Год 2022-й от Рождества Христова ушел в прошлое, оставив целый ряд воспоминаний о путешествиях в интересные места, о которых хочется поделиться и с вами. Новогодне-Рождественские каникулы позволяют чуть отвлечься от трудовых и бытовых забот и хлопот, поднять архивы и проиллюстрировать наиболее яркие страницы года.
В уже ставшем прошлогодним посте почти под занавес года рассказал об удивительном месте – Планетарии №1 Санкт-Петербурга: https://vk.com/wall255057827_33279 Решил по мере сил и свободного времени периодически размещать то, что не успел опубликовать в ушедшем 2022-м из своих заметок путешественника. Перемещений было немало и места есть действительно достойные внимания. В одно из таких перемещений в Центральную Россию пришлось делать пересадку с одного поезда на другой. В запасе было 8 часов и ранним утром десантировался на экскурсию по городу, где был несколько раз по приглашению местной администрации выступать с докладами антисектантской направленности. Один из таких приездов остался в видеоархиве: https://youtu.be/fIMDhWdqITU и посте нашей группы поддержки жертв сект в ВК: https://vk.com/wall-86696797_3261 По итогам выездов и полученных данных написал серьезную аналитику руководителе областного отделения «Юнармии» и по совместительству пасторе-сектанте неопятидесятнического толка. Последняя часть опубликована за месяц с небольшим до того, как меня «закажут» ростовским «оборотням в погонах» и их кураторам в Москве другая неопротестантская группировка: https://ruskline.ru/analitika/2018/09/2018-09-10/kak_rossijskij_patriotizm_sdayut_v_chuzhie_ruki/ Ярославль толком ни разу не удавалось посмотреть в тех рабочих поездках. А здесь, предоставленный сам себе, наконец-то увидел этот старинный русский город во всей своей красоте и величии. Давайте прогуляемся вместе!
Первое видео в приложении насыщено самыми впечатляющими видами, который открываются на набережной Ярославля у Стрелки – месте слияния рек Волга и Которосль: https://vk.com/video255057827_456242422 Именно здесь в далеком XI веке построен Ярославский кремль, а в двух километрах севернее, на берегу Волги – Петровский (Петропавловский) монастырь, взорванный коммунистами в 1937 году. Как сообщает Википедия, между ними разрастались городской посад и предместья, к XVI веку занявшие всю протяженность современной набережной. Возвышавшиеся вдоль набережной храмы – Успенский собор, Ильинско-Тихоновская, Борисо-Глебская, Никольская, Христорождественская, Благовещенская и Петропавловская церкви — были основаны ещё в XI—XIII веках. В XVII веке на набережной появились каменные жилые дома и оборонительные сооружения, были перестроены в камне все церкви. Из зданий того времени сохранились митрополичьи палаты, Волжская башня и Благовещенская церковь. Она на фото 6. К 1000-летию Ярославля, в 2010-м году, был реконструирован нижний ярус набережной — его расширили почти по всей длине, укрепили берег шпунтами Ларсена, вымостили гранитом новую прогулочную дорожку, а старую сделали первой в Ярославле велодорожкой. Велосипедистов тут и ранним утром увидел немало, пешеходов практически не наблюдалось.
От набережной, нагулявшись вдоволь, надышавшись чистейшим утренним приволжским воздухом, налюбовавшись пейзажами, поднялся по длинной-предлинной лестнице к собору Успения Пресвятой Богородицы, попутно зафиксировав общую панораму набережной. Фото 5. Вид, безусловно, завораживает!
Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по инициативе ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжьего двора. Храм был торжественно освящен в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции в честь праздника Успения Богоматери – Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью. В 1501 году случился пожар, и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века – Василия и Константина Всеволодовичей, которые впоследствии стали главной соборной реликвией. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года, вероятно, на месте предшествующего. Когда Успенский собор обветшал, по царскому указу 1642 года было велено новую каменную соборную церковь сделать на новом месте, а старую разобрать, сохранив лишь бывший под церковью погреб, где находилась «зелейная и свинцовая казна», укрепить его и использовать по тому же назначению. В 1646 году был возведен и освящен одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней. Во второй половине XVII века в Ярославле происходило казенное строительство, и в 1659 году появился указ царя о постройке новой соборной церкви, так как старая имела скромные размеры и пострадала (крыша, главы и прочие наружные постройки), хотя и менее других, в пожаре 10 июля 1658 года, в котором сгорела большая часть строений Ярославля. Новый собор представлял собой шестистолпное пятиглавое здание, при северном, западном и южном входах были построены каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века. Собор сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер расписан в 1671–1674 годах, это письмо сохранялось без обновления до 1825 года. Успенский собор сильно пострадал в результате артиллерийского обстрела Ярославля коммунистами в 1918 году, в разгар битвы за Россию против богоборцев, ставленников известных сейчас многим семей инородного происхождения. В 1922 году храм волею тех же ненавистников русской веры был закрыт и отдан под биржу труда. Осенью 1924 года проведена частичная его реставрация, с 1930 по 1937 год в нем размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван. 26 октября 2004 года был заложен Успенский собор на том же месте, но по новому проекту. Открыт к 1000-летию Ярославля, став кафедральным собором Ярославской митрополии и епархии.
