтожения противника, вычеркивание его из истории.
И на Западе об этом уже начали говорить в открытую!
Нам тоже необходимо отказаться от иллюзий, понять и решить для себя — договориться с «этим Западом» уже невозможно. Тут от нас нужна стойкость, концентрация, умение держать паузу, упорство в достижение своих стратегических целей — здесь нужна ДЛИННАЯ ВОЛЯ!
Блицкриг ментальной войны
Для каждого типа войн характерны свои стратегии, операции и блицкриги, свои сроки, периоды, ресурсы, понятия темпа и др.
Так (несколько условно) сроки блицкрига для:
- вооруженных войн — ок. 40 дней дня (план Шлиффена) и ок. 100 дней (план Барбаросса);
- экономических войн — 5–9 месяцев (разрушение текущих экономических процессов) или 2–2,5 года (разрушение инфраструктуры и производственных процессов);
- ментальных войн — 1–2 года (предательство элит) или 8–15 лет (формирование новой идентичности у населения).
В феврале — марте 2022 года Запад допустил ошибку, проигнорировал естественные периоды и сроки, понимая невозможность прямого вооруженного поражения России на Украине, попытался обеспечить блицкриг в экономической и ментальной войне в сроки привычного вооруженного противостояния.
Ментальная война — долгая стратегия, путь манипуляций, скрытых действий, введение противника в заблуждение, искажение/подмена ценностей и смыслов, изменение/перезагрузка мировоззрения и разрушение социально-коммуникационной системы противника. Это достигается за счет манипулирования:
- фактами — противник принимает невыгодные ему решения, исходя из неверных представлений о текущей ситуации и ее развитии — информационная война (тактический уровень);
- процессами принятия решений — противник думает, что двигается к своей цели, но реально реализует чужие планы — когнитивная война (оперативный уровень);
- целями и смыслами — противник сам стремится и прокладывает путь к своей гибели — ментальная война (стратегический уровень).
В отличие от других типов войн, основное поле битвы ментальной войны располагается как внутри общества противника, так и (во многом) снаружи.
Ментальная война Запада против России — это про стратегическую конкуренцию ценностей и этических систем.
Для ведения этой войны требуется серьезная и долгая информационная подготовка, деформация/демонтаж национальной системы образования и воспитания, выявление, накопление и размещение разного уровня компрометирующих культуру, историю, традиции, власть и общество закладок, кропотливая сетевая работа по формированию «пятой колонны» на всех элитных уровнях, включая формирование пула, пронизывающего агентами влияния все медиа — от государственных и муниципальных СМИ до частных Сетей и ТВ-каналов — с целью перехвата и оккупации информационного пространства.
Блицкриг ментальной войны заключается в параличе воли противника через воздействие на его элиту и СМИ, чтобы затем их же руками развалить государственные институты, разложить армию и силовые структуры.
Блицкриг проявляется в виде переворотов/революции и/или гражданской войны, сопровождаясь попытками разложить и перехватить власть через «пятую колонну» сформированную методами выявления, вовлечения, подготовки и подкупа — много заранее.
Потому прямые публичные действия на подготовительном этапе ментальной войн не приветствуются, ибо проявляют и обнажают истинные цели, требуя от представителей формируемой внутри противника «пятой колонны» деанонимизации, после которого многие будут вынуждены «сниматься с насиженных мест» и, вполне вероятно, в итоге бежать из страны.
В начале 2022 года Запад запустил сценарий блицкрига ментальной войны, не проведя достаточной предварительной подготовки внутри русского мира, не создав красивой, но лживой альтернативы и, тем самым, нарушил правила и логику действий.
Первый акт борьбы не принес Западу успеха, но привел к потере стратегической инициативы, к значительному кадровому и репутационному ущербу для «пятой колонны» — по многим персоналиям стало ясно «who есть кто».
Хотя, увы, этот процесс проявления «пятой колонны» не обрел пока необратимого характера — о полной неудаче Запада можно будет судить лишь к середине 2024 года, когда к элитам и населению России окончательно придет понимание невозможности договориться с Западом и вернуть все «как было».
Экономическая война. Время и возможности
По аналогии со сроками блицкрига в вооруженной войне в первые 3–4 недели СВО на Украине, Запад попробовал запустить блицкриг не только в ментальной, но и экономической войне. После чего Запад с удивлением столкнулся не только с отсутствием должной поддержки крупных стран не-Запада и невозможностью быстро заставить их встать на свою сторону, но и с внутренней оппозицией, в виде скрытых симпатий к России и саботажа анти-российских действий отдельными европейскими странами и секторами западного общества.
Одномоментное введение основных экономических санкций и ограничений привело к утрате США и Западом, в целом, стратегической инициативы, позволили России перестроить экспортно-импортные потоки, сорвав обрушение нашей экономики. Более того, собственные экономические проблемы США и ЕС оказались по некоторым аспектам более значимыми, чем таковы для России.
Ставка США на экономический блицкриг поставила под угрозу доверие ко всей западной системе потоков и каналов (товары, финансы, информация, люди и др.), ускоряя деградацию, распад глобального мира, подталкивая страны не-Запада и союзников искать альтернативные варианты и пути.
