Забота о животных стала сегодня в каком-то смысле трендом. Но, конечно, в первую очередь это проявление любви – ко всему сущему, сотворенному Богом. И иногда ее отсутствие – это тревожный звоночек, выдающий черствость, «живущую» в очень даже милых и добрых людях.
Но, как ни банально прозвучит, все на свете хорошо в меру. И сплошь и рядом бывает, что привязанность к котикам-собачкам (да и не только) заметно выходит за рамки здравого смысла. Например, как в трех распространенных «сценариях», приведенных ниже. Но, если присмотреться, такие перегибы говорят ни о чем ином, как о внутренних нестроениях – духовных и душевных. Каких же? Мы попросили прокомментировать эти «духовно-психологические задачки» клирика Кинешемской епархии протоиерея Андрея Ефанова и московского психолога Александру Имашеву.
1. Друзья и родные часто слышат, как человек говорит: «Люблю животных больше, чем людей». При этом он упорно закрывается от себе подобных и ищет утешения в «братьях меньших», к которым действительно проявляет больше любви.
Александра Имашева:
– Думаю, что человек, предпочитающий животных людям, пережил в жизни (скорее всего, в детстве или юности) серьезную психотравму, которая привела его к разочарованию и установке: «Люди могут причинить боль». А животных любить гораздо безопаснее, чем людей: они не предадут. Более того, животные любят своего хозяина настоящей безусловной любовью – им не важны его внешность, успешность, финансовое положение, статус. Дело здесь не в том, что животные требуют меньше, чем люди, а в том, что отношения с ними абсолютно безопасны в плане предательства. При том, что животные дают и смысл, и покой, и тепло.
Такой человек, скорее всего, и не нуждается в советах психолога, потому что на каком-то уровне он уже свою проблему решил. К тому же простой совет окажется бесполезным – в одиночку избавиться от последствий психотравмы практически невозможно. Необходим либо опыт теплых отношений, либо психотерапия.
Протоиерей Андрей Ефанов:
– Конечно же, человеку, разочаровавшемуся в отношениях с людьми, проще направить нереализованный потенциал чувств на животных. Домашние питомцы не станут лгать, обижать – ведь их природа проще организована. Но очевидно, что любовь к животным не может заменить любовь к людям. И мы видим, как часто гипертрофированные чувства к «братьям меньшим» мешают человеку любить тех, кого любить заповедано нам в Евангелии.
Если человек замечает в себе неправильный вектор симпатий, это уже хорошо. При этом важно сделать шаг к исправлению ситуации. Например, уехать на время с домашними на отдых, поручив питомцев заботе другим людям. Или же просто научиться правильно расставлять приоритеты.
Если же вас упрекают в излишнем внимании к животным в ущерб близким, а вы за собой этого не замечаете, то постарайтесь посмотреть на себя со стороны. Ведь, если ситуация не изменится, домашние тоже могут переключить свое внимание на других, и это не обязательно будут домашние питомцы. От таких проблем порой и семьи разрушаются, к сожалению.
2. Еще один распространенный случай – когда человек подкармливает бездомных животных, создавая при этом невыносимые условия соседям (например, мусорит во дворе дома или заселяет подъезд «постояльцами»). Соседи пытаются достучаться, но безрезультатно.
Александра Имашева:
– В этом примере ситуация противоположная: конфликт интересов двух сторон. Животные здесь, по сути, не при чем: условная пенсионерка делает то, что ей хочется, не считаясь с соседями.
К сожалению, чужие установки практически невозможно изменить методом переубеждения. Особенно если речь идет о пожилом человеке. Я бы предложила не переубеждать старушку и тем более не говорить ей, какая она ужасная эгоистка, а подойти к разрешению конфликта более креативно. Например, применить один из базовых принципов психологии влияния – «принцип взаимного обмена». Мы бессознательно стремимся «отдарить» того, кто дарит нам что-то конкретное. Скажем, можно похвалить старушку за ее деятельность, договориться с зоозащитниками о доставке ей бесплатного кошачьего корма (такие варианты есть, насколько мне известно), а взамен попросить не мусорить и закрывать дверь в подъезд.
Протоиерей Андрей Ефанов:
– Бездомные животные должны жить в специальных приютах, благо их становится все больше. А постоянное проживание, например, кошек в подъездах превращает подъезды в «проблемную зону» для аллергиков и не только для них. А бродячие собачьи стаи и вовсе могут быть опасны.
Жилая зона предназначена прежде всего для людей. И чья-то «сердобольность» не должна превращать жизнь соседей в кошмар. Хотите помочь животным – купите загородный дом, перевезите туда столько животных, сколько сможете содержать, огородите участок непроницаемым забором и живите в таких условиях. Только помните, что, если и там в приоритете у вас будут питомцы, а не люди, ничего полезного для вашей души в этом не будет.
3. И еще один житейские пример – ярый любитель животных уделяет своему питомцу (например, собаке) едва ли не больше времени, чем жене (мужу). А если его укоряют, упрекает в жестокости и равнодушии к творениям Божиим. И совершенно не желает замечать в себе эту подмену.
Александра Имашева:
– Конечно, всегда хорошо стремиться к золотой середине. Но нужно понимать, что безудержная любовь к животным в ущерб человеческим отношениям не возникает на пустом месте. Животные как бы замещают то, чего человеку не хватает: общения, тепла, заботы, любви, смысла. В подобных ситуациях надо начинать не с животных, а с оздоровления отношений в семье и окружении – с ними явно что-то не в порядке. Когда эти вопросы решатся, то и проблема «гиперзаботы» о животных отпадет сама собой.
Протоиерей Андрей Ефанов:
– Вообще же христианину следует во всем соблюдать разумный баланс. Пройти мимо нуждающегося, животного или человека – безусловно ненормально, но разрушить мир в семье, довести до кошмара жизнь соседей – куда больший грех.
Не стоит пытаться спасти весь мир – над ним есть Господь. И очень важно всегда здраво оценивать себя и свое место в окружающем мире.
Подготовила Анастасия Марчук