itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Скульптор Елена Безбородова о своем творческом пути и искусстве в целом

Развивать душу человеческую, приближая к Образу Божьему

0
593
Время на чтение 7 минут

Источник: Русский Вестник      

  

 Каждый человек способен на подвиг, и сила его духа, его натура раскрываются в одной из ипостасей – трудовом, военном или духовном подвиге. Эта идея развивается в творчестве заслуженного художника России, скульптора Елены Безбородовой, в чьих работах одновременно запечатлеваются портрет, образ и жизненный путь. Свой метод она сама определяет как символический реализм, поскольку в нем стремление к символу осуществляется через доступную реалистическую форму. Ко Дню города в московском Доме Гоголя открылась выставка «Наше Отечество», посетители которой смогут увидеть образы как тружеников села, ветеранов и вдов, так и монахов и святых. Своим главным направлением Е.А. Безбородова называет духовное творчество, к которому предстояло постепенно прийти. А путь этот начинался в Московской средней художественной школе (МСХШ) при Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова (МГАХИ) и продолжился на отделении скульптуры МГАХИ, которые, по признанию скульптора, дали ей лучшее художественное образование в стране. Оставалось только определиться, по какому пути направить знания, приобретенные за 13 лет учебы. Помог Русский Север.
   
   
   
   – После четвертого курса я приехала на практику в Великий Устюг Вологодской области, где ближе узнала живые традиции русского народа – песни, танцы, праздники. Я полюбила Север и в течение следующих нескольких лет возвращалась в Великий Устюг и его окрестности, жила в деревнях, где мне рассказывали житейские истории, а те, у кого сохранились, надевали национальные костюмы. Я погружалась в эту атмосферу, в жизнь этих замечательных людей. Все это зарисовывалось, и с этого началась моя творческая и выставочная деятельность.
   
   – Обращаясь назад к моменту выбора специальности, хочется отметить, что женщина-скульптор не такое частое явление. Как Вы вообще пришли к этому выбору?
   – Мне не требовалось выбирать – я родилась скульптором. С раннего детства я лепила из пластилина, потом, видя на улице скульптуры, я поняла, что хочу создавать подобное, и лет в семь я уже решила, что стану скульптором. С восьми лет я посещала кружок лепки в Доме пионеров, потом была художественная школа, после 4-го класса – МСХШ, а в 1980 году поступила в Суриковский институт.
   После 4-го курса уже был выбор пути. К тому времени побывала в Болгарии и познакомилась там с образцами искусства, можно сказать, левой направленности. Попробовав себя и в этом направлении, поняла, что мне там скучно, что мне ближе искусство, наполненное жизнью, в котором «душа с душою говорит». Изобразительный образ должен быть пищей для сердца, а не для ума. Если искусство не отвечает задаче развития бессмертной души – это не искусство.
   
   – В Доме Гоголя представлены и работы начального этапа?
   – Вы можете увидеть такие ранние работы, как «Масленица», «Песни Русского Севера», «Тракторист», «Сплавщики» и другие. В них полное погружение в человека. Меня в то время интересовал простой русский человек – человек труда и земли, в облике которого отразилась вся суть жизни. Хоть создавались они по отдельности, в экспозиции некоторые тематически сгруппированы, как, например, «Косарь» и «Материнство», потому что вместе из них формируется семья.
   
