Продолжение. Начало в №139

Где лукавство, там и лукавый

«Лукавство» – еще одно слово, обозначающее ложь. «Лукавство», «лукавый» часто встречаются в Священном Писании, особенно Новом Завете. Слово «лукавый» в славянском и русском переводе Евангелия используется для передачи греческого πονηρÒς, означающего «злой», «дурной», и применяется по отношению к диаволу. Напомню слова Иисуса: «а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37). Здесь слово «лукавый» прямо означает дьявола (1).
Ложь во всех ее проявлениях, как отмечает Сикорский, претит христианству: «Основные принципы Христианской идеологии включают спасение через праведную жизнь, любовь к ближним, жизнь в согласии. Прямой и глубочайшей противоположностью этим принципам являются основы противоположной идеологии – спасение человечества посредством “временного” использования обмана, ненависти и принуждения».
В Фаустовой цивилизации допускается и даже приветствуется «временное» использование обмана ради каких-то «высоких» целей. Ложь легализуется формулой «Цель оправдывает средства». Ради «высоких» целей (например, счастья будущих поколений) можно пожертвовать жизнями миллионов ныне живущих людей. Да, цена высокая, но зато цена ожидаемого, с точки зрения безумных материалистов, несравненно выше. Сикорский пишет: «Отсутствие религиозного идеализма, невероятная мощность и абсолютная монополия средств массовой информации и кино, а следовательно отсутствие любой формы критики имело бы эффект глубокой деморализации по отношению к новым правящим кругам. Даже лучшие их представители, рисующие в своем воображении счастливые будущие поколения, цинично игнорируют физические и моральные муки миллионов реальных людей, которые для них всего лишь живые орудия труда, часть ресурсов, расходуемых на их, планетарного масштаба, предприятия».
Немного ниже Игорь Сикорский дает оценку Фаустовой идеологии, оперирующей лживыми идеалами и лозунгами: «Честолюбивые проекты создания этого будущего рая – лживое оправдание применения зла, обмана и ужасных жестокостей, что остается главнейшим позором нашей цивилизации».
Примечательно, что формулы «Цель оправдывает средства» не было ни в древнем мире, ни в Средние века. Сегодня даже трудно сказать, кто ее автор. Но все потенциальные авторы относятся уже к позднему средневековью или Новому времени. Часто называется итальянский политик и мыслитель Никколо Макиавелли. Его знаменитая работа «Государь», по сути, вся посвящена обоснованию указанной формулы. В качестве цели в ней определяется политика, а в более широком плане – власть. Все, что служит целям захвата, удержания и укрепления власти, признается хорошим, все, что противодействует им, – дурным. Для достижения намеченных целей правительство может смело прибегать ко лжи, обману, вероломству, жестокостям, измене. Много и других претендентов на авторство формулы «Цель оправдывает средства»: основатель ордена иезуитов Игнатий де Лойола, знаменитый испанский иезуит Антонио Эскобар-и-Мендоза, английский философ Томас Гоббс и др.
Близки к упомянутой формуле и другие выражения: «На войне все средства хороши», «Ложь во спасение», «Благочестивый обман», «Белая ложь», «Ложь во благо» и др. В лексиконе русских людей прижилось выражение «Ложь во спасение» (т.е. ложь, оправданная благими целями). При этом наиболее эрудированные люди говорят, что, мол, это не «народный фольклор», это из Псалтири. А ведь в псалме 32, стих 17 буквально говорится следующее: «ложь конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». На современном русском языке это звучит примерно так: «ненадёжен конь во спасение, не избавит великою силою своею». Как мы видим, никакой апологетики лжи в Псалтири нет.