В попытке достижения блицкрига Запад, упустив нужный момент, лишился оперативных рычагов воздействия на товарно-транспортные потоки и логистику России. Теперь достижение результата невозможно без долгой подготовительной работы, договоренностей, торгов и соглашений. Более того, перекрытие для России стратегических коммуникаций потребует серьезной зачистки политических элит стран, так как для многих будет тождественно национальному самоубийству и катастрофе. Фактически западные элиты должны будут предать своего избирателя и национальные интересы государств, присягнув глобальному гегемону. Этот процесс предательства уже активно идет. Недавнее заявление главы МИД Германии Анналены Бербок: «Неважно, что думают мои немецкие избиратели, я хочу сдержать обещание людям Украины!», — лишь одна из иллюстраций этой тенденции.
Обрушения текущих российских экономических процессов не произошло, как, скорее всего, не будет и обрушения инфраструктуры и производственных процессов, включая поставку оборудования и запчастей для основных производственных циклов, по истечению 2–2,5 лет.
Это будет непростая, но решаемая для России задача, особенно в свете сохранения индустриального ядра в виде Ростех, Росатом, Роскосмос и др., инженерной школы, опыта и навыков мобилизации и отечественных кулибиных. Состояние у нас, конечно, неидеальное, но на Западе с этим все много хуже.
К факторам, обеспечивающим бОльшую живучесть России и ее экономики, следует отнести и то, что объективно мир находится в кризисной/катастрофической ситуации, когда обладание ресурсами (энерго-сырьевыми и социальными) становится более значимым фактором, нежели обладание технологиями.
Россия всеми необходимыми ресурсами для суверенного развития обладает. Технологическое отставание в условиях мирового кризиса в ряде областей — некритично и может быть ликвидировано. Для этого у нас есть не только сырье и энергия, но вполне высокообразованное и пассионарное общество, особенно на фоне конкурентов и противников, научные школы и технологические заделы и, в том числе, финансовые ресурсы и безопасность, что позволяют закупить необходимые технологии и/или переманить в ближайшие годы их носителей.
Если бы у Запада в запасе было 5–7 спокойных лет, без социально-экономического кризиса, России пришлось бы очень нелегко, но этого времени у них нет. В США и ЕС началась рецессия, официальная инфляция вышла на двузначный уровень, только начав свой рост.
Запад в целом — а Европа в особенности — находится в крайне незавидном энерго-дефицитном положении. Причем не хватает не только и столько физической энергии и ресурсов, сколько социальной энергии. Не хватает пассионарности! А это куда более серьезная — цивилизационная — ущербность и уязвимость!
Далее будут перманентные политический, энергетический и социально-экономический кризисы, переходящие в 2024–2025 гг. в социально-экономическую катастрофу, где никому не будет дела до России.
В этих условиях — создание новых точек роста и мобилизации экономики страны за Уралом, в Сибири, Арктике и Дальнем Востоке, но прежде всего восстановление Донбасса и освобожденных от нацистов территорий бывшей УССР — могут стать механизмами «перезапуска» и суверенизации экономики России первой половины XXI века.
Именно там сейчас (вокруг СВО) накапливается пассионарная энергия общества, политическая воля власти, происходит возрождение отечественной экономики на основе синтеза лучших сторон государственного планирования и рыночной самоорганизации с определяющим значением лидерской, организующей роли государства.
Именно там сейчас идет сборка «Русского мира» — включение в его сферу освобождаемых от нацистов территорий бывшей УССР, которое должно продолжиться возвращением в страну соотечественников, проживающих за рубежом.
Таким образом, текущее противостояние России и США и Запада в целом, — очень драматично и сложно, так как происходит на фоне кризисных/катастрофических процессов в мире, балансы постоянно меняются, практически все параметры имеют динамический характер и очень зависимы от временнОго фактора.
В попытках решить вопрос быстро и малой кровью, наши противники попробовали реализовать блицкриг в экономической и ментальной войнах, нарушив практически все принципы, сроки и логику этих типов войн.
Благодаря целой серии ошибок Запада Россия относительно легко смогла не только избежать проигрыша в блицкриге экономической и ментальной войн, но заложила основу для итоговой победы. Для укрепления тенденции нужна концентрация на национальных интересах и твердая политическая воля к этому.
Обжиг русского мира
В сложные периоды истории, борьбы крайне важна сплоченность и единение общества и элит.
СВО закончится нашей победой, но гибридная война с Западом, по сути, не имеет сроков. Это цивилизационное столкновение!
В конце февраля 2022 года началась новая эпоха — война Запада с Россией перешла в горячую фазу, ставки резко возросли. Ради выживания России мы должны стать монолитными. Элита народной империи должна быть идейной — способной жить и действовать ради высокой ИДЕИ служения Отечеству.
Очищающий элиты эффект от СВО и драматических событий на территории бывшей УССР — способствует решению этого вопроса. Общественный подъем и сплочение вокруг СВО, с поддержкой более 80 % населения— катализирует этот процесс!
Метафора… Специалисты знают — керамика только после обжига (!) становится единым неразделимым изделием. После обжига изделие нельзя разобрать по частям. Можно только разбить. СВО — это «обжиг» Русского мира.
Пока мы едины — мы непобедимы!
(В статье изложена личная точка зрения авторов).
Авторы:
Андрей Ильницкий, действительный государственный советник 3 класса, член Совета по внешней и оборонной политике
Андрей Школьников, политолог, геостратег