   – Военная тематика представлена разноплановыми работами – от ранних фигур ополченцев Великой Отечественной войны и вдов до поэтов – кадровых офицеров Д.В. Давыдова и М.Ю. Лермонтова. Что Вас к ней подтолкнуло?
   – Переход к ней был органичным: я внучка двух офицеров, прошедших Великую Отечественную войну. Матвей Безбородов, чью фамилию я ношу, погиб в 1943 году на Полтавщине. Другой дед – Иван Петренко, артиллерист, закончил войну подполковником. Мой дядя – Борис Волков – прошел школу юнг на Соловецких островах, 1,5  года воевал на Северном флоте, причем только в конце войны ему исполнилось 18 лет. А его брат, совсем мальчишка, служив в разведке и погиб под Москвой. Все эти рассказы, пусть и скупые, на меня тоже повлияли.
   К этой теме относятся работы «Спецназ России», для которой мне позировали настоящие офицеры СОБРа, и «Защитник», для которой позировал Герой России полковник «Альфы» Андрей Кумов. Скульптура «Превратились в белых журавлей», посвященная павшим защитникам Родины, была создана в 2005 году по инициативе архитектора Александра Шипкова. В ней запечатлен момент перехода земного воинства в Воинство Небесное: три солдата, один из которых уже превратился в журавля, двое других еще бегут, но уже оторвались от земли. Это мгновение их перехода в вечность. Развевающиеся плащ-палатки можно воспринимать ассоциативно и как крылья, и как взрывы. Возле скульптуры Архистратига Михаила – предводителя Небесного воинства – мы видим фигуру Жени Родионова, который проявил такую силу духа, что перешел в это воинство. «Огнеборец» – пожарный, но он изображен, как Добрыня Никитич, попирающий огнедышащего змея, крылья которого похожи на языки пламени. Я показываю нашего современника, ассоциируя его с былинным героем. Это – символический реализм, как и аллюзия на нос корабля, рассекающего волны, на пьедестале статуи святого апостола Андрея Первозванного – покровителя нашего флота, которая установлена возле собора в Атяшеве (Мордовия).
   Евгений Родионов уже переносит нас от воинского подвига к духовному, а олицетворяет этот переход фигура архимандрита Кирилла Павлова – героя Сталинградской битвы и светоносного старца, духовника трех патриархов. Возле него – непрестанно молившийся за Россию отец Николай Гурьянов. Напротив – архиепископ Лука Крымский, лечивший раненых во время войны: он держит руки в характерной для врача перед операцией позе. Наконец, император Николай II – страстотерпец, пошедший на свою Царскую Голгофу. За своим государем последовал и принял мученическую смерть лейб-медик Евгений Боткин. Посвященная ему мемориальная доска установлена на корпусе Военно-медицинской академии – напротив памятника его отцу С.П. Боткину.
   
   – Привлекает внимание скульптура архимандрита Симфориана – последнего монаха Старого Валаама…
   – Это довольно старая работа – 1990 года. Надо отметить, в 1989 году я побывала на Валааме и увидела монастырь еще до реставрации, но это сочетание воды и камня, эти древние стены и кладбища произвели на меня сильное впечатление. Потом я вернулась и увидела в журнале Московской патриархии портрет и сообщение: «Умер последний монах Старого Валаама…» Мне захотелось сделать портрет этого человека с такой судьбой: он шел по льду в Финляндию, где был основан Новый Валаам, настоятелем которого стал, и оттуда все равно молился о Русской Победе. Работая над его образом, я, конечно, вкладывала и свои эмоции от посещения Валаама. Напомню, что скульптор занимается только человеком, поэтому все свои впечатления от пейзажа, от природы он может выразить только через образ человека, то есть он должен сказать многое в малой форме.
   
   – Священнослужители и святые занимают особое место в Вашем творчестве. Переход к этой теме происходил уже после военного подвига или все происходило параллельно?
   – Образ архимандрита Симфориана как раз и открывает духовную тему, но она чередовалась с военной, а началось все с простого человека. Далее от земного мы переходим к духовному, но надо помнить, что и представители духовенства, и совершившие духовный подвиг тоже люди, просто способные на самоотвержение. Человек не столько жив материальным, сколько высотой своего духа.
   
   – Как искусство должно реагировать на современные вызовы и взаимодействовать с текущей ситуацией?
   – Думаю, что тот, кто попал в гущу событий и может передать зрителю увиденное и прочувствованное самим художником, должен реагировать. Я знаю достаточно ветеранов-художников, которые, пройдя Великую Отечественную войну, всю жизнь посвятили этой теме. Только важно, чтобы конечный результат был искренним и жизнеутверждающим, чтобы искусство помогало человеку жить, развивало его душу и приближало к Образу Божию.
   
   Среди представленных на выставке работ еще немало знаковых образов, портретов эпохи – от простых переславских мальчишек 80-х годов до Сергея Рахманинова и протоиерея Василия Ермакова. Выставка «Наше Отечество» проходит до 9 октября в Доме Гоголя по адресу: Никитский бульвар, д. 7 (с 12 до 20 часов, понедельник, вторник – выходной).
   

Филипп ЛЕБЕДЬ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Филипп Лебедь
Об особенностях взаимоотношений с Турцией
Чтобы не было коварного удара, не стоит поворачиваться спиной к врагу
14.01.2023
Москва – Третий Рим? Миф или работающая модель?
Спор о том, применима ли соборная формула к нынешней России, продолжается
20.12.2022
Все статьи Филипп Лебедь
Последние комментарии
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
02.02.2023 14:49
Не понимаю, почему патриоты нападают на Медведчука?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
02.02.2023 12:49
Спилили Крест
Новый комментарий от Андрей Карпов
02.02.2023 12:29
Азербайджан между Персами и Турками
Новый комментарий от Андрей Карпов
02.02.2023 12:12
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.02.2023 11:49
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Сергей
02.02.2023 11:01
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Александр Волков
02.02.2023 10:59