itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Вопрос единства Русской Церкви не обсуждается»

1 Человек 
469
Время на чтение 5 минут

Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт)Источник: Православие.ру

Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт) в 2007 году был одним из основных сторонников воссоединения Русской Зарубежной Церкви и Московской Патриархии. 15 лет спустя в течение нескольких месяцев он фактически руководил РПЦЗ, осиротевшей после кончины ее Первоиерарха митрополита Илариона (Капрала). О том, какой Церковь станет при новом Предстоятеле, мы с владыкой поговорили во время состоявшегося в Нью-Йорке Архиерейского Собора РПЦЗ, который избрал епископа Николая (Ольховского) митрополитом и Первоиерархом.

Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт)– Владыка, что означает для РПЦЗ избрание епископа Николая новым митрополитом и Первоиерархом?

– Оно означает, что мы продолжим идти по тому же пути, по которому шли все это время до сих пор. Владыка Николай учился у митрополита Лавра (Шкурлы), он был в очень тесных отношениях с митрополитом Иларионом (Капралом), и для нас это значит, что он постарается продолжать действовать в том же духе.

– На ваш взгляд, должна ли Русская Зарубежная Церковь принять какие-то изменения в своей жизни?

– Мы постараемся продолжать следовать тем заветам, которые нам оставили наши предшественники. Мы постараемся укреплять нашу автономию и в то же время свидетельствовать Православие во всем мире.

– Как-то незаметно прошло событие, которое можно назвать историческим. По духу вы больше русский, чем многие из нас, но по крови – исключительно немец. В сущности, вы стали первым за сто лет нерусским иерархом, который возглавлял РПЦЗ в течение нескольких месяцев. Пусть это было лишь на короткий период, но факт остается фактом. Какие у вас были ощущения?

– Мое восприятие церковной жизни не менялось. Я был и остаюсь старейшим архиереем нашей Церкви, знаю ее отношение ко всем другим православным Церквам и к государственным инстанциям. Все это продолжается так же, как и было в течение сорока лет, что я служу архиереем. В этом отношении ничего не изменилось. Ну а то, что я не являюсь русским по крови, никак не влияло на нашу церковную жизнь.

– Разные клирики РПЦЗ независимо друг от друга говорили мне перед выборами, что владыка Марк не будет выставлять свою кандидатуру. Вы действительно исключали для себя такую возможность?

– Я исключил такую возможность и говорил об этом еще до отъезда на собор из Германии. Но, наверное, после перелета был настолько уставшим, что просто забыл предупредить об этом перед началом голосования (смеется). Так что в конечном итоге меня все же включили в список для голосования. Только когда мы приступили ко второму туру выборов, я сказал, что беру самоотвод.

– В 2007 году вы были одним из самых главных сторонников воссоединения РПЦЗ с Московской Патриархией. Сейчас вы критикуете определенные позиции ее руководства в связи с нынешней ситуацией на Украине. Давайте расставим точки над «и»: считаете ли вы необходимым, чтобы Русская Зарубежная Церковь и впредь оставалась в лоне Русской Православной Церкви? И вообще обсуждается ли этот вопрос сейчас, актуален ли он?

– Вопрос нашего церковного единства не должен подлежать никаким конъюнктурным соображениям. Мы являемся единой Церковью. Конечно, внутри Церкви каждый архиерей может иметь свои взгляды на те или иные ситуации, ведь все мы – свободные люди. Но нынешние политические и, к сожалению, военные события не должны иметь никакого влияния на нашу церковную жизнь.

– Понятно, что не должно. А имеет ли в реальности?

– Есть люди, считающие, что некоторые представители Московской Патриархии слишком сильно поддерживают политику своего государства. Конечно, это меня как гражданина Германии не касается. Безусловно, меня печалит, когда я слышу, что тот или иной архиерей высказывает какие-то мнения, которые не совпадают с моими. Но это не разделяет нас в церковном плане. Это просто позиции разных людей.

– И тем не менее, сейчас в Русской Зарубежной Церкви есть самые разные мнения в связи с нынешними политическими событиями. Это касается и иерархов, и духовенства, и обычных прихожан. Наверное, от этого никуда не деться, ведь все мы – люди.

– Да, это естественно.

– Может ли это в принципе стать причиной раскола?

 

– Нет. Раскол вообще никогда не может быть оправдан. Он может случиться только тогда, когда зиждется на догматических вопросах. Если кто-то отступает от Истины, то другие, конечно, должны отмежеваться. Но в данном случае об этом нет даже и речи. Мы говорим о политических событиях.

