Около 70% белорусов хорошо относятся к Российской Федерации. Такие данные социологического исследования "Социальное мышление под санкционным режимом" корреспонденту БЕЛТА привел руководитель Аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко.
Респондентам предлагалось ответить на вопрос: "Как вы относитесь к Российской Федерации?"
"Хорошо" - так ответили 56,8% белорусов, "скорее хорошо" - 12,9%, "плохо" - 1,5%, "скорее плохо" - 0,9%.
"В этих ответах мы не только видим отношение граждан нашей страны к Российской Федерации как государству, но и межличностные отношения на уровне людей. Я бы обратил внимание на ответы "плохо" и "скорее плохо" - 1,5% и 0,9% соответственно - даже 3% нет. Здесь хотелось бы акцентировать, что этот вопрос задавался после полугода спецоперации России в Украине. По сути, это не просто оценка наших экономических, политических, культурных, иных отношений с РФ и отношения к ее политике. Это в том числе и отношение к специальной военной операции. Поэтому интересные данные, которые о многом говорят", - сказал Сергей Мусиенко.
"Нейтрально" - такой ответ дали 20,6% респондентов. Затруднились ответить - 2,2%, нет ответа - у 5,1%. "По большому счету происходящее у наших соседей - это специальная, но военная операция. Гибнут люди, дети. Есть разные ситуации, сюжеты. Я даже отношусь к нейтральной позиции с пониманием. Давайте разберемся, поймем. Уже в России начали гибнуть от террористических актов дети ученых, политиков, - отметил руководитель Аналитического центра EcooM - Знаете, один из любимых в социологии моментов, когда не прямо задаешь вопрос. Здесь нет вопроса об отношении к специальной военной операции. Но, по сути, мы на него получаем ответ, согласитесь. И в целом видим к этому отношение".
Белорусам также предложили оценить нынешние межгосударственные отношения Беларуси и России.
Хорошими, добрососедскими их считают 52,6% белорусов, скорее хорошими, добрыми - 27,2%. "Насколько хорошие, настолько и плохие" - так ответили 9,6% респондентов, "скорее напряженные, плохие" - 1,5%. Затруднились ответить - 8,6%, нет ответа - у 0,5%.
"Здесь мы тоже видим четкий и ясный ответ. Большинство людей понимают, что если бы не наши сегодняшние отношения, уровень доверия с РФ, если бы, не дай бог, в 2020 году мы дрогнули, мы получили бы прилеты и к нам. Поэтому это комплексная оценка работы власти, государства, правительства, Администрации Президента, - подчеркнул Сергей Мусиенко. - "Насколько хорошие, настолько и плохие" - 9,6%. Вы знаете, есть такой известный социолог Евгений Копатько. Мы с ним это исследование разрабатывали, консультировались. Он эту формулировку применил. Она для нас немного нетипичная. "Насколько хорошие, настолько и плохие" - здесь у людей есть определенный элемент неопределенности. Мы прислушаемся, посмотрим, изучим. Вместе с тем мы видим, что фактически 80% считают, что "хорошие, добрососедские" и "скорее хорошие, добрые". Это безусловная оценка той многолетней работы, которую мы проводим. И основа того, что сейчас у нас есть во многом, в том числе и добрососедские отношения с РФ. То, что мы языковые вопросы вовремя решили, и на народном референдуме, заметьте. То есть, если бы в Украине был проведен референдум по отношению к Российской Федерации и языку, другим главным вопросам, которые мы ставили на референдум, то сегодняшней ситуации не было бы. Я в этом более чем уверен. Вот этот ответ ярко об этом говорит. Потому что "скорее напряженные, плохие" - имеет ничтожно малую долю. Заметьте, очень маленькая доля - "нет ответа". То есть с этим важным вопросом определенность есть четкая. И это позиция людей и государства. Здесь полное соответствие тому, что мы делаем, как мы развиваем отношения и как мы двигаемся".
Еще один вопрос, заданный участникам социсследования: "Как вы относитесь к санкциям коллективного Запада против Беларуси и России?"
"Негативно" - так ответили 61,4% белорусов, "скорее негативно" - 17,9%, "нейтрально" - 8,2%. Позитивно воспринимают санкции 1,9% респондентов, скорее позитивно - 0,6%.
