21 сентября 2022 года Президент России Владимир Путин обратился к нации, затронув важнейшие вопросы не только текущего исторического момента, судьбы боевых действий на Украине, перспектив освобождения Донбасса, но и будущего Новороссии, тех территорий, которые уже освобождены и ещё будут освобождены в ходе специальной военной операции от власти проамериканской бандеровской хунты, правящей нынче в Киеве.
Отправной точкой почти всех этнических и территориальных проблем на постсоветском пространстве стал трагический распад нашей страны, СССР, в 1991 году, когда под красивые, но пустые слова о «демократии, общечеловеческих ценностях и борьбе с последствиями тоталитаризма» было разрушено, буквально разорвано на части наше государство, имеющее более чем тысячелетнюю историю.
До распада СССР границы между его союзными республиками хоть и были реальными, но носили сугубо административный характер, часто не соответствовали границам территорий проживания большинства этносов, а порой и вовсе были проведены достаточно условно. Общей политикой в СССР было постоянное укрепление национальных кадров в национальных республиках, поддержка их экономик со стороны РСФСР и присоединение исторических русских территорий при создании и укрупнении новых национальных образований.
Не избежала этой участи и Белорусская ССР. Советская Социалистическая Республика Белоруссия была провозглашена в составе РСФСР 1 января 1919 года. 8 января 1919 года правительство ССРБ переехало в оставленный немцами Минск.
Поскольку русские и белорусы – фактически один народ, то размежевание шло во многом искусственно, следуя не столько потребностям людей, сколько политическим целям и задачам. Решением пленума ЦК РКП(б) 16 января 1919 года в состав РСФСР от ССРБ были переданы Витебская, Смоленская и Могилёвская губернии, так как именно такой была воля местного населения. ССРБ вышла из состава РСФСР 31 января 1919 года, имея в своём составе Гродненскую и Минскую губернии. Это всё было вызвано политическими причинами и являлось, скорее, перераспределением территорий между фактически субъектами одного государства.
Затем была советско-польская война и оккупация Польшей Западной Белоруссии.
30 декабря 1922 года БССР, РСФСР, ЗСФСР и УССР образовали Советский Союз, ставший логичным продолжением Российской империи. Приближается 100-летие этой важнейшей даты.
Поскольку Западная Белоруссия оставалась под польской оккупацией, территория Белорусской ССР была дважды укрупнена решениями из Москвы. Подчеркну – не путём просьб или тем более требований населения и уж тем более некой борьбы, а решением центрального советского руководства. В марте 1924 года 15 уездов и отдельных волостей Витебской, Гомельской и Смоленской губерний были переданы в состав БССР, а в декабре 1926 года в состав БССР передали Гомельский и Речицкий уезды.
Проходило это без особого восторга местных жителей. В том числе и в связи с этим Велижский, Невельский и Себежский уезды были оставлены в составе РСФСР.
По всей территории Белорусской ССР проводилась политика коренизации кадров и белорусизации, вполне схожая с политикой коренизации и украинизации в Новоросии и других территориях, включённых в состав Украинской ССР.
17 сентября 1939 года начался знаменитый Освободительный поход Красной Армии, закончившийся освобождением из польской неволи земель Западной Белоруссии и Западной Украины и присоединением их к БССР и УССР соответственно.
Во многом можно провести исторические параллели с нынешней ситуацией. Тогда, в 1939 году, белорусы, как и украинцы, не просто были освобождены Красной Армией, основу которой составлял русский солдат, но и смогли соединиться со своим народом и, что ещё более важно, и о чём я чётко не услышал при нынешнем первом праздновании 17 сентября 2022 года Дня народного единства в Республике Беларусь, белорусский народ, как и украинский, воссоединились с русским народом, вернулись в составе СССР, а фактически - в русскую цивилизацию, в русский мир.
Долгие два десятилетия польской неволи лучшие сыны белорусского народа – Сергей Притыцкий, Вера Хоружая, Максим Танк и другие боролись за воссоединение не только с Белорусской ССР, но и с русским народом в составе Советского Союза.
Западная Белоруссия была защищена Советским Союзом тогда точно так же, как сейчас Россия защищает Донбасс и Новороссию от бандеровской хунты, сидящей в Киеве.
Исторические параллели можно продолжать. Несмотря на то, что существовала общепризнанная граница разделения районов с преобладанием польского с одной стороны, и белорусского и украинского этносов с другой, называемая линией Керзона, Польша, воспользовавшись слабостью Советской России, оккупировала белорусские и украинские земли, которые на тот момент в состав РСФСР не входили. И это послужило оснований для обвинениний так называемой «мировой общественности» в сторону СССР о «разделе Польши и захвате польских земель». Ровно то же самое мы видели и после освобождения Крыма и возвращения его в состав России в 2014 году, то же самое говорится сейчас этой же «международной общественностью» в отношении Донбасса и Новороссии в целом.
