Крещение Руси для Белорусской церкви более не праздник?

Тревожные тенденции в Минской митрополии РПЦ

0
925
Время на чтение 8 минут

Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский Вениамин провёл заседание оргкомитета по подготовке к празднованию «1030-летия Православия на Белорусских землях».

Источник: ФСК
Фото: ФСК

 

Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский Вениамин провёл заседание оргкомитета по подготовке к празднованию «1030-летия Православия на Белорусских землях».

Что ж, вполне в духе последних устремлений коллег из соседней УПЦ (МП), которая теперь ведёт свою «хронологию истории» не с 1990 года (когда данная структура РПЦ была учреждена для удовлетворения амбиций Филарета Денисенко, «пролетевшего» мимо московского патриаршества), а чуть ли не от Аскольда и Дира.

Так и для Минской митрополии празднования Дня Крещения Руси уже как бы недостаточно. И в сознании верных Русской церкви в Белоруссии должно отложиться, что как бы крещена отдельно была Россия, а отдельно «Беларусь», которая, следует полагать, тогда уже существовала…

Помнится, как радовались православные, когда в грозовом для Белоруссии августе 2020 года вместо склонного к экуменизму и автокефалии митрополита Павла на Минскую кафедру был поставлен ревнитель веры Вениамин. Знатоки называли его тогда «белорусским Онуфрием». И, действительно, вслед за предстоятелем УПЦ (МП), благословившим сепаратистское направление в украинской церковной историографии, предстоятель БПЦ (МП) также приступает к разрыву общественного сознания православных русских. Пока ещё под внешне благими поводами, почти незаметно.

Впервые топоним «Белая Русь» встречается в анналах под 1413 годом в переписке между чешским королём и великим магистром Тевтонского и Ливонского орденов. Но для них Белая Русь является синонимом… Великой Руси! То есть всей северо-восточной Руси.

«Князем Белой Руси» подписывался Великий князь Московский Иоанн III в письмах, которые он слал в Рим перед своим браком с Софьей Палеолог в 1472 году (к землям нынешней Белоруссии это не могло иметь никакого отношения, поскольку они находились тогда в составе Великого княжества Литовского). Венецианский издатель и хроникёр Александр Гваньинус ещё в 1570-х годах свидетельствовал, что жители Русского царства именуют своё государство также и Белой Русью.

Вместе с тем сам Гваньинус, служивший в то время наёмником в ВКЛ – комендантом Витебска, считал, что Белая Русь «находится около Киева, Мозыря, Мстиславля, Витебска, Орши, Полоцка, Смоленска и Северской земли, которая давно принадлежит Великому княжеству Литовскому». Итак, во второй половине XVI века некоторые иностранцы уже именуют Белой Русью примерно нынешнюю Белоруссию и её окрестности. Но можно ли доверять «компетентному» мнению уроженца Вероны? И дело даже не в объективности ротмистра литовской армии, называющего Литовскую Русь «Первой». И не в отнесении к Белой Руси Приднепровья и Сиверщины. О квалификации «географа» говорит следующее утверждение: «Черная (Русь) находится в Московской земле».

Впрочем, даже у католика-литвина (Гваньинус примет подданство Великого князя Литовского) Русь «троякая» (триединая).

Да, во второй половине XIV века польский хронист, подканцлер коронный Ян (Янко) из Чарнкова назвал Полоцк «белорусской крепостью». Но это потому, что поляки относили не захваченное ещё Литвой Полоцкое княжество к Великой (Белой) Руси. И в 1480 году историк и виднейший польский дипломат, опекун молодого чешского короля Владислава II, затем архибискуп Львова Ян Длугош писал, что река Березина «вытекает из болот Великой Руси около города Полоцка».

Таким образом как минимум в средневековой Руси, включая времена её крещения, никакой Белоруссии (в современном её понимании) не знали.

Что же касается самоопределения коренных славян на территории нынешней Республики Беларусь, то вплоть до XX века они называли себя русскими, русинами или – в печатном слове – «старожитным народом российским». А вот «белорусцами» именовались в Литовской Руси переселенцы из Руси Великой или пленённые в нескончаемых войнах Литвы с Москвой. Кстати «великий белорус» Симеон Полоцкий так и не избавился от привычки именовать великороссов «белорусцами».

Симеон Полоцкий

Лишь в конце XIX века в среде полонофильской интеллигенции появились первые свядомые «беларусы». Это был аналог малороссийских хлопоманов-украинофилов – практически поголовно этнических поляков. И, разумеется, католиков.

