Источник: Русский Вестник
4 ноября 2022 года в День народного единства в Москве в киноконцертном зале (ККЗ) «Измайлово» состоялась премьера символ-оперы «Александр Невский». Автор оперы и композитор Вячеслав Лопухов десять долгих лет трудился над созданием этого произведения.
С автором оперы я познакомился в Москве в начале 2015 года. Рассказал Вячеславу о деятельности нашей, появившейся в Харькове организации «Русь Триединая», о важности самого понятия «Русь Триединая» и о том, насколько важно сделать это словосочетание фактом общественного сознания. Казалось бы, поговорили и разошлись...
Сколько пустых бесплодных разговоров бывает между людьми. Прошли годы… Вячеслав звонит мне и говорит, что он закончил работу над оперой и, помня о нашем разговоре, центральной, завершающей, финальной композицией оперы звучит победный, жизнеутверждающий гимн «Русь Триединая»!
На премьеру оперы в Москве автор пригласил представителей нашей организации. В ККЗ «Измайлово» пришли мои соратники, оказавшиеся в Москве. Они участвовали в «Русской весне», некоторые из них прошли застенки СБУ и участвовали в СВО – нас трудно чем-то пробить!
Но опера произвела и на меня, и на моих друзей потрясающее впечатление.
Это не просто опера – это мистерия! В которой очень ярко явлено противоборство духовных сил, в которой звучат настоящие молитвы! Оглушительный успех, зал долго аплодировал и скандировал «Браво!» композитору Вячеславу Лопухову, музыкальному руководителю Анжелике Марковой, режиссеру-постановщику оперы Тамаре Данцигель-Дельсаль, Губернаторскому камерному оркестру Курской области, вокальному объединению «Воля», дирижеру Сергею Проскурину, Благотворительному фонду Сергея Проскурина, Президентскому фонду культурных инициатив.
Опера производит мощнейшее воздействие, очищающее душу, зрители пережили глубочайший катарсис! Когда я воспринимал оперу, в моем сознании всплывали драматические моменты, пройденного нами пути. Вспоминались живые соратники и уже вечно живые, отдавшие свои жизни за русское единство.
Вспомнил, как в декабре 2013 года, в День памяти Александра Невского, мы приехали из Харькова в Киев пошли Крестным ходом от Киево-Печерской лавры к Верховной раде – тогда мы впервые надели Георгиевские ленты. Когда мы шли по улице Крестным ходом, вокруг нас яростно бесновалась толпа майданутых бандеровцев, но в тот день мы были ограждены незримой стеной благодати Божией. В моем сознании звучали слова из фильма «Александр Невский»: «На Святой Руси не бывать врагу!».
Тогда мы провели молебен возле Верховной Рады – на месте, где стоял палаточный храм Александра Невского. Храм был снесен при Януковиче (с этого началось его падение). Впоследствии, 18 февраля 2014 года, именно на этом месте произошло массовое рукопашное побоище между майдановцами и беркутовцами, которым помогали ополченцы из городов юго-востока бывшей Украины. Тогда нами была одержана убедительная победа. Эту битву участники окрестили Ледовым побоищем, но результат битвы был украден из-за трусости Януковича. Поразительно, как вовремя появилась на свет эта сверхактуальная опера!
Драматичный сюжет разыгрался на Руси в XIII веке. Александру Невскому римские легаты передали письмо от папы римского, в котором значилось, что его отец, Ярослав Всеволодович, якобы принял католицизм и призывал к этому своего сына. Рим не интересует дань, его интересует лишь душа Русского народа. Ведь Даниил Галицкий получил корону из рук папы римского, принял католицизм и приобщился к европейскому выбору! Это же так просто и почетно!
Ярко обозначена в опере звериная сущность псов-рыцарей. И этому сатанинскому натиску противопоставлены светлые образы благоверного князя Александра и русских ополченцев, исполненных мужества и жертвенной мощи. Терзания молодого князя Александра, который воспринимает свою жизнь как форму ответственного служения народу, вверенного ему Богом, в опере явлены через музыку. Сила и глубина переживания захватывает зрителя, минуя сознание, напрямую проникает в душу. Если в фильме С. Эйзенштейна «Александр Невский» главный мотив кантаты Прокофьева – это мобилизация народного духа с призывом «Вставайте, люди русские!», актуально прозвучавшего накануне Великой Отечественной войны, то в сегодняшней символ-опере «Александр Невский», которая родилась в условиях уже начавшейся войны с коллективным Западом, звучит не только мотив мобилизации духа, но уже и победный гимн «Русь Триединая»! В этом гимне явлено пророчество о будущей победе над силами мирового зла и о воссоединении русских земель.
Настоящее искусство всегда связано с Небом. И дети, прикоснувшись к этой небесной реальности, будут выходить из зала другими людьми. Людьми, которые имеют опыт соприкосновения с Горним миром. Их души уже будут защищены иммунитетом против современных тевтонов, которые свою хищную сущность прячут за вывеской «свободы» и «демократии».
Иногда кажется, что вопиешь в пустыне безразличия, но вот происходит чудо: совершенно неожиданно посеянное тобой слово прорастает и дает плоды. Большинство зерен падает на каменистую почву, забивается тернием, и лишь немногие из зерен попадают на благодатную почву, и эта почва дает плод во сто крат.
Не во власти сеятеля всходы, а во власти сеятеля сеять! Думаешь, как это дивно. Ведь зерно, упав в землю, умирает. Проходит много времени, ты уже ни на что не надеешься, и вдруг такой неожиданный результат. Эта схема прописана свыше, и она всегда неизменная. В ней есть Божественная педагогика: чтобы мы не приписывали себе то, что получается в результате; чтобы мы со всей очевидностью видели, что это не наша заслуга, а действие силы Божией, которая, как известно, в немощи совершается.
Сергей МОИСЕЕВ, председатель Харьковской областнойобщественной организации «Русь Триединая»