К сожалению, в том числе, в силу этих и иных геополитических причин в августе 1945 года белорусский Белосток и окрестности были переданы Польше. Теперь там мало официальных белорусов – политика полонизации сделала своё дело. Мало официальных белорусов и в нынешнем Вильнюсе и Швенчёнасе, некогда белорусских Вильно и Свентянах, переданных в состав Литовской ССР еще до войны.
Произвольное или сознательное перекраивание границ приводит почти всегда к конфликтам, изменениям этнического состава и самосознания населения, особенно в том случае, если власти не уважают это население и презрительно относятся к его культуре и национальному достоинству.
Безусловно, русские, украинцы и белорусы, будучи одним народом, в советское время не испытывали особых проблем ни в России, ни на Украине, ни в Белоруссии, ни в тех же Новороссии или Донбассе и Крыму – жили в одной большой и многонациональной семье советских народов.
Но после распада СССР с подачи коллективного Запада местные элиты встали во многих постсоветских государствах на путь откровенной русофобии, крайнего национализма. Это, в первую очередь, было обусловлено стремлением США и их сателлитов не допустить восстановления мощи России, не позволить ей собрать вокруг себя былое постсоветское пространство – и даже не в буквальном смысле в одно государственное целое, а и просто создать союзы и интеграционные объединения.
Украина занимала особое место и играла особую роль. Здесь национализм, взращённый на лютой ненависти к России и русскому народу, подкреплённый антисоветизмом бендеровщины, проявил себя в особо уродливой форме. Не русские не хотели жить на Украине или изучать украинский язык – это дорвавшаяся до власти хунта просто не давала возможности быть русскими, любить Россию, говорить и учиться на русском языке, гордиться подвигами предков, совершёнными в годы Великой Отечественной войны. Восемь лет обстрелов Донбасса, разрушений, смертей. А сколько людей были замучены, убиты, попали в тюрьмы в самой Украине только за то, что они хотели быть вместе с Россией и Белоруссией?!
24 февраля 2022 года Россия начала специальную военную операцию. Начала, потому что иначе было уже нельзя – готовился удар по Донбассу, расправа с жителями Донецка и других его городов. За эти годы США и НАТО в целом из украинцев был создан настоящий военный таран, направленный против России. Насколько все зашло далеко, мы видим. Я, как и многие и, как, вероятно, руководство России, полагались на относительно быстрое решение вопроса. Это должен был быть ещё один Освободительный поход Российской армии по аналогии с 1939 годом. Но всё оказалось сложнее. Нам противостоит сильный и опасный враг, а украинский солдат, будучи тем же русским человеком, но с затуманенной за годы национализма и часто пропитанной ненавистью психикой, умеет воевать. Но, правда за нами, и я с большим облегчением воспринял выступление Владимира Путина 21 сентября 2022 года. Мне, как и многим, было понятно, что ограниченным военным контингентом мирного времени целей операции не достичь. Важно, что это осознано руководством России и объявлена частичная мобилизация. Многие опасались, что эти неудачи на фронте, а в особенности вынужденное оставление большей части уже освобождённой Харьковской области, приведут к сдаче позиций, некоему мирному соглашению наподобие Хасавюртовского. Для России это было бы катастрофой, как и принесло бы огромные угрозы нашей Республике Беларусь. Но ещё страшнее то, что подверглись бы издевательствам, пыткам наши люди, которые вынуждены были бы бежать с заново захваченных бандеровцами городов и сёл.
Но Владимир Путин всё назвал своими именами, особо коснулся темы Новороссии и заявил государственную позицию России – страна будет защищать себя и своих людей до конца.
Частичная мобилизация неминуемо, хоть и не сразу, даст свой эффект и ситуация на фронтах Украины будет переломлена. Украина будет освобождена от бандеровщины. Но борьба будет долгой и нелёгкой. Наверное, будут ещё локальные успехи у ВСУ, но победа обязательно будет за нами.
Я уверен, что референдумы, которые пройдут в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях, однозначно поддержат вхождение данных республик и территорий в состав России. И Россия не оттолкнёт, не отмолчится, протянет руку помощи.