"Это отдельная тема. Вообще трудно сказать, как можно позитивно относиться к тому, что нарушают твои права, ограничивают, запрещают. Мы десятки лет слышали со стороны Запада о свободе слова, выражения. Но сейчас даже нет свободы передвижения, не говоря уже про закрытие ряда Telegram-каналов, TV-каналов. Как можно к санкциям позитивно относиться? И хочется посмотреть в лицо тем людям, которые воспринимают санкции "позитивно" и "скорее позитивно". Их немного, но есть такая категория, и мы тоже должны это учитывать, - уточнил руководитель Аналитического центра EcooM. - Хотя здесь тоже есть такая довольно сложная дилемма. Наше государство, правительство делает очень многое, чтобы мы не почувствовали этих санкций. То есть это не только от того, что их нет. Они есть, но делается государством очень много, чтобы мы их не почувствовали. И некоторые люди считают, что, по сути, никаких санкций и нет. Ведь есть и позитивный элемент в санкциях, на мой взгляд, который мобилизует государство, людей, должен мобилизовать промышленность. И, к огромному сожалению, мы не видим той мобилизации промышленности и финансового сектора в РФ, которая должна быть, откровенно говоря. Через сколько суток был создан у нас Координационный совет при Совете Министров по реагированию на ужесточение санкций? Буквально в первые трое суток. А где он в Российской Федерации? И есть ли он вообще теоретически? Но ведь произошло ограбление века. Взяли и заморозили или присвоили активы на сумму более $500 млрд - частных, государственных, предприятий. Разбой. По мановению щелчка, без суда и следствия заморожены яхты, дома, деньги, в том числе олигархов. Мы все это видели. А мощной экономической реакции финансового блока РФ нет до сих пор в должной мере. Об этом говорят многие экономисты. Потому что мощь Российской Федерации не соизмерима по экономическим составляющим с тем ответом, который произошел".
Но в то же время мобилизация экономики - это позитивно для нас, продолжил Сергей Мусиенко. "И мы это понимаем. Импортозамещение позитивно для нас. Россия только начинает заниматься импортозамещением, мы уже им занимаемся более 20 лет. Поэтому мы эти вещи во многом знаем, как решать, и делаем", - отметил он.
Затруднились ответить на вопрос 9,5% респондентов, нет ответа - у 0,5%. Это показатель того, что люди просто не почувствовали на себе влияние западных санкций.
"Четкая работа власти и правительства по многим направлениям приводит к тому, что люди не замечают на себе негативного влияния санкций. Товары в магазинах есть, одежда, еда, тепло есть. В чем изменилась наша с вами жизнь за последние полгода - в декабре и сейчас? По сути, никак. Люди так и ответили: не знаю, есть ли вообще эти санкции. Хотя они беспрецедентные в мировом масштабе, - сказал руководитель Аналитического центра EcooM. - Заметьте, очень важный момент. Санкции направлены конкретно против белорусского и российского народа, не только против руководителей. И это сильно отличается от того, что было до сих пор. Тогда они были точечно направлены против руководителей и не работали. Сейчас их направили против всех нас - и они работают по инициаторам. На Западе начинают понимать, что направили санкции против себя. Это говорит об отрицательном отборе западных элит. У них была методичка, написанная их дедами, они ее исполняли, но оказалось, что нужно было мозг включать иногда и корректировать. А если мозга нет? Любой экономист, любой аналитик это бы понял. А они продолжают санкции и уже следующие обсуждают. Деградация элит на Западе произошла. Они не понимают последствий своих действий".
А для Беларуси и России санкции в итоге открыли новые возможности. "Мы открыли новые рынки. Если бы раньше мы работали с Китаем так, как сейчас, представляете, насколько бы мощным было взаимодействие - если бы началось это все в 2010, 2018 годах. Да, мы присутствовали на рынках. Но вход нашего продовольствия... Мебельщики наши радуются объемам китайского рынка и так далее. Да, это и сертификация, которую мы вовремя прошли и в нужный момент оказались на рынке востребованными. И мы использовали открывшиеся возможности, - дополнил Сергей Мусиенко. - Сейчас, на мой взгляд, начинается реальное соревнование экономических систем, потому что на протяжении десятилетий после распада Советского Союза на России паразитировала Европа, искусственно занизив цены на энергоресурсы. Заметьте, это рынок отрегулировал цену на газ сегодня, которая превышает $2 тыс. А до этого газ по контрактам был в районе $200-300. То есть искусственно занижали, а потом продавали у себя и, по сути, обворовывали российский народ и предприятия, не давая им развиваться. Давая обогащаться олигархам, которых потом и "экспроприировали". Десятки лет не давали нормально развиваться. Говорили, это ничего не стоит, мы возьмем в другом месте. А сейчас оказалось, что не особо и возьмешь газ, нефть, хлеб. Так вот, давайте садиться и разговаривать, но и разговаривать не могут и пока не хотят. Обратный эффект от санкций и культурных, и экономических, и политических мы сейчас наблюдаем. Но это и уровень образования тех людей, которые их вводили. Вот это хваленое образование по Болонскому процессу привело к тому результату, который мы сейчас видим. Люди не понимают причинно-следственных связей. Нам все это понятно, наши люди это видят, и очень приятно, что подобная оценка практически у 80% белорусов".
В период с 22 июля по 12 августа 2022 года по заказу БЕЛТА Аналитическим центром ЕсооM проведено социологическое исследование "Социальное мышление под санкционным режимом". Опрошено 1560 респондентов в населенных пунктах всех регионов Беларуси с соблюдением принципа репрезентативности для населения Беларуси от 18 лет по полу, возрасту, занятости, типу населенного пункта и региону проживания респондентов. Статистическая ошибка выборки не превышает 2,5%.
Аналитический центр ЕсооМ аккредитован комиссией по опросам общественного мнения при Национальной академии наук Беларуси (свидетельство об аккредитации №000039 от 09.07.2020, продлено 29.07.2022 года).