Польша теряет последних союзников

Теперь она воюет и против США

Владимир Корнилов 
0
18.08.2021 1045

Демонстрация против принятия нового закона о телерадиовещании во Вроцлаве  - РИА Новости, 1920, 18.08.2021

Источник: РИА Новости

© REUTERS / Agencja Gazeta/Tomasz Pietrzyk

Польша все больше превращается в "осажденную крепость", воюя против всех. Варшава умудрилась резко ухудшить отношения с Евросоюзом. На этой неделе получил продолжение скандал с законом "о реституции", что привело к отзыву посла Израиля. Не стихают и "исторические войны" со всем миром по поводу закона о запрете термина "польские концлагеря". А на днях Польша начала наступление на святое — на бизнес-интересы своего главного союзника и покровителя, Соединенных Штатов Америки.

Речь идет о принятии сеймом поправок к закону о радио- и телевещании, получивших в тамошних СМИ название lex TVN — "закон о телеканале TVN", поскольку все понимают, что мишенью авторов проекта является главный оппозиционный телеканал страны, против которого ополчилось правительство. В поправках, конечно, нет ни слова о самом канале — всего лишь об ограничении иностранной собственности в теле- и радиоорганизациях. Но сразу после скандального голосования в сейме громогласное объявление о подаче судебного иска против польского правительства сделала американская телекорпорация Discovery, владеющая данным СМИ.

В своем заявлении американцы обвинили Варшаву в "дискриминационной кампании" против их польского актива и в нарушении двустороннего договора об инвестициях между США и Польшей. "Мы уверены, что этот закон негативно повлияет на американские и европейские инвестиции в польскую экономику, и мы будем агрессивно защищать свои права" — даже один этот пассаж свидетельствует о решимости американцев бороться за вложенные средства.

Дело в том, что TVN и, самое главное, его новостной канал TVN24 давно являются для польского правительства и правящей партии "Право и справедливость" (ПиС) костью в горле. Еще в 2006 году на этом ресурсе были обнародованы скрытые видеозаписи, свидетельствовавшие о попытке подкупа оппозиционных парламентариев деятелями ПиС, что привело к серьезному правительственному кризису. Критические материалы TVN в значительной степени влияли на исход выборов различного уровня и приводили к бойкоту канала со стороны политиков от провластной партии.

При этом игнорировать влияние канала на общественное мнение невозможно. Его вечерние новости — самая популярная информационная программа в Польше, опережая государственный канал TVP, полностью обслуживающий интересы правительства. Критической точкой стали президентские выборы прошлого года, когда власти прямо обвинили зарубежные державы во вмешательстве и объявили поход против "иностранного влияния в польских СМИ".

Результатом и стал скандальный lex TVN, сутью которого является ограничение иностранной собственности в телекомпаниях в размере не более 49 процентов акций. В принципе, ничего уникального или необычного в этом законе нет. Очень многие государства мира имеют гораздо более серьезные барьеры для иностранных собственников СМИ и особенно телевидения. Пионеры в этом — сами Соединенные Штаты, лимитировавшие долю акций в телекомпаниях для иностранцев 25 процентами (медиамагнат Руперт Мердок для обхода этой нормы вынужден был поменять свое австралийское гражданство на американское). С недавних пор похожие ограничения (в размере 20 процентов) для иностранных собственников СМИ введены и в России.

Таким образом, Польша всего лишь идет проторенным путем тех государств, которые защищают свою информационную безопасность. Но этот закон в случае его вступления в действие вынуждает крупного американского инвестора уже в сентябре сего года продать контрольный пакет акций TVN. А на бизнес-интересы американцев, как вы понимаете, в Европе (и тем более в Польше) обычно посягать не принято. Тем более что США ревностно следят за защитой своих инвестиций за рубежом и грозят суровыми карами тем, кто посягнет на них. Так, межпартийная группа американских сенаторов уже в довольно жесткой форме предупредила польское правительство о серьезных последствиях для двусторонних отношений в случае принятия закона.

Ну а раз заволновались американские законодатели, не могли их не поддержать и европейские чиновники. "Негативным сигналом" назвала принятие lex TVN в сейме еврокомиссар по вопросам юстиции, прав потребителей и гендерного равенства Вера Юрова. Из ЕС звучат резкие заявления о том, что фактический запрет основного оппозиционного телеканала Польши является грубейшим нарушением свободы слова и независимости СМИ. Это же надо, а внесудебный запрет трех оппозиционных телеканалов Украины европейцы и американцы не только не осудили, но даже одобрили. Это ведь другое. И никакого же лицемерия, никаких двойных стандартов!

