Две трилогии про реальные и мнимые СВО

"Неукротимая планета" Гарри Гаррисона и "Обитаемый остров" Стругацких

1 Павел Тихомиров 
549
Время на чтение 5 минут

Источник: блог автора

 

Сразу замечу, что у меня скорее про "закрытие гештальта" эта заметка.

Так уж вышло, что поначалу, научившись читать, читала я без руководства и разбора, что в глаза кинется и под руку подвернётся, а потом уж "что задали", по школьной, университетской/аспирантской филологической и Свято-Тихоновской богословской программам.

Читала, конечно, и случайно подвернувшихся или знакомыми рекомендованных современных и\или модных авторов. Постепенно убедилась в том, что смысла за новинками гоняться нет никакого, и дело даже не в том, что оформилось конфессиональное самосознание, а в том, что вырождается "современная", "массовая", "модная", "популярная" - как хотите назовите - литература.

То есть то, что сейчас издают-покупают, то, что "пользуется спросом", ширпотреб - мне чаще всего или неинтересно, или противно читать. Хотя какой из меня сноб, напротив, читатель я неприхотливый. Вполне возможно, что пропустила что-то или даже многое, но вот так.

Бывает, что давно слышала звон, а возьмёшь в руки - и не идёт чтение, а бывает, что проглотишь, а потом уже опомнишься: и зачем я это прочитала? Хорошо, что быстро забывается.

В общем, с началом СВО, когда прошёл первый ступор, вдруг почему-то вспомнились две книжки из детства с молодостью: "Неукротимая планета" Гарри Гаррисона и "Обитаемый остров" Стругацких. Вспомнились и другие, но явные антиутопии не захотелось перечитать, когда и так тошно. А эти две не безпросветно мрачными и в то же время актуальными вспоминались.

Оказалось, что и Максим Каммерер, и Язон дин Альт - каждый по целой трилогии удостоились, и этим летом на травке обе трилогии я и прочитала.

Общего или различий в них больше - не поняла, есть и то и другое. Язона прогрессором можно назвать с тем же успехом, что и Максима трикстером, космическая фантастика ведь объёмный жанр, у Гаррисона ближе к боевику, у Стругацких - к детективу.

Детектив как жанр я лучше боевика себе представляю, никаких боевиков и не читала, кроме Гаррисона. В детстве в журнале "Вокруг света" "Неукротимая планета" поразила моё воображение прежде всего не космическим антуражем, а сутью: что есть два вида людей, одни порождают ненависть к себе всего живого тем, что сами эту ненависть излучают, а другие способны в этих же обстоятельствах уживаться с природой. "Жестянщики" и "говоруны".

Нужно понимать, что пионеры не только Библию не читали, но и историю своей страны и рода своеобразно изучали, как сплошной прогресс от дикости к коммунизму. И поэтому, когда попадало в поле зрения нечто инаковое - то запоминалось сразу и навсегда.

Стругацких я после и позже Гаррисона узнала, хотя и не помню, читала ли что-то у них до того, как "Сталкера" летом 80-го посмотрела, несколько раз. Смотрела и чего-то не могла понять или поверить своим глазам. Экология ведь не была модной темой в советском кино, советский киномейнстрим вполне соответствовал идеологии прогресса, и вот это и вызывало ступор: Тарковский в "Сталкере", снятом, замечу, за несколько лет до Чернобыля, предсказал и Зону, и мутантов, и безсилие человеческой цивилизации как таковой.

Под его влиянием или нет, но в то же лето я отыскала в библиотеке в спецотделе Библию и стала читать. Святая Варвара в башне познала Творца, созерцая красоту его творения, а  меня фантастика привела к Библии. Была в соцреализме и другая ниша помимо фантастики, а именно - сказки как таковые, детская литература, но в юности по мере возрастания тянешься ко взрослой литературе и только с возрастом возвращаешься к сказкам.

Сейчас, жизнь спустя, перечитала и поняла, что у Гаррисона со Стругацкими общего: ровесники, евреи из РИ. Но Гаррисон волей судьбы и родителей уже за океаном родился, не знаю его религиозную принадлежность, знаю только, что эсперантист. А Стругацкие - советские атеисты. Но скорее всего идея прогрессорства у всех с их происхождением всё-таки связана.