Апология лжи

Если те же иезуиты или политики типа Никколо Макиавелли допускали ложь как тактическое средство, то более поздние политики и вожди делали ложь уже постоянным и основным инструментом. Те же Гитлер, Геббельс и Ко.
Но сегодня, в XXI веке уже вполне внешне «приличные» и «добропорядочные» философы и «ученые» «научно» обосновывают целесообразность и необходимость лжи. Вот, например, Фолькер Саммер (Volker Sommer; род. 1954 г.) – немецкий писатель, антрополог и профессор эволюционной антропологии Университетского колледжа Лондона, ярый поклонник теории Ч. Дарвина. Его перу принадлежит книга «Похвала лжи. Как в эволюции цель оправдывает средства» (2). Название работы говорит само за себя. А вот фрагмент из этого «научного» труда: «Если бы мы всегда придерживались правды, наш социальный передаточный механизм со скрежетом и резко остановился бы. Ведь правда часто как песок в нем, в то время как ложь смазывает его, будто маслом. Она позволяет нам плавно двигаться во взаимодействии друг с другом каждый день». Лживость, заключает Фолькер Зоммер, – неотъемлемая частью психики человека, продукт эволюции. Регулярное использование лжи и не менее регулярное ее разоблачение помогает развивать интеллект человека, ложь помогает человеку развиваться и после того, как он встал над миром остальных животных. Ложь, по образному выражению Зоммера, выступает в качестве «точильным камня», заостряющем ум человека. Трудно спорить с тем, что ложь глубоко вошла в человека. Но возводить ее в ранг благотворно влияющего на человека средства подобно заключению о том, что какой-нибудь вирус жизненно необходим человеку потому, что он может вырабатывать в теле человека антитела. Кого-то до поры до времени вирус пощадит, а кого-то убьет с первого захода. И уж совершенно диким является заключение немецкого профессора-дарвиниста о том, что ложь стала инструментом, который позволил одному из видов приматов выделиться из мира остальных животных и получить звание Homo sapiens. В мире животных лжи нет и быть не может. Это свойство, присущее исключительно человеку: «Животное может быть свирепым или хитрым, но один только человек умеет лгать» (Герберт Уэллс. «Остров доктора Моро»).
Упомянутый профессор Фолькер Зоммер отнюдь не уникум. Таких наукообразных апологетов лжи становится все больше. Представлю еще одного – польского психолога и писателя Томаша Витковского (Tomasz Witkowski) – основателя Клуба польских скептиков, который занимается ниспровержением «устаревших» представлений и норм общества. Он – автор книги «Психология лжи. Мотивы, стратегии, инструменты». Хотя Витковский не приветствует самые одиозные формы лжи (он делит ложь на «разрушительную» и «полезную»), однако он считает, что и без лжи существование общества невозможно: «Ложь – это такой общественный клей. Если мы начнем общаться со всеми абсолютно искренне, общество распадется. Ложь – это элемент культуры, она вписана в нее» (3).
Впрочем, как это ни странно, апологией лжи занимаются не только немецкие профессора-дарвинисты и польские психологи, но и некоторые наши обществоведы и политологи. Например, известный российский политолог и научный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов откровенничает на страницах журнала «Форбс»: «Депрессивный мир без вранья, где все точно знают, кто и что друг о друге думает, оказывается более опасным, чем неискренние улыбки на публике и циничные сделки за кулисами» (4).
Нередко ложь пытаются «облагородить» ложь, используя эвфемизмы. Мол, это не ложь, а «заблуждение» (т.е. неправильное понимание чего-то, добросовестная ошибка). Либо со стороны говорящего (пишущего, показывающего), либо со стороны слушающего (читающего, смотрящего). Но чаще всего такие «заблуждения» бывают осознанными и целенаправленными, прикрывающими ложь. У современной лжи сегодня множество оттенков, которые выражаются такими словами, как «мистификация», «фальсификация», «дезинформация», «клевета», «лжесвидетельство», «подтасовка фактов», «блеф», «самооговор», «контекстная ложь», «лесть», «симуляция», «притворство» и т.п. Нередко ложь выступает в какой-то комбинации с другими неблаговидными поступками. Например, в мире науки, где, казалось бы, люди должны заниматься поиском истины и правды, процветает так называемый «плагиат». А это гибрид воровства (кражи чужой информации) и обмана (выдача этой информации за свою). Особенно ярким проявлением синтеза лжи и воровства является современный бизнес. Обман клиентов; искажение и подделка финансовой документации; тайные сговоры с конкурентами для образования картелей; подкуп чиновников, контролирующих бизнес; фальсификация производимой продукции; манипуляции с ценами и курсами акций; выведение операций в тень и уклонение от налогов… Эту тему я вывожу за рамки данной статьи (5).

