Фото автора, а также Joanne Goldby, CC-BY-SA-2.0
В Боснии находится большое количество надгробных памятников из средневековья – стечек. Стечак представляет собою массивный прямоугольный камень, обработанный человеком, с выбитыми на нем знаками и надписями на сербском языке.
Изображения, как правило, представляют собою стилизованные фигуры людей, причем часто появляется фигура стоящего человека с поднятой правой рукой с растопыренными пальцами. Так же часто встречаются изображения лилян.
Знаков крестов здесь нет, что давало основание многим историкам считать эти памятники, принадлежащими секте богумилов.
Эта секта была родственной византийским павликианам, французским катарам и была распространена в средневековье на Балканах и Малой Азии.
Однако настоятель храма святых Михаила и Гавриила архангелов в Сараево протоиерей отец Ваня Йованович, автор монографии «Павловац – благородный сад» о средневековых «стечках» считал, что данные стечки к богумилам отношения не имели.
По его мнению богумилы были не настолько распространены в Боснии и существовали ограниченное время, дабы оставить после себя такое большое количество памятников.
По большому счету неизвестно кто эти стечки делал, так как нет исторических документов, в которых описывалось бы их изготовление. Между тем богумилы запечатлены в документах, относящихся к эпохе династии Неманичей и к периоду завоевания Балкан турками, когда уже велось документирование современных событий на достаточно хорошем уровне.
При завоевании сербских земель турки встретили достаточно широкую поддержку в сербской среде.
Правда, вопреки марксистски просвещенным историкам, это объяснялось не феодальным угнетением крестьян. Ведь крестьяне никогда особо важным фактором в самих боевых действиях не были. В данном случае играли роль противоречия в самом правящем сербском слое - то есть в сербских феодалах.
Как пишет отец Ваня Йованович, в ходе завоевания Балкан в рядах турок находились сербские вооруженные отряды. В данном случае важную роль играли не только религиозные противоречия. Очевидно, что секта богумилов, против которой боролись как православная, так и католическая церковь, могла сыграть важную роль в Боснии, где она имела влияние на сербскую властелу (аристократию).
Однако куда большую роль играли личные амбиции части сербской властелы(феодалов), которая рассматривала поддержку турок как средство решения противоречий со своими врагами в сербской среде.
Так в своей монографии «Павловац – благородный сад» отец Ваня Йованович описывает Павла Радиновича, владевшего областями в Восточной Боснии (Вышеград, Горажде и Олово) и в Герцеговине (Билеча и Требинье).
Павел Радинович был активным участником борьбы за королевский престол Боснии. На этот престол претендовал венгерский вассал и боснийский аристократ Степан Остоя, свергнувший с венгерской помощью боснийского короля Твыртко II Котроманича.
Всиду этого венгерский король Жигмунд Люксембургский был для значительной части сербской властелы в Боснии врагом.
В борьбе против него Павел Радинович был убит в 1415 году. Соответственно, его младший сын (умерший в 1442 году) воевал против венгров и их сербских союзников при поддержке турок.
После поражения венгерской армии в так называемой второй Косовской битве, произошедшей 17 октября 1448 года, род Радиновичей, получивший фамилию Павловичей, стал опорой турок в Боснии.
Как пишет отец Ваня Йованович, турки-османы с 1414 года вошли в Боснию как союзники сплитского герцога Хырвая (очевидно хорвата) в ходе борьбы против венгров.
Радиновичи были на стороне турок, и вместе с ними опустошили владения венгерского союзника воеводы Сандаля Хранича, на которых жили все те же сербы.
Закономерно, что захват Боснии в 1463 году турецким султаном Мехмедом Вторым начался с его вступления во владения Радиновичей в Восточной Боснии.
В Восточной Боснии османов встречали как союзников, благодаря союзу Радиновичей с ними. Очевидно, что и завоевание Боснии происходило не только силами турок, но и силами их союзников хорватов и сербов, врагов венгерского короля и его сербских и хорватских вассалов.
Нахождение же в вооруженных силах государства, устроенного на, прежде всего, идейно-религиозных принципах, не могло не оказать глубокого влияния на тех, кто и не будучи мусульманином, воевал ради торжества исламской идеи.
Поэтому многие местные сербы в дальнейшем исламизировались, тогда как сербы, появившиеся в Боснии в XVII-XIX веках, во многом были потомками переселенцев из Герцеговины и Черногории.