Источник: ФСК
Фото: ФСК
Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский Вениамин провёл заседание оргкомитета по подготовке к празднованию «1030-летия Православия на Белорусских землях».
Что ж, вполне в духе последних устремлений коллег из соседней УПЦ (МП), которая теперь ведёт свою «хронологию истории» не с 1990 года (когда данная структура РПЦ была учреждена для удовлетворения амбиций Филарета Денисенко, «пролетевшего» мимо московского патриаршества), а чуть ли не от Аскольда и Дира.
Так и для Минской митрополии празднования Дня Крещения Руси уже как бы недостаточно. И в сознании верных Русской церкви в Белоруссии должно отложиться, что как бы крещена отдельно была Россия, а отдельно «Беларусь», которая, следует полагать, тогда уже существовала…
Помнится, как радовались православные, когда в грозовом для Белоруссии августе 2020 года вместо склонного к экуменизму и автокефалии митрополита Павла на Минскую кафедру был поставлен ревнитель веры Вениамин. Знатоки называли его тогда «белорусским Онуфрием». И, действительно, вслед за предстоятелем УПЦ (МП), благословившим сепаратистское направление в украинской церковной историографии, предстоятель БПЦ (МП) также приступает к разрыву общественного сознания православных русских. Пока ещё под внешне благими поводами, почти незаметно.
Впервые топоним «Белая Русь» встречается в анналах под 1413 годом в переписке между чешским королём и великим магистром Тевтонского и Ливонского орденов. Но для них Белая Русь является синонимом… Великой Руси! То есть всей северо-восточной Руси.
«Князем Белой Руси» подписывался Великий князь Московский Иоанн III в письмах, которые он слал в Рим перед своим браком с Софьей Палеолог в 1472 году (к землям нынешней Белоруссии это не могло иметь никакого отношения, поскольку они находились тогда в составе Великого княжества Литовского). Венецианский издатель и хроникёр Александр Гваньинус ещё в 1570-х годах свидетельствовал, что жители Русского царства именуют своё государство также и Белой Русью.
Вместе с тем сам Гваньинус, служивший в то время наёмником в ВКЛ – комендантом Витебска, считал, что Белая Русь «находится около Киева, Мозыря, Мстиславля, Витебска, Орши, Полоцка, Смоленска и Северской земли, которая давно принадлежит Великому княжеству Литовскому». Итак, во второй половине XVI века некоторые иностранцы уже именуют Белой Русью примерно нынешнюю Белоруссию и её окрестности. Но можно ли доверять «компетентному» мнению уроженца Вероны? И дело даже не в объективности ротмистра литовской армии, называющего Литовскую Русь «Первой». И не в отнесении к Белой Руси Приднепровья и Сиверщины. О квалификации «географа» говорит следующее утверждение: «Черная (Русь) находится в Московской земле».
Впрочем, даже у католика-литвина (Гваньинус примет подданство Великого князя Литовского) Русь «троякая» (триединая).
Да, во второй половине XIV века польский хронист, подканцлер коронный Ян (Янко) из Чарнкова назвал Полоцк «белорусской крепостью». Но это потому, что поляки относили не захваченное ещё Литвой Полоцкое княжество к Великой (Белой) Руси. И в 1480 году историк и виднейший польский дипломат, опекун молодого чешского короля Владислава II, затем архибискуп Львова Ян Длугош писал, что река Березина «вытекает из болот Великой Руси около города Полоцка».
Таким образом как минимум в средневековой Руси, включая времена её крещения, никакой Белоруссии (в современном её понимании) не знали.
Что же касается самоопределения коренных славян на территории нынешней Республики Беларусь, то вплоть до XX века они называли себя русскими, русинами или – в печатном слове – «старожитным народом российским». А вот «белорусцами» именовались в Литовской Руси переселенцы из Руси Великой или пленённые в нескончаемых войнах Литвы с Москвой. Кстати «великий белорус» Симеон Полоцкий так и не избавился от привычки именовать великороссов «белорусцами».