Естественно, военные действия как таковые никто не может оправдать. Но одни люди могут считать их более необходимыми или неизбежными, а другие будут смотреть на это иначе. Это естественно. Но это различия в политических взглядах, а не в догматике.

– Ваша Германская епархия фактически оказалась на переднем крае событий. К вам прибывают беженцы, у вас появляются новые священники. У всех них, наверняка, разные взгляды на происходящее. Как епархия переживает это?

– Мы сталкиваемся с огромным количеством беженцев. Среди них также есть и священники. И да, среди выходцев с Украины существуют самые разные мнения, иногда диаметрально противоположные. Поэтому мы как церковные деятели должны стоять выше всего этого. Наше дело – проповедь Евангелия, а не меча.

– Я слышал, что в связи с объявлением Украинской Православной Церковью о независимости проблемы могут возникнуть в вашей епархии. Раз это независимая церковь, значит, на вашей территории могут находиться ее иерархи, священники, ее храмы, и это все придется каким-то образом утрясать. Как вы будете решать подобные вопросы?

– Со стороны нашей епархии мы неоднократно высказывались в том духе, что не желаем параллельных структур. Ведь их появление может привести к разделению в наших рядах, чего мы, естественно, не хотим. Но Украинская Церковь в лице митрополита Онуфрия объявила об открытии своих приходов в Германии и других странах Европы. Когда украинские священники обращаются к нам, мы стараемся им помогать советом, где это в наших силах. Однако зачастую они обращаются ко всем, кроме нас – представителей двух ветвей Русской Церкви. Есть такие бедные люди, которые не хотят слушать русское слово или слышать имя Патриарха и т.д. В моем понимании, это ограниченная группа ограниченных людей.

Я понимаю их чувства. Я сам вырос в Восточной Германии и знаю, что тогда означало русское слово для нас, оккупированных советской властью, потому что тогда мы не умели различать между русским и советским.

Первые четыре года пришлись на Вторую мировую войну, я ее очень хорошо помню и знаю, что это такое. Я помню, как меня за голову вытащили из погреба, потому что мы лежали на угле, который начал тлеть. В этот момент рядом со мной умер мой крестный в протестантизме, который был евреем. А потом я видел разруху, которую война принесла. И мы тоже два раза были беженцами в собственной стране: сначала в конце войны в 1945 году, а потом в 1953 году после восстания против советской власти (имеется в виду «Рабочее восстание» 17 июня 1953 г. – Ред.).

Поэтому я сейчас сочувствую этим людям. Но среди них нет единого видения. Мы разговариваем с украинцами с восточной, западной или центральной Украины – у них с десяток разных взглядов, и поэтому мы не можем сказать, что на самом деле чувствуют украинские верующие. Я всегда подчеркиваю, что мы проповедуем Христа, а не какую-то национальную линию.

 

Обратите внимание: у нас в Германии два архиерея РПЦЗ, и оба – немцы. В Великобритании служит один архиерей – владыка Ириней, американец. В Швейцарии – владыка Александр, швейцарец. Мы делаем Божие дело, а не украинское, русское, немецкое или английское. Это самое важное. Это показывает лицо нашей Церкви.

С митрополитом Марком (Арндтом)
беседовал Дмитрий Злодорев

22 сентября 2022 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9. Ответ на 8, Сергей:

разные взгляды на основные вопросы русской истории как раз и могут привести к расколу.

Если так - то от недостатка веры. От того, что вере придают не первостепенное значение.

И что из этого следует?
Человек / 23.09.2022 14:06

8. Ответ на 7, Человек:

разные взгляды на основные вопросы русской истории как раз и могут привести к расколу.

Если так - то от недостатка веры. От того, что вере придают не первостепенное значение.
Сергей / 23.09.2022 11:43

7. Ответ на 6, Сергей:

...Да вопрос-то главный - чтоб мы оставались в единой Церкви. Чтоб никто не ушел в расколы и прочее гибельное.
И по сравнению с этим - уж сочтёте ли за кощунство, аль не сочтёте - по сравнению с этим не важно, как они называют Отечественную войну.

Думаю, важно. Потому что разные взгляды на основные вопросы русской истории как раз и могут привести к расколу.
Человек / 22.09.2022 16:04

6. Ответ на 3, С. Югов:

Именно. Вопрос с ними в общем-то ясен.