Вечером 27 августа 2010 года архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл провел первое богослужение в новом храме – несмотря на то, что ещё не все строительные работы были завершены. Внешний вид на сегодняшний день: фото 1–2. На втором фото видна необычная скульптурная композиция. Это единственное в России скульптурное изображение ветхозаветной Святой Троицы. С одной стороны, это попытка скульптурно осмыслить великое творение Андрея Рублева, а с другой – найти современное художественное решение. Скульптура «Троица» установлена в честь 1000-летия христианства на Руси рядом с фундаментами разрушенного большевиками Успенского собора, став одним из символов города и послужив началом строительства нового Успенского кафедрального собора.
Застал раннюю утреннюю службу в нем, чему был несказанно рад. Смог и поприсутствовать, и приложиться к мощам святых отцов Церкви. Фото 3. Здесь находятся мощи святых благоверных князей Ярославских Феодора Ростиславича и его сыновей Давида и Константина, а также частицы мощей святых благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей. Продвигаясь в сторону еще одной достопримечательности города, ставшей особенно популярной у туристов после выпуска Центральным Банком России купюры номиналом 1000 рублей, невозможно не поразиться числу действующих храмов. Взорвать все у атеистической нечисти, слава Богу, духу не хватило. Один из них обратил не себя особое внимание необычным декорированием фасада. Это церковь Богоявления Господня. Построена в 1684–1693 годах на средства купца гостиной сотни Алексея Авраамович Зубчанинова. Известна фресковой росписью и изразцовым убранством фасадов. Расположена на названной по ней Богоявленской площади. Барабаны с главами стоят на крупных декоративных кокошниках. С юга к храму примыкает придел вологодского святого Дмитрия Прилуцкого, с севера – придел в воспоминание Страшного суда Христова. Внутреннее пространство основного куба освещено девятью высокими окнами. После пожара 1753 года старые деревянные главы, венчающие изящные барабаны, были заменены новыми, причудливой барочной формы. В 1950-е главы церкви и ее изразцовый декор были реставрированы. Мимо пройти невозможно. См. фото 6. Расположена на названной по ней Богоявленской площади.
И вот я у Спасо-Преображенского монастыря. Именно здесь был найден список «Слова о полку Игореве» – знаменитого памятника древнерусской литературы. Он сыграл значительную роль в истории Ярославля, будучи долгое время его духовным, культурным и экономическим центром. Основан в 1216 году за стенами тогдашнего города, заняв угловое положение в системе городских оборонительных сооружений. В 1216–1218 годах в монастыре работало первое в Северо-Восточной Руси духовное училище, затем переведенное в Ростов Великий. В 1216–1224 годы в монастыре построили Спасо-Преображенский собор. В честь образования Ярославского княжества в 1218 году, по преданию, у юго-восточного угла собора возвели миниатюрную Входоиерусалимскую церковь, которая, к сожалению, не сохранилась. Уже в первой половине XIII века в монастыре образовалась большая библиотека, велась работа по переписке книг. После пожара 1501 года, в котором сильно пострадали строения монастыря, в 1516 году освятили заново построенный по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского кремля Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до сих пор. Сейчас это древнейшее строение Ярославля, а его фрески, написанные в 1563–1564 годах, – древнейший памятник стенописи в городе и один из двух в России, сохранившихся с эпохи Ивана Грозного (второй – Успенский собор Свияжского Успенского монастыря). Тогда же построили первую каменную башню – Святые ворота. Они на фото 4. Для нового собора московскими и местными художниками был создан большой иконостас. От этого иконостаса до наших дней сохранилось тринадцать икон деисусного чина, храмовый образ и три иконы нижнего, местного ряда.
Любил посещать монастырь русский самодержец, царь Иоанн Грозный. К концу 1560-х годов от него было получено 55 жалованных грамот, дающих во владение монастырю 6 сел и 239 деревень, рыбные ловли и соляные варницы, а также освобождение от общего тягла на ярославском посаде и судебный иммунитет. Его сын, царь Федор Иоаннович, пожаловал монастырю 12 грамот. В 1609 году во время Смутного времени Спасский монастырь и Земляной город с кремлем выдержали осаду отрядов пана Будзило и воеводы Наумова, продолжавшуюся около месяца, в то время как остальная часть Ярославля была захвачена. Именно отсюда, от стен этого монастыря в 1612 году земское ополчение Минина и Пожарского отправилось на освобождение Москвы от польских шляхтичей. С 21 марта по 16 апреля 1613 года в монастыре пребывал будущий царь Михаил Романов, находившийся здесь проездом из Ипатьевского монастыря в Москву. Отсюда им отправлена своя первая грамота – о согласии на престол.