А ведь само понятие «Русский мир» ввёл в нашу словесность ещё один «великий белорус» – Кирилл Туровский.

Кирилл Туровский

Мы уже приводили выдержки из «Слова на обновление Десятинной церкви», которое, как считается, было произнесено в Киеве епископом Туровским. Святитель XII века Кирилл упоминает в своей проповеди святителя I века Климента, который был сослан Римским императором в Тавриду. В этой речи мы и встречаем впервые словосочетание «Русский мир»: «… наш заступник святой священномученик Климент из Рима пришел в Херсон, а из Херсона в нашу Русскую страну для спасения нас, верных… Посему и мы славим, и хвалим, и кланяемся в Троице славимому Богу, благодаря верного раба Его, который умножил талант своего господина не только в Риме, но и в Херсоне, и во всем русском мире…» (выделено мной. – Д.С.)

Достойно ли памяти русского святого, даже не подозревавшего о том, что он «белорус», делить Русский мир на «три братских мира: русский, украинский и белорусский»? Православная церковь на территории РФ, Украины и Белоруссии до сих пор остаётся сообществом, члены которого в большинстве своём считают себя единым народом. Так зачем же руководство церкви благословляет разделение? Неужели дело в банальном желании быть «першими хлопцями на селі» или просто выслужиться перед хлопцами уже состоявшимися – властями «суверенных республик»?

Ведь и День Крещения Белоруссии, и Собор белорусских святых могут пригодиться, если Белоруссия вдруг начнёт превращаться в Антируссию подобно тому, как появилась «Украина – Не Россия».

Нам скажут: есть же отдельные соборы празднования Сибирских святых, Волынских, Крымских, Карпаторусских, Холмских и Подляшских… Есть. Однако здесь не усматривается выделение по этническому признаку. Сугубо по месту совершения духовных подвигов…

На национально-исторической основе празднуются соборы сербских, болгарских, чешских и словацких святых. Но в отличие от болгарских и сербских святых, считавших себя соответственно болгарами и сербами, все «белорусские» и «украинские» святые идентифицировали себя русскими! Даже если являлись иностранцами по рождению – служили становлению Третьего Рима.

Да, невозможно отрицать сложившееся в силу исторических обстоятельств различие между белорусами, великороссами, карпатороссами, малороссами, новороссами. Однако с точки зрения этнологии это субэтносы одного этноса. Границы между ними размыты и не совпадают с государственными кордонами. Сейчас, когда большая часть населения живёт в «плавильных котлах»-городах, различия между представителями субэтносов вообще исчезают. Если не мешать естественному процессу, русские восстановят свою монолитность. А если специально консервировать наносное…

В преддверии мировой войны лидер униатов польский граф Шептицкий докладывал австрийскому правительству относительно «церковной организации» на будущих оккупированных территориях Российской империи: «Как только победоносная австрийская армия пересечет границу… великорусские московские святые должны быть удалены из календаря и т. д… Нужно очистить его самым радикальным образом от московского влияния». Не подобными ли планами намерены руководствоваться составители «Программы празднования 1030-летия Православия на Белорусских землях», утверждение которого ожидается на ближайшем заседании Синода Белорусского экзархата?

«В рамках празднования планируется проведение торжественных богослужений, крестных ходов, конференций, выставок, интерактивных экскурсий, творческих вечеров, слетов молодежи и других мероприятий», – сообщается на сайте Белорусского экзархата. Остаётся только надеяться, что на упомянутых конференциях, в проповедях на торжественных богослужениях и на «других мероприятиях» прозвучит также и слово правды. Правды о том, что именно Церковь создала Россию, наделив Третий Рим миссией «хранить Православие до скончания века». А потому отречение от собственного детища есть смертельный грех самоубийства для тех частей Церкви, которые более полагаются на своих светских правителей.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Скворцов
Америка от пуританства до скотоложства
По дороге в Содом и Гоморру
23.02.2022
​​​​​​​Подводные скалы признания ДНР и ЛНР
Экспертное сообщество разделилось во мнениях
21.02.2022
​​​​​​​РПЦ в Африке: отсюда мы уже не уйдём
Но так ли эти позиции канонически сильны?
05.01.2022
Встретит ли Украина «агрессора» хлебом-солью
Киевские социологи представили очень любопытную статистику
26.12.2021
Все статьи Дмитрий Скворцов
Последние комментарии
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Ленчик
21.11.2024 16:37
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Константин В.
21.11.2024 15:49