8 января президент Александар Вучич сообщил о рекордном наплыве агентов иностранных спецслужб: «В этот Новый год Белград стал новой Касабланкой. Не было шпионов, которые бы не оккупировали наши отели, столько шпионов никогда еще не было. Мы зафиксировали рекорд, перед Новым годом и после Нового года из-за всего, что происходило в Косово и Метохии».
Заявление не осталось без внимания и дало повод предположить, что сравнение с Касабланкой свидетельствует, что в период праздников президент нашел время посмотреть музыкальный мелодраматический кинофильм 1963 года французского режиссёра Анри Декуэна. Фильм известен тем, что, помимо других песен, испанская актриса и эстрадная певица Сара Монтьель исполняет ставшие знаменитыми на весь мир Bésame Mucho и «Жизнь в розовом свете».
Казалось бы, можно только порадоваться: ничто человеческое президенту не чуждо и почему не насладиться красивой музыкой фильма, название которого – «Ночи в Касабланке». Но в иностранном прокате фильм получил другие названия – «Касабланка — гнездо шпионов», «Шпионское гнездо в Касабланке». Отсюда и сравнение. Но А. Вучич настаивает, сербский лидер даже указал конкретные даты – «с 20 декабря по 5 января было такое число шпионов, какого в Белграде не фиксировали со Второй мировой войны. Очевидно, что многие готовили самые разные вещи, иностранные службы делают свою работу».
Острословы не упустили шанса и в красках принялись описывать, как сотни суровых мужчин и белокурых грудастых и ногастых лиц иного пола стоят в очереди на регистрацию в белградских отелях, чтобы зафиксировать там свои документы, фото анфас и профиль, а также отпечатки пальцев. Но шутки в сторону: А. Вучич безусловно прав в том, что спецслужбы всего мира делают свою работу, и Сербия не исключение. Как ранее заявлял сам президент Сербии, многочисленные иностранные разведки действуют на территории страны, пытаясь влиять на ситуацию и собирая данные. Заявление от 8 января – ещё одно подтверждение тому, но требующее пояснения.
Дело в том, что позиция сербских властей в данном вопросе является примером того, как руководство независимой и суверенной в прошлом страны реагирует на внешние вызовы. Стоит напомнить, что в ноябре 2019 года в Белграде вспыхнул «шпионский скандал», шитый белыми нитками, но имеющий откровенно антироссийскую направленность. Резонанс пошёл после вброса в соцсети некоего видео, которое разместил известный своей грязной репутацией «независимый болгарский журналист» Христо Грозев, признанный в РФ иноагентом. В своих комментариях к ролику он утверждал, что на видеозаписи засняты неизвестный офицер сербской армии и представитель военного атташата РФ в Сербии, то есть снята задокументирована «вербовка агента российскими шпионами».
А. Вучич потребовал от России объяснений и созвал срочную пресс-конференцию в президентском дворце. В ходе конференции выяснилось, что видео датировано 24 декабря 2018 года, то есть годичной давности. Далее стало известно, что «завербованный высокопоставленный сербский агент в МО» является давно уволенным из ВС отставным подполковником и частным предпринимателем, а сьёмки произведены по заказу ЦРУ одной из спецслужб стран НАТО. Официальный представитель МИД РФ М. Захарова назвала «шпионский скандал» в Сербии очередной провокационной историей и подчеркнула, что с подобными вещами МИД встречается с «завидной регулярностью».
Тем не менее сербский президент настаивал: «У меня только один вопрос к русским друзьям. Сербия — единственная страна, которая не ввела санкции против РФ, ни разу не голосовала против РФ, ничем не угрожала отношениям России и Сербии. Я просто спросил зачем, не вижу логики во всем». И резюмировал: «Меры нашей контрразведывательной защиты мы резко увеличили. Значительная часть стран иногда легально, иногда нелегально хочет получить данные о численности войск, расположении военных, вооружениях, планах. Мы предприняли меры, чтобы помешать таким действиям». Поскольку прозвучали прямые обвинения в адрес России, требуются некоторые пояснения и уточнения.
19 февраля 2000 года генерал-лейтенанту Бармянцеву Евгению Николаевичу Указом Президента РФ было присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда». На тот момент 30-летний А. Вучич был министром информации Сербии и должен знать кто это. Но если забыл – напомним.