В 1621–1646 годах были перестроены стены монастыря, пострадавшие во время осады, – они стали более крупными. К концу XVII века длина стен достигает 820 метров, высота – 10,5 метров, толщина – 2,8–3 метра. Сегодня именно их мы и видим. Монастырь владел значительной территорией в западной части города вдоль дороги на Углич, где в XVII веке выросли ряд монастырских слобод – Спасская, Богоявленская и другие (всего более 300 дворов). В результате он стал значительной силой, влиявшей на социальную и хозяйственную жизнь Ярославля, соперничая и иногда конфликтуя с его посадом. В монастыре погребены причисленные к лику святых ярославские князья Федор Черный и его сыновья Давид и Константин, архиепископы Ростовские Прохор и Трифон, ярославские князья Василий Давидович и Александр Фёдорович, лаодикийский митрополит Парфений Небоза, архиепископ Нил (Исакович).
Ныне монастырь недействующий. На его территории размещается Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, привлекающий ежедневно сотни, а то и тысячи туристов. При мне около 10 автобусов привезли экскурсионные группы. Нетрудно себе представить, сколько людей за день посещает это, безусловно, во всех смыслах значимое не только для региона, но и для всей России место! Меня же ограничивало время и осмотреть монастырь не удалось.
Перейдя дорогу, я оказался в месте, которое видели ВСЕ, но не всегда всматривались в его изображение. Речь идет о часовне Казанской иконы Божией Матери, стоящей на набережной реки Которосль перед Святыми воротами Спасо-Преображенского монастыря. Освящена в честь Казанской иконы Божией Матери в августе 1997 года во время празднования 385-летия выхода народного ополчения Минина и Пожарского на Москву. Википедия приводит историческую справку. Вставлю и я ее здесь. Второе народное ополчение, возникшее в Нижнем Новгороде для освобождения Москвы от захватчиков, двинулось вверх по Волге и остановилось в Ярославле, где в течение четырех месяцев набирало силу. В период стояния ополчения (его штаб находился в Спасо-Преображенском монастыре) Ярославль выполнял функции столицы государства. От стен монастыря ополчение 27 июля 1612 года двинулось на Москву. Часовня возведена в память об этом освободительном походе и особой роли Ярославля в период Смутного времени. Именно она изображена на 1000-рублевой купюре. Вид, конечно, имеет весьма далекий от канонического. Верхняя часть часовни-памятника представляет собой восьмерик, увенчанный шатровым перекрытием с золоченой главой на узком барабане – прием, широко распространенный в ярославском зодчестве XVII века. Восьмерик опирается на четыре арки, оформленные в виде перспективных порталов. Диагональные контрфорсы, поддерживающие арки, придают сооружению сходство с обелиском. Во внутреннем пространстве часовни, под восьмериком, подвешен небольшой колокол. За ним, в восточной арке, помещена витражная преграда с ростовым изображением Христа Спасителя. В основании витража, под колоколом, расположена плита со словами «Народному ополчению 1612 года от благодарных потомков». На гранях восьмерика размещены иконы, выполненные в виде рельефных изображений: с запада – Казанской иконы Божией Матери, с севера – Георгия Победоносца, с юга – Архангела Михаила, с востока – Спаса Нерукотворного. Небольшой обзор часовни и окружающих видах в моей видеозарисовке: https://vk.com/video255057827_456242423
Уже начиная чувствовать время, которого оставалось все меньше до отправления поезда на родные Юга, успел совершить небольшой марш-бросок и выйти к памятнику основателю города – Ярославу Мудрому. Он тоже изображен на той же 1000-рублевой купюре вместе с гербом Ярославля – медведем с секирой. Любой человек, побывавший здесь, непременно узнает, что Ярослав Мудрый зарубил в овраге секирой медведя, и это происшествие послужило основой для герба. Памятник торжественно открыт президентом РФ Ельциным в 1993 году. На барельефах, украшающих пьедестал, изображены герб Ярославля, поединок Ярослава с медведицей, легенда о котором легла в основу герба, и князь за работой. Трудился он и интеллектуально немало. При нем был создан свод законов «Русская Правда», появилась крупная библиотека. Стоит монумент на упомянутой выше Богоявленской площади, словно встречая путников, прибывающих в Ярославль со стороны столицы, и символизирует тесные связи с Москвой. Он и площадь Богоявления – традиционное место посещения свадебных кортежей жителей города. Фото 7.
Завершая экскурсию, ставлю фото 8 с планом Ярославля и отмеченными на нем достойными внимания любого посещающего этот старинный русский город достопримечательностями. Коих здесь за века накопилось очень и очень немало. Что и находит отражение в присвоенном Ярославлю статусу Столица «Золотого кольца» России.
Приезжайте сюда, точно не пожалеете! Даже если окажетесь проездом, не поленитесь и пройдите хотя бы по историческому центру города. Обязательно узнаете лучше историю нашей России, судьба которой не раз определялась в этих местах. Заодно, возможно, лучше определите свое место в определении дальнейшей судьбы наших народов и займете более активную гражданскую позицию. Лично меня это посещение Ярославля укрепило в своей. Чего и вам, дорогие друзья, от всей души желаю!