Лишь в конце XIX века в среде полонофильской интеллигенции появились первые свядомые «беларусы». Это был аналог малороссийских хлопоманов-украинофилов – практически поголовно этнических поляков. И, разумеется, католиков.
А ведь само понятие «Русский мир» ввёл в нашу словесность ещё один «великий белорус» – Кирилл Туровский.
Мы уже приводили выдержки из «Слова на обновление Десятинной церкви», которое, как считается, было произнесено в Киеве епископом Туровским. Святитель XII века Кирилл упоминает в своей проповеди святителя I века Климента, который был сослан Римским императором в Тавриду. В этой речи мы и встречаем впервые словосочетание «Русский мир»: «… наш заступник святой священномученик Климент из Рима пришел в Херсон, а из Херсона в нашу Русскую страну для спасения нас, верных… Посему и мы славим, и хвалим, и кланяемся в Троице славимому Богу, благодаря верного раба Его, который умножил талант своего господина не только в Риме, но и в Херсоне, и во всем русском мире…» (выделено мной. – Д.С.)
Достойно ли памяти русского святого, даже не подозревавшего о том, что он «белорус», делить Русский мир на «три братских мира: русский, украинский и белорусский»? Православная церковь на территории РФ, Украины и Белоруссии до сих пор остаётся сообществом, члены которого в большинстве своём считают себя единым народом. Так зачем же руководство церкви благословляет разделение? Неужели дело в банальном желании быть «першими хлопцями на селі» или просто выслужиться перед хлопцами уже состоявшимися – властями «суверенных республик»?
Ведь и День Крещения Белоруссии, и Собор белорусских святых могут пригодиться, если Белоруссия вдруг начнёт превращаться в Антируссию подобно тому, как появилась «Украина – Не Россия».
Нам скажут: есть же отдельные соборы празднования Сибирских святых, Волынских, Крымских, Карпаторусских, Холмских и Подляшских… Есть. Однако здесь не усматривается выделение по этническому признаку. Сугубо по месту совершения духовных подвигов…
На национально-исторической основе празднуются соборы сербских, болгарских, чешских и словацких святых. Но в отличие от болгарских и сербских святых, считавших себя соответственно болгарами и сербами, все «белорусские» и «украинские» святые идентифицировали себя русскими! Даже если являлись иностранцами по рождению – служили становлению Третьего Рима.
Да, невозможно отрицать сложившееся в силу исторических обстоятельств различие между белорусами, великороссами, карпатороссами, малороссами, новороссами. Однако с точки зрения этнологии это субэтносы одного этноса. Границы между ними размыты и не совпадают с государственными кордонами. Сейчас, когда большая часть населения живёт в «плавильных котлах»-городах, различия между представителями субэтносов вообще исчезают. Если не мешать естественному процессу, русские восстановят свою монолитность. А если специально консервировать наносное…
В преддверии мировой войны лидер униатов польский граф Шептицкий докладывал австрийскому правительству относительно «церковной организации» на будущих оккупированных территориях Российской империи: «Как только победоносная австрийская армия пересечет границу… великорусские московские святые должны быть удалены из календаря и т. д… Нужно очистить его самым радикальным образом от московского влияния». Не подобными ли планами намерены руководствоваться составители «Программы празднования 1030-летия Православия на Белорусских землях», утверждение которого ожидается на ближайшем заседании Синода Белорусского экзархата?
«В рамках празднования планируется проведение торжественных богослужений, крестных ходов, конференций, выставок, интерактивных экскурсий, творческих вечеров, слетов молодежи и других мероприятий», – сообщается на сайте Белорусского экзархата. Остаётся только надеяться, что на упомянутых конференциях, в проповедях на торжественных богослужениях и на «других мероприятиях» прозвучит также и слово правды. Правды о том, что именно Церковь создала Россию, наделив Третий Рим миссией «хранить Православие до скончания века». А потому отречение от собственного детища есть смертельный грех самоубийства для тех частей Церкви, которые более полагаются на своих светских правителей.