Однако, похоже, TVN так досадил польским властям, что они готовы на все ради продавливания скандального законопроекта. Когда голосование по нему провалилось, маршал сейма Эльжбета Витек в нарушение норм регламента провела повторное голосование, добившись минимального перевеса. Причем власти даже не остановились перед угрозой распада правящей коалиции — в знак протеста из нее вышли депутаты партии "Согласие", сотрудничавшие с ПиС на протяжении семи последних лет.

Таким образом, польские власти продавили закон в сейме, лишившись там стойкого большинства. При этом все понимают, что он будет заветирован в сенате, контролируемом оппозицией, а дальше это вето должна будет преодолеть нижняя палата, что может обернуться новыми затруднениями для власти. Неудивительно, что принятие lex TVN сеймом польские СМИ уже называют пирровой победой Ярослава Качиньского, председателя ПиС и фактического руководителя нынешней Польши.

Именно Качиньский является главным вдохновителем и организатором "крестового похода" против основного оппозиционного телеканала страны. Он направо и налево раздает интервью, обосновывая необходимость "защиты информационного пространства Польши" от тлетворного влияния извне. Причем он отверг компромиссную идею оппозиции: та предложила отменить ограничения по собственности в телекомпаниях не только для граждан Евросоюза (те не могут считаться иностранцами в самом ЕС), но и для граждан стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Поскольку туда входят и США, это сняло бы проблему американских собственников TVN.

Но не для того Качиньский затевал всю эту возню, чтобы оставить в покое своего информационного противника. Поэтому он нашел чудесный довод для отказа от данного компромисса — необходимость обороняться от России. Как же без этого! Лидер ПиС напомнил, что давно ведутся (на самом деле велись до 2014 года) переговоры о вступлении нашей страны в ОЭСР. Сами понимаете, как же можно открывать польское медиапространство для россиян! Они ведь обязательно воспользуются этой брешью в польском законодательстве и скупят все тамошние СМИ. То есть польские власти и выдавливание американцев со своего рынка обосновывают русофобией.

Государственный флаг Польши и флаг Евросоюза на здании Министерства иностранных дел Польши в Варшаве - РИА Новости, 1920, 16.08.2021

"Польские СМИ должны быть польскими", — однозначно утверждает Качиньский. И ведь резонно же, американские СМИ должны быть американскими, российские — российскими, белорусские — белорусскими…

Подобное заявление звучит вполне обоснованно в устах лидера любой страны, которая открыто не вмешивается в информационную политику соседей. Но Польша-то на протяжении многих лет официально содержит за счет своего бюджета оппозиционные медиаресурсы соседней Белоруссии (например, "Радио Рация" и телеканал "БелСат") и не видит в этом ничего предосудительного. Наоборот, в прошлом году премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий повсюду хвастался выделением дополнительных 50 миллионов злотых бюджетных средств на поддержку белорусской оппозиции и ее медиапроектов. Правда, это все называлось не вмешательством во внутренние дела соседнего государства, а протянутой "рукой помощи белорусскому народу". То есть белорусские СМИ все-таки не должны быть белорусскими, судя по этой логике. Варшаву вполне устраивает, если они будут польскими. И снова — никакого противоречия и двойных стандартов!

Защита своего информационного пространства от деструктивного иностранного вмешательства — это оправданная необходимость для любого государства. Но забавно наблюдать, как польское правительство под этим предлогом пытается избавиться от оппозиционного телеканала в своей стране, при этом занимаясь активным вмешательством в дела соседней. Это становится еще более курьезным в связи с тем, что американские собственники TVN24 на фоне всего этого шума оперативно оформили нидерландскую лицензию на вещание. А это значит, что даже в случае принятия спорного закона Варшаве будет сложно выдавить данный телеканал из эфира — ведь на СМИ Евросоюза ограничения не распространяются.

Участники акции протеста в Минске - РИА Новости, 1920, 20.08.2020

И все усилия партии Качиньского могут завершиться пшиком — ценой развала правящей коалиции и хороших отношений с Вашингтоном.

Вот уж действительно пиррова победа.

"Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter."

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Владимир Корнилов
Все статьи Владимир Корнилов
Последние комментарии
Снова – «красные» и «белые»? Не надоело?
Новый комментарий от С. Югов
16.10.2021 08:57
Зачем России феминизм?
Новый комментарий от В.Р.
16.10.2021 08:54
И «белым» и «красным» надо каяться перед иконой Богородицы «Державной»
Новый комментарий от Русский Сталинист
16.10.2021 08:36
Мог ли ошибиться следователь Николай Соколов?
Новый комментарий от Наталья Сидорина
16.10.2021 08:34
Социальная заповедь христианства
Новый комментарий от Сергей иванович
16.10.2021 08:16
«Давайте наполним праздник правильными смыслами»
Новый комментарий от Сант
16.10.2021 06:25