От лжи до убийства – один шаг

Христианство (истинное, а не в таких ложных формах, как, например, орден иезуитов) отрицает ложь и обман, считая это грехом. Прямой запрет на ложь содержится уже в Ветхом Завете: «...Не лгите и не обманывайте друг друга» (Лев. 19:11). Девятой заповедью Моисеевой запрещается произносить ложное свидетельство на ближнего (Исх. 20:16; Втор. 5:20).
В Новом Завете о лжи и ее источнике сильно сказано в уже упоминавшемся выше высказывании Христа о дьяволе: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). В христианской традиции существует понятие смертных грехов. Он состоит из восьми основных позиций: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордость (список Евагрия Понтийского, IV век).
Вроде бы в этом списке лжи (обмана) нет. Но святые отцы называли ложь высшим грехом, который порождает все упомянутые выше смертные грехи. Любой грех зарождается в виде «прилога», т.е. начального помысла. Иногда этот «прилог» человеку удается уничтожить (отмести) сразу же. В других случаях он начинает «прорастать» и развиваться. Как учат святые отцы, развитие греха от мысли, к делу проходит следующие стадии: сначала рождается «прилог», которое можно уподобить семени плевел, брошенному дьяволом в душу человека. Это семя может засохнуть при ее сознательном отторжении человеком. А может начать прорастать, переходя в стадию, называемую «внимание», потом – «услаждение», за ним следует «желание», из него вырастает «решимость» и, наконец, само «греховное дело» (6). Прорастание семени и вызревание плевел греха происходит в атмосфере обмана и самообмана человека. Человек скрывает свои вызревающие греховные помыслы и желания от окружающих. И одновременно успокаивает себя: «Ничего страшного» (самообман).
На страницах Священного Писания также часто встречаются сложносоставные слова, одним из корней которых является слово «ложь»: «лжесвидетели» (Мф. 26:59–60), «лжепророки» (Мф. 7:15), «лжеучители» (2Пет. 2:1–2), «лжебратья» (2Кор. 11:26), «лжеапостолы» (2Кор. 1:13), «лжехристы» (Мф. 24:24). Все эти субъекты мимикрируют под то, что связано с Богом и благословлено Богом. Но все это дьявольские подделки, призванные обмануть и погубить человека. Митрополит Сурожский Антоний так характеризует ложь: «Ложь, какая бы она ни была, это постройка нереального мира; а в нереальном мире нет Бога, потому что Бог есть абсолютная реальность». А вот высказывание о духовной природе лжи святителя Николая Сербского: «С Богом нас разделяет ложь, и только ложь. Сказать, что с Богом нас разделяет истина, то же самое, что сказать, что с Богом нас разделяет Бог…Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания – вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и богоотречению».
Сикорский заключает, что борьба между правдой и ложью, проходящая через всю историю человечества и через сердце каждого человека, не может прекращаться ни на одну минуту. Мирный договор или даже перемирие здесь невозможны, они будут означать поражение правды: «Действительно, человеческое сообщество или цивилизация, принявшая нейтральную позицию в высшей борьбе правды и лжи, Бога и сатаны, обрекает себя на крушение». Кстати, думаю, что название книги Сикорского «Незримая борьба» как раз отражает эту самую борьбу между правдой и ложью.

Примечания:

1. Подробнее о понятии лукавства см.: Катасонов Валентин. В начале было Слово, а в конце будет цифра. Статьи и очерки. – М.: Издательский дом «Кислород», 2019 // Раздел «О слове – лукавом, ложном и мертвом» (с.93-165).
2. Sommer, Volker. Evolution der Zweck die Mittel heiligt (2016).
3. Михал Плочиньский. Психолог объясняет, зачем нам нужна ложь (https://inosmi.ru/science/20170110/238495595.html).
4. Федор Лукьянов. Апология лжи ( https://www.forbes.ru/forbes/issue/2011-01/62066-apologiya-lzhi).
5. Желающих подробнее познакомиться с темой лжи и обмана в бизнесе (и вообще в сфере экономики) рекомендую обратиться к следующей моей работе: Катасонов В. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». Изд. 4-е, дополненное. - М.: Институт русской цивилизации, 2015.
6. См. преп. Филофея Синайского. Сорок глав о трезвении, гл. 34–36; Добротолюбие в русск. пер. т. III, изд. 2-е. М., 1900, стр. 417–418.