Герой России генерал-лейтенант Е. Н. Бармянцев
Евгений Николаевич Бармянцев родился 10 декабря 1943 года в Сталинграде. В 1962 году поступил и в 1965-м окончил Тбилисское высшее артиллерийское командное училище имени 26 Бакинских комиссаров. В 1975 году окончил Военно-дипломатическую академию Советской Армии. В 1977-1983 годах ‒ помощник военного атташе при посольстве СССР в США, затем военный атташе при посольстве СССР в Сирийской Арабской Республике. В 1992-2001 гг. ‒ военный атташе при посольстве Российской Федерации в Югославии, генерал-лейтенант. В июне 1999 года принимал непосредственное участие в разработке и обеспечении марш-броска сводного батальона ВДВ РФ на Приштину. Скончался 18 декабря 2018 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
А чем были заняты новые «демократические» власти Сербии? Известный в Сербии политолог Срджан Перишич (Срђан Перишић) отмечает, что вскоре после агрессии Североатлантического альянса в 1999 году руководство Сербии развернулось в сторону Запада вопреки мнению абсолютного большинства населения. Под прикрытием «реформ» началась масштабная реорганизация сербской армии с таким расчётом, чтобы свести ее функции к вспомогательным в операциях НАТО. Уже к 2012 году в составе ВС Сербии осталось всего шесть бригад, а для общественности все это преподносилось как необходимая «модернизация».
14 марта 2002 года в ресторане «Шарич» был задержан с поличным при передаче секретных сведений сотруднику посольства США Джону Нейбору человек, который оказался заместителем главы правительства, депутатом скупщины, недавним начальником Генштаба. Генерал-полковник Момчило Перишич пошёл на контакт с ЦРУ в инициативном порядке, передав «документы особой важности о безопасности Союзной республики Югославия, в том числе, Косово и Метохии, а также записи заседаний коллегии ГШ», сообщало тогда сербское информационное агентство «Танюг». Задержанного быстро освободили – парламент отказался снять с него неприкосновенность.
1 июня 2003 года Сербия получила статус «потенциального» кандидата», и вскоре начались переговоры о подписании Соглашения об ассоциации и стабилизации между Сербией и ЕС. Впрочем, в мае 2006 года ЕС заморозил переговоры, потребовав передать Международному трибуналу генерала Ратко Младича, причём за информацию о его местонахождении была назначена награда в 10 млн евро. В Белграде приложили все силы: в Гаагу были отправлены бывший начальник службы безопасности Сербии Властимир Джорджевич, генерал Здравко Толимира и ряд других высокопоставленных военных. В 2008 году Агентство по безопасности и информации Сербии возглавил 35-летний Саша Вукадинович (бывший ранее директором УФСИН), который сосредоточил усилия этой созданной в 2002 году спецслужбы на выполнении требований Гааги. Вскоре был арестован и передан Радован Караджич, а генерала Р. Младича сербская спецслужба сумела найти лишь в 2011 году. Он был немедленно экстрадирован в Гаагу, где и приговорен к пожизненному заключению.
С. Вукадинович до своего назначения на пост директора БИА возглавлял Управление по исполнению наказаний в министерстве юстиции
18 июля 2005 года было подписано соглашение о транзите войск блока НАТО через территорию Сербии с использованием аэродромов, шоссейных и железных дорог, а также информационных и коммуникационных систем. В декабре 2006-го Белград присоединился к программе НАТО «Партнёрство во имя мира». С 2008 года начались активные мероприятия по реформированию сербской армии в плане подготовки её к вступлению в НАТО. Точнее говоря, «реформы» начались гораздо раньше – было проведено нескольо чисток среди старших и высших офицеров, после чего в сербской армии не осталось ни одного генерала с опытом командования соединением. Проводились все эти мероприятия по «оптимизации» под контролем британских офицеров. Так, в 2003 г. должность советника министра обороны занял британский генерал-майор Джон Мур-Бик, и таких «консультантов» в Белграде появилось немало.