Да вопрос-то главный - чтоб мы оставались в единой Церкви. Чтоб никто не ушел в расколы и прочее гибельное.
И по сравнению с этим - уж сочтёте ли за кощунство, аль не сочтёте - по сравнению с этим не важно, как они называют Отечественную войну.
Сергей / 22.09.2022 12:41

5. Ответ на 2, Человек:

Про Великую Отечественную Войну владыке, по-видимому, ничего не известно.
Чтобы действительно увидеть разруху, владыка может посмотреть документальные кадры советских корреспондентов тех времён.


В системе координат большинства "зарубежников" в принципе отсутствует такое понятие как Великая Отечественная война, для них это эпохальное грандиозное историческое событие, навсегда изменившее весь ход Отечественной и мировой истории, проходит как, в лучшем случае, "Вторая мировая война", а в худшем- "советско-германская война" или и того хлеще- "война двух тиранов Сталина и Гитлера". Есть и совсем уж экзотическая "Вторая Гражданская война", но это прям у совсем уж изысканных утончённых гурманов.

4. Ответ на 3, С. Югов:

Именно. Вопрос с ними вобщем-то ясен.

К счастью, и в Германии, и во Франции и т. д. есть приходы РПЦ МП
Человек / 22.09.2022 11:02

3. Ответ на 2, Человек:

Именно. Вопрос с ними вобщем-то ясен.
С. Югов / 22.09.2022 09:23

2.

Первые четыре года пришлись на Вторую мировую войну, я ее очень хорошо помню и знаю, что это такое. Я помню, как меня за голову вытащили из погреба, потому что мы лежали на угле, который начал тлеть. В этот момент рядом со мной умер мой крестный в протестантизме, который был евреем. А потом я видел разруху, которую война принесла. И мы тоже два раза были беженцами в собственной стране: сначала в конце войны в 1945 году, а потом в 1953 году после восстания против советской власти (имеется в виду «Рабочее восстание» 17 июня 1953 г. – Ред.).

Про Великую Отечественную Войну владыке, по-видимому, ничего не известно.
Чтобы действительно увидеть разруху, владыка может посмотреть документальные кадры советских корреспондентов тех времён.
Человек / 22.09.2022 07:00

1.

Вот такое письмо распространяется для сбора подписей (июль этого года)
https://clck.ru/327Vr7


Если Вы согласны с этим письмом , заполните форму ниже.
Высокопреосвященнешему МАРКУ,
....
Мы, молящиеся в храмах Зарубежной Церкви клирики и миряне, как в Европе так и в Канаде и в США и в Австралии, обращаемся к Вам, движимые заботой о нашей Церкви, в дни тяжелых и горьких переживаний, которые связаны с агрессией России против Украины. Война длиться более трех месяцев. Десятки тысяч погибли, миллионы стали беженцами.
Предстоятель Украинской Православной церкви, Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий сделал ряд важных заявлений. В частности, он подчеркнул , что «сегодня наша страна переживает время сложных испытаний, вызванных нападением на нашу страну войск Российской Федерации», и назвал эту войну «страшнейшим грехом». Не раз он молил Президента России Путина прекратить братоубийственную войну, не раз он обращался и к Патриарху Кириллу, но ответа не получил. Не удивительно, что в мае он созвал Собор УПЦ, который принял единственно возможное в условиях войны решение, - отделиться от Московской Патриархии.
......
Многих из нас печалит, а некоторых и прямо возмущает личная позиция Патриарха Кирилла. Во многих приходах растет протест против поминовения Патриарха Патриарха за нашими богослужениями.
С другой стороны нас радует, что Вы, Владыко, в немецком интервью высказали несогласие с позицией Патриарха Кирилла, и назвали кремлёвскую пропаганду о «нацистах» в Украине нонсенсом.
Мы просим Вас пересмотреть целесообразность дальнейшего подчинения нашей Церкви Московской Патриархии и поминовения Патриарха Кирилла. Нас вдохновляет мужественный пример Украинской Православной Церкви и лично Митрополита Онуфрия. И мы были бы рады, если бы наша Церковь вновь встала на этот путь.

........
Человек / 22.09.2022 06:54
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт)
Все статьи Митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт)
Последние комментарии
Социальная справедливость
Новый комментарий от Vladislav
29.11.2022 22:59
На философском фронте без перемен?
Новый комментарий от Vladislav
29.11.2022 21:38
Российские политики стесняются Божьей помощи?
Новый комментарий от Vladislav
29.11.2022 21:14
Время ответственности
Новый комментарий от Адриан Послушник
29.11.2022 20:55
«Они понимают психологию современной молодёжи»
Новый комментарий от Адриан Послушник
29.11.2022 19:43