Это важный сигнал и для Белоруссии. 2020 год показал, как много у нас, особенно в молодёжной среде, выросло сторонников местного национализма, русофобов разных мастей. Могли ли они не вырасти, если нам долгие годы рассказывали про «наших Радзивиллов, Пацев», пытались из героев польской истории сделать белорусских деятелей культуры и искусства, вспоминали, как «наши предки бивали москалей в битве под Оршей», как «русские цари сжигали наши города». Ну и, конечно же, пытались создать настоящий культ не из подлинных героев белорусского народа, существовавших реально, таких, как Сергей Притыцкий и Вера Хоружая, а из наполовину выдуманных персонажей вроде Кастуся Калиновского. А в театрах ставили пьесы прислужников немецко-фашистских оккупантов с использованием «творчества» четы Гениюш, Олехновича, проводили «фестивали духовной музыки «Магутны Божа», посвящённые тексту, написанному в 1943 году прислужницей оккупантов Арсеньевой. Чтобы долго об этом не говорить, всю эту гуманитарно-культурную политику можно назвать одним словом «калиновщина». Итог этой «калиновщины» трагичен и одновременно красноречив – на Украине против жителей Донбасса и российской армии воюют в составе батальона или полка Калиновского молодые белорусские ребята. В войну бандеровцы убивали белорусов, а теперь правнуки белорусов под «знаменем Калиновского» в рядах бандеровцев убивают жителей Новороссии и российских солдат. Может они просто «используют имя Калиновского» и «не разобрались в значении Калиновского»? Так, наверное, хочется многим оправдаться, уйти от прямого ответа на вопрос. Так вот – во всём эти молодые наши нацики разобрались и все поняли правильно – они лишь взяли автоматы и пошли реализовывать то, к чему их при помощи этой «калиновщины» подстрекали. Что ещё нужно сделать, чтобы убрать бездумное восхваление Калиновского и улицы с его именем?!
Что рассказывали этим нашим нацикам о войне на уроках? А сейчас всё ли рассказывают? Порой, слушая наших отдельных деятелей, можно подумать, что белорусы чуть ли не сами себя освободили в годы Великой Отечественной войны и сами победили. Да, Белоруссия понесла огромные жертвы, наше партизанское движение имеет мировое признание, но Белоруссию в первую очередь освободила Красная Армия! Русские Иваны и Семёны положили свои головы за наши деревни и города. Наша свобода полита русской кровью, кровью всех советских людей. Об этом нужно говорить, а не только по любому поводу твердить про «суверенитет и независимость».
История формирования территории современной Республики Беларусь совсем не простая, как велик и элемент русских людей в составе белорусского народа. Да и сами белорусы – часть русского народа, часть русского мира и русской цивилизации. Поэтому никто не давал никому права с издёвкой или деланным недоумением рассуждать про русский мир и «русскомировцев». Мы все и есть часть этого русского мира.
Республика Беларусь меняется. Сейчас молодые ребята стоят на страже наших границ, прикрывают нашу страну, и, наблюдая за провокациями с украинской стороны, переживая за успехи российской армии и сил ДНР и ЛНР, понимают, что именно там – наши, свои, а в рядах ВСУ и батальона Калиновского – наши враги. Поэтому у них, большинства наших ребят в погонах, не может быть никакой витиеватой «многовекторности» и «отстранённости от конфликта» - она есть только у тех, кто никак не может выбрать, за кого встать и кого поддержать – а ну как прогадаешь…
И эти ребята придут после службы домой и будут влиять на общественные настроения. И в них поэтому наша надежда – в отличие от того, потерянного во многом поколения «калиновщины», они чувствуют, что освобождение Новороссии не позволит повториться украинской трагедии в Белоруссии, потому что в ином случае к нам придут побратимы бандеровцев из батальона Калиновского с ножами и автоматами, придут те, против кого наши ребята сейчас стоят в боевой готовности.
И что-то подсказывает мне, что судьба Республики Беларусь будет зависеть от этих ребят куда больше, нежели от на редкость велеречивых нынешних штатных комментаторов, часто пытающихся решить задачу «натягивания совы на глобус» - дескать, и с Россией мы дружим, но и со всеми вокруг хотим также дружить, и народ мы европейский и самобытный, и вообще мы – не Россия… Дальше вы и без меня знаете.
Но есть ещё один важный момент. Выступление Владимира Путина и в целом спецоперация России на Украине - предостережение всем тем, кто хотел бы насильно изменить белорусов, вытравить из них русскую душу, попытаться отучить от русского слова, русской книги, русской песни. Такие попытки неизбежно приведут к тому, что мы сейчас видим на Донбассе и Украине в целом. Феномен Новороссии состоит в том, что, несмотря на годы стремления переделать людей и их сознание, это так и не удалось сделать. Мы, белорусы, русские и украинцы – один народ, наши языки и культуры родные и близкие, но русский язык и русская культура, наша общерусская история являются главным объединяющим фактором для всего нашего русского мира. Наша русскость в самом нашем самоназвании – белорусы, в слове белорусский и в названии нашей земли – Белая Русь.