Мессианство, прозелетизм ведь могут быть и ветхозаветными, и новозаветными, и атеистическими, одно из другого вытекает: только сначала миссионеры приобщают к познанию Единого, а потом - к прогрессу. Наверное, даже к Прогрессу, с большой буквы.

Это у Гаррисона со Стругацкими явно общее: есть "передовые" и "отсталые" цивилизации/планеты, и есть герой, представитель передовой цивилизации, взаимодействующий с отсталой. Язон, конечно, попроще, чем Максим, без предрассудков и заморочек, убивает без ненужной рефлексии и женится в финале на прекрасной аборигенке-пиррянке.

У Стругацких сложнее, больше всего накручено, Максим по мере взросления меньше убивает, больше думает, девушки его все как-то растворились в сюжете, ни на аборигенке не женился, ни на землянке. И в этом смысле Гаррисон мне больше понравился. Как ни крути, а сказка - сказка и есть, и чем ближе к источнику, тем приятнее: сказки заканчиваются свадьбой, жития - смертью героя, а когда ни того ни другого - неприятно и непонятно: что, собственно, авторы хотели сказать? Я так и не поняла.

Понятно, что этим Стругацкие и цепляли - недосказанностью, но сейчас мне кажется, что перекладывать авторские проблемы на читателя не комильфо. Получается так, что прозревший и постаревший прогрессор, который по молодости ничтоже сумняшеся крушил башни-облучатели, к старости как-то запутался, и стоит ли любого иного считать врагом - уже не знает.

А у Гаррисона всё чётко: Язон хоть и не интеллектуал, зато игрок, и выиграл столько денег, что купил условный гугл, и тот ему рассказал, как победить "конных варваров": изнутри, дескать, их культуру не изменить, и если пришельцы хотят, чтобы дикие кочевники перестали их убивать, нужно дать варварам возможность завоевать тамошний Рим, после чего они станут цивилизованными и изнеженными. Что Язон и делает. При этом верховный вождь варваров незатейливо называется Темучином, и, пардон, вызывает ассоциации не только с реальным историческим прототипом, но и "Скифами" Блока.

Когда воинственные дикари-кочевники захватывают городскую цивилизацию - она их поглощает и переваривает. Мысль простая и запоминающаяся. Бывает же, что и не воинственно захватывают, а, напротив, насильственно переселяются в города мирные сельские жители - урбанизация с индустриализацией, от которых никуда не деться, одно слово - прогресс!

Почему советский проект слинял, есть разные мнения, от происков врагов до излишней сложности. При том и другом для меня по мере христианизации сознания третий ответ становился основным: не устоит никакой дом на песке "прогресса", а только на камне - веры, Христа.

И никакие прогрессоры и СВО не помогут. У Стругацких в трилогии финал знаменательный: не происками неведомых Странников, а изнутри разрушается мир Полудня, поскольку некоторые люди превращаются в люденов, а некоторые нет, так и остаются простыми обывателями, ай-яй-яй.

Вот это всякий раз неожиданно и неприятно: когда сравниваешь продвинутых советских авторов вроде Булгакова или Стругацких с зарубежными и заокеанскими, оказывается, что у тех больше реликтов христианской культуры. Понятно, что выборка произвольна и литература не вся культура, но всё же, всё же.

Ведь эта литература, эта безбожная советская сатанинская "культура" доселе никуда не делись, традиционная христианская культура не вернулась, не вытеснила их.

Хотя это уже не филологов, а культурологов и социологов дело - посчитать, где чего сколько осталось, где крепче оказались корни, а где окончательно "победил прогресс".

Для себя же не столько как филолог, а как простой читатель, я свои давние гештальты закрыла: пиррян, привыкших к войне, оказывается, нельзя переделать, как оптимистично намекал финал "Неукротимой планеты", можно только предоставить им для "покорения" новые миры. А вот их дети, возможно, уже вырастут другими и удобства мирной жизни будут ценить больше, чем завоевания.

Прогрессор неизбежно придёт к разочарованию, а простой игрок-авантюрист остепенится и женится. Милое дело - оптимистичный финал!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Чернавская
Про Василя Быкова
Сегодня, 19 июня 2024-го года, 100 лет Василю Быкову
19.06.2024
Вечный покой
Скоропостижно преставился ко Господу архимандрит Трифон (Плотников)
15.11.2023
Все статьи Наталья Чернавская
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58