Императорский вокзал
Витебский вокзал Санкт-Петербурга и его великолепные интерьеры
Фото: СЕРГЕЙ КОМПАНИЙЧЕНКО / РИА НОВОСТИ

Витебский вокзал – украшение Загородного проспекта – старейший в Санкт-Петербурге и в России. И, несомненно, один из красивейших. Впрочем, старым является сам вокзал, а его парадному зданию не так уж много лет – 106. Его построили незадолго до начала Первой мировой войны с истинно царским размахом.

История этого сооружения началась в 1832 году, когда ещё только строилась первая в Российской империи железная дорога, связавшая СанктПетербург с Царским Селом. По изначальному плану вокзал должен был находиться на берегу Фонтанки, однако смета расходов оказалась превышена, и было решено возвести временную деревянную станцию на Семёновском плацу. Первый поезд отправился с платформы скромного, но изящного вокзала 30 октября 1837 года. Звучали оркестры, а публика поглядывала на «пароходы» с восторгом и страхом.

Новое вокзальное здание построили в середине века. Его соорудили по проекту любимого архитектора императора Константина Тона. Это было основательное каменное здание, однако по выразительности оно уступало Московскому вокзалу, который построил в Петербурге тот же Тон. И потому в начале ХХ столетия – во времена, которые вошли в историю искусства как Серебряный век, – вокзальное здание решили поменять. Новый Царскосельский вокзал должен был соответствовать императорскому уровню.

Взялся за работу архитектор Станислав Бржозовский. Именно его затейливый проект поддержал император Николай II. К тому времени архитектор, блистательно работавший в модном в те годы стиле модерн, уже участвовал в строительстве нескольких вокзалов и железнодорожных станций. Он ещё в молодости создал изящное здание вокзала и сортировочной станции в Царском Селе, чуть позже перестроил вокзал в Новороссийске. Потом вместе с Юлием Дидерихсом построил Виндавский (ныне – Рижский) вокзал в Первопрестольной. Он и в наше время хорошо знаком миллионам москвичей: в городе можно увидеть и другую его работу – станционный павильон платформы Покровское-Стрешнево.

 

chasy450x300.jpg

Новый вокзал казался эстетическим и техническим совершенством. Всё в нём говорило о прогрессе – и лифты для пассажиров, и багажная машина, и яркое электрическое освещение. Пассажир мог сдать чемоданы и саквояжи в багаж и налегке отправиться в ресторан, а затем и в поезд согласно купленному билету. А багаж будет благополучно доставлен «по адресу». Под перронами есть тоннели, по которым все «корзины, картины, картонки» подвозили к поездам. К тому же железнодорожное полотно было поднято таким образом, чтобы поезда прибывали на второй этаж вокзала. Чудеса! Прежде Россия такого не видела. Однако ещё больше поражал архитектурный облик вокзала. Это было первое столь масштабное общественное здание в стиле модерн, построенное в Петербурге. Что такое модерн? Особое отношение к декору, к комфорту. Плавные линии, растительный орнамент, продуманная асимметрия. Использование диковинных для того времени материалов – изразцов, плиток, витражей, металлических конструкций. Стены украшены изображениями античного бога Меркурия – покровителя торговли и путешествий. К тому же здание, нарисованное Бржозовским, напоминает огромный паровоз: часовая башня – его труба, а купол главного корпуса – кабина. Таково это чудо модерна.

Приблизительно в 150 метрах от основного здания вокзала архитектор построил Императорский павильон. Представители правящей династии начинали свои путешествия именно отсюда. Здание сохранилось, сейчас его интерьеры восстанавливаются. В 1918 году, на революционной волне, вокзал переименовали в Детскосельский, одновременно с переименованием Царского Села в Детское Село. В 1920-х в справочных изданиях иногда встречается двойное название Детскосельский (Витебский), а с 1935 года вокзал окончательно получил современное наименование – Витебский.

vestibuly450x300.jpg
Вестибюль с парадной лестницей

Как и сто лет назад, в наше время посетителей вокзала восхищает гигантский вестибюль с парадной лестницей. Высота зала составляет более двадцати метров, зал венчает металлический купол. Более роскошное вокзальное здание и представить трудно: оно как будто воплощает расцвет Российской империи накануне её распада… Не меньшее впечатление производит Картинный зал, который служил местом ожидания для пассажиров первого класса. Там можно было увидеть историю русских железных дорог в живописи. Отвечал за роспись вокзала замечательный художник Николай Самокиш.

К 300-летию Санкт-Петербурга в 2001–2002 гг. состоялась масштабная реставрация вокзала. Были восстановлены купол и оригинальные окна фасада, воссоздана «историческая» окраска, обновлён лепной декор, заново декорирована парадная мраморная лестница, открыло свои двери для посетителей «Императорское кафе». На чердаке вокзального здания сохранились бывшие великокняжеские покои. 30 октября 2007 года в честь 170-летия российских железных дорог в Световом зале вокзала открыт памятник Францу Антону фон Герстнеру – австрийцу на русской службе, замечательному инженеру, строителю первой железной дороги в России. В честь столетия вступления России в Первую мировую войну в 2014 году рядом с вокзалом установили памятник «Русской гвардии Великой войны».

Этот живописный вокзал десятки раз снимался в кино. В замечательном телефильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» он с успехом сыграл роль лондонского вокзала «Виктория». Его можно увидеть в десятках кинолент, посвящённых старой России, – и в «Анне Карениной», и в «Идиоте». А всё потому, что у этого вокзала есть атмосфера, в его облике ощущается «лица необщее выражение». Стоит пройтись по его залам – и сразу переносишься в прошлое.


«ЛГ»-ДОСЬЕ

brzhozovsky150x225.jpgСтанислав Бржозовский 

Всю жизнь этот выдающийся зодчий был архитектором железных дорог. Из гражданских» построек Бржозовского известно только здание Международного коммерческого банка на Невском, 58. А вообще-то не будет преувеличением сказать, что Бржозовский всю жизнь посвятил русским железным дорогам. Его лучшей, программной работой стал Царскосельский вокзал. В ней архитектор с удивительным мастерством продемонстрировал своё понимание архитектуры общественных зданий.