История с охранником, пририсовавшем картине глазки, оказалась еще грустнее, чем я думала. Ее даже можно назвать метафорой сегодняшнего дня.
63-летний Александр Васильев - ветеран Афганистана и Чечни. Он закончил службу, когда получил контузию, и теперь у него из-за этой контузии случаются всплески детской наивности.
Вот в этом всплеске он и узрел впервые картину ученицы Малевича и принял ее за ученическую. А тут ещё, по его словам, к нему подошла группа детей и попросила пририсовать картине глазки. Он спросил - «Это ваша работа?». Врунишки-дети ответили - «Да». И дали ему шариковую ручку, а он очень бережно пририсовал картине глазки.
Я думаю, что всем нам полезно иногда смотреть на мир из таких всплесков наивности, когда видишь мир как ребёнок - таким, какой он есть. Неискусство видишь неискусством. Безглазых видишь безглазыми. А детскую просьбу видишь как то, что должно быть услышано. Охранник пририсовал безглазым глаза, и мы на миг прозрели - увидели маленького человека, охранника. Ну кто ими интересуется - охранниками? Сидят себе на своём месте как мебель. Все в одной форме, на одно лицо. Кому интересен их внутренний мир? Ах, у него богатый внутренний мир? И, может, перед нами даже герой? Да какое нам дело? Мы-то пришли на картины Малевича смотреть.
Но вот он вдруг попадает в поле нашего зрения. Мы сами видим его во вспышке детской наивности. Этого маленького большого человека, служившего на войне и взявшего на себя смелость пририсовать людям глазки - ради детей. По-моему, это - очень крутой перформанс, которого Ельцин Центр, может, и не заслуживает. А потому, хоть закон и един для всех, уже б закрыли это дело, и сам Центр уплатил бы штраф за маленького большого человека. Вот это было бы демократично, прогрессивно и человечно. От людей, имеющих глаза