«Калязин. Фрески затопленного монастыря»

В музее архитектуры открылась уникальная экспозиция

Бывший СССР 
0
316
Время на чтение 7 минут

«Здесь память волны святой
Осталась пенистым следом.
Беспечальный иду за Тобой —
Мне путь неизвестный ведом».

Александр Блок

У Александра Проханова есть замечательный роман «Место действия» (1980), в котором явлена цивилизационная битва между старорусской, дедами хранимой традиции - и агрессивной индустриальности XX столетия. Что и – кто победит? Новизна мегаполиса, напор проектировщиков и мощь нефтеперерабатывающего комбината или – тихий образ провинциально-купеческого Ядринска, где, как выясняется, была своя иконописная школа, да и Ермак – не абстрактно-легендарный герой, но живой и знаемый человек?

Функционер витиевато ратует за слом: «Когда-то, при царе Горохе, к вам сюда заглянула история… А потом заскучала и ушла. Не понравилось здесь истории, тесно стало». Однако же у сторонника широких дорог и стеклобетонных проспектов грядущего Нефте-Ядринска есть оппонент – цельный, хотя и не такой напористый: «Нам есть чем гордиться, и пора перестать стесняться, шапку ломать. И как несправедливо, друзья: в Помпее откроют какую-нибудь малую фресочку, какой-нибудь листик аканфовый, так на весь мир трубят. А тут целая школа национальной живописи, и ни гу-гу! Ну ничего, мы-то кое-что знаем и кое-что можем».

Сюжет, рассказанный Прохановым и даже экранизированный на Ленфильме в 1983 году, как бы примиряет волшебное прошлое и фантастическое будущее, а столкновения персонажей лишь усиливают эффект сложнейшего, почти невыполнимого баланса. Почему я вспомнила о «Месте действия»?

В Государственном музее архитектуры имени А. Щусева открылась уникальная экспозиция: «Калязин. Фрески затопленного монастыря». Затопила его не жестокая и буйная стихия, но хомо-сапиенс, покорявший пространство и время. Конечно, велись разговоры об «истории, которой тесно». Скромный Калязин, у коего название смахивает на те, что выдумывал Александр Островский для обитания самодуров-купцов! Точка была выбрана для строительства Угличской ГЭС – грандиозного и смелого проекта, сыгравшего одну из ключевых ролей в годину Великой Отечественной войны – благодаря этой ГЭС в Москву бесперебойно подавалось электричество.

Мы не вправе судить разрушителей, но не можем забывать и уничтоженный монастырь. Впрочем, под затопление ушли почти все местные красоты. Обществу, летящему на всех парах в Прекрасное Далёко, было некогда сожалеть о «второстепенных» городках с их провинциальными колоколенками?! И да, и нет. Монастырь затопили не без боли. Да, колокольня, выстроенная уже при Павле I, по сию пору жива, являя собой туристическую достопримечательность – грустную и величавую одновременно.

Даже, если вы никогда не бродили в тех краях, то всё равно знаете эту «русскую пизанскую башню», как иной раз кличут её в трэвел-сборниках. Стоящая на островке и окружённая водой, колокольня производит неизгладимое впечатление. Она возвышается посреди Угличского водохранилища – не то, как немой укор, не то, как символ непотопляемости духа. По Божьему соизволению и, благодаря трудам Академии Архитектуры, фрески 1650-х годов оказались живы и представлены для созерцания. Итак, место действия – Россия.

Троицкий монастырь основал преподобный Макарий Калязинский в 1434 году. Личность Макария требует отдельного разговора и на выставочных стендах можно прочитать об удивительном пути, совершённом боярским отпрыском Матвеем Кожиным, что после смерти юной супруги подстригся в монахи и принял имя – Макарий. Монастырская бытность не давала просветления – Макарий удалился в пустынь и срубил себе келью. Этот духовный подвиг привлёк ещё нескольких иноков, и «свято место» перестало быть пустым – так возник Калязинский монастырь. Макарий до конца дней своих – а прожил он долгую жизнь – оставался не только светлым подвижником, но и трудолюбивым, простым человеком. Очень скоро монастырь сделался одним из оазисов православной мысли. Иосиф Волоцкий писал о Калязинской жемчужине: «Такое благочестие и благочиние были в том монастыре, ибо всё творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями».

К лику святых Макария причислили при Иване Грозном, а при Петре Великом для мощей была устроена серебряная рака. Вообще, цари не забывали город Калязин – о чём свидетельствуют хроники пребывания в монастыре Бориса Годунова, первых Романовых, Екатерины Великой, Николая I. Перестраивался и монастырь – фотографии 1870-1910-х годов наглядно свидетельствуют о разностилевых сооружениях.

Фрески Троицкого собора, предоставленные для экспозиции, относятся к середине XVII века, к московской школе, а если точнее – в Калязине трудились царские мастера, известные по кремлёвским и звенигородским работам. Показаны фрагменты из Ветхого Завета, цикл о рождении Богородицы, об Иисусе Христе, а также сцены из Апокалипсиса Иоанна Богослова и лики святых князей. Для московского почерка было характерно изысканнейшее равновесие «мирского» и «небесного», а фигуры Адама и Евы, ангелов, строителей Вавилонской башни выписаны со знанием анатомии. При том – ни малейшего натурализма!

Лёгкие, динамичные тела, выразительные лица, нежные цветовые переходы, лишённые контрастов. От фресок веет умиротворением и тянутся невидимые лучи. Рядом - «парсуны» (допетровские портреты от слова «персона») Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской – первой жены царя.

А вот – история об эпидемиях и самоизоляции! В 1654 году в Европе свирепствовало очередное поветрие чумы - и это на фоне чудовищной разрухи после Тридцатилетней войны, и потому царица проживала «на удалёнке» именно в Калязинском монастыре – вместе со своим двором. Сопровождал государыню сам патриарх Никон.

Историк Николай Костомаров описывал те далёкие события с беспристрастностью исследователя: «Осенью распространилась по Московскому государству зараза. Царица с детьми бежала из Москвы в Калязин монастырь. В Москве свирепствовала страшная смертность. Зараза уничтожила большую часть жителей во многих городах. Люди от страху разбегались куда попало, а другие, пользуясь общим переполохом, пустились на воровство и грабежи. Бедствия этим не кончились. Зараза появлялась и в следующие два года». За спасение от чумного кошмара монастырю были поднесены богатейшие, почётные дары, в том числе и те две парсуны с монаршими изображениями.

Выставка – многомерна, как наша русская биография, поэтому представлены не лишь фрески и сопроводительные записи, но и макеты Троицкого собора с монастырской трапезной, и фотографии, и чертежи. Более того, имеются документы, говорящие о самоотверженной деятельности сталинской Академии Архитектуры, вставшей на защиту монастырских