В 2011-м был заключён договор о принятии Сербией кодификационной системы НАТО, в том же году сербский министр обороны и представители НАТО подписали соглашение о безопасности информации, по которому спецслужбы блока получали полный доступ к «чувствительным сведениям». В январе 2015 года подписан IPAP (Individual partnership action plan) – индивидуальный план действий партнёрства, которым предусматривалось дальнейшее расширение сотрудничества с НАТО во всех сферах военной деятельности. Месяц спустя скупщина ратифицировала соглашение с НАТО Status of Forces Agreement, в результате чего войска НАТО получили право не только беспрепятственно проходить по территории Сербии транзитом, но получать от сербских властей всё, что необходимо альянсу для транспортировки, технического обеспечения и снабжения. При этом военнослужащие НАТО получили дипломатический иммунитет и были освобождены от ответственности в случае нанесения ими ущерба и даже гибели сербских граждан. Бывший тогда премьером Александр Вучич пояснил, что НАТО необходима Сербии как союзник в деле «защиты сербского народа в Косове», а глава МИД Ивица Дачич отметил, что отрицание ценности сотрудничества с НАТО – это предательство национальных интересов Сербии. В феврале 2015-го советником А. Вучича стал бывший британский премьер Тони Блэр! Да, тот самый Тони, который был одним из самых активных сторонников силового воздействия на Сербию в пользу Косово, в том числе путём бомбардировок Белграда.
Упомянутый выше С. Перишич указывал, что особую роль в реформе оборонного сектора Сербии сыграл Амадей Уоткинс – эксперт по Балканам и реформе обороны в Академии обороны Великобритании. Он был откомандирован в Белград из британского МО в 2003 году и в течение десяти лет занимался армейской реформой в Сербии, а с 2014 по 2017 год – реформой сербского МВД. Выполнив все поставленные задачи, А. Уоткинс получил назначение в соседнюю Черногорию, где стал советником одиозного Мило Джукановича.
Вернемся к последним заявлениям президента Сербии, на которые он в январе не поскупился. После жалоб на засилье шпионов и превращение Белграда в Касабланку А. Вучич обрушился на ЧВК «Вагнер», а если точнее – на РФ, обвинив нашу страну в вербовке сербов для участия в СВО. Сербские добровольцы действительно участвуют в СВО, и это не секрет. Так, 17 января агентство РИА "Новости" взяло интервью в Запорожской области у одного из них – члена добровольческого батальона имени Судоплатова. Боец с позывным Дунай сказал: «Мы приехали поддержать русских братьев, так как мы хорошо помним события, которые были в Югославии в 1990-е годы. Мы помним ту несправедливость, которую НАТО проявило по отношении к Сербии, и ситуацию в Косово. Поэтому мы приехали поддержать русский народ в их справедливой борьбе». Заметим: это не завербованные наёмники, это добровольцы, но в Сербии им грозят уголовным преследованием. А. Вучич в армии, как известно, не служил и добровольцем не был – он предпочёл в 17 лет начать политическую карьеру, а в 23 года стал членом парламента. И должен бы знать, сколько раз русские добровольцы приходили на помощь сербам, в том числе в Косово.
А самое примечательное и знаковое заявление А. Вучич сделал 20 января после серии закулисных встреч, проведенных в кулуарах форума в Давосе с представителями США и ЕС. По словам Вучича, он сделал всё что мог для сохранения Сербии, но «нас ждут нелёгкие дни, много тяжёлых решений», поскольку на данный момент Соединённые Штаты и Евросоюз интересуют только антироссийские санкции и независимость Косово. В тот же день российский посол Александр Боцан-Харченко добился встречи с председателем Скупщины Сербии Владимиром Орличем, на которой, согласно сообщениям прессы, состоялся обмен мнениями о двусторонних отношениях и развитии обстановки в свете событий в Косово и Метохии.
23 января председатель исполкома правящей Сербской прогрессивной партии Дарко Глишич сообщил, что Александр Вучич на внеочередном заседании ознакомил руководство партии с давлением Запада на страну по поводу вопроса Косово и Метохии. На слова ряда высших партийных функционеров о том, что нужно отказаться от дальнейших переговоров, Вучич заявил, что, «если кто-то думает, что может и умеет лучше, он уйдет и если кто-то думает, что нужно экономически уничтожить страну, он передаст руководство самым умным».
Это тот случай, когда нет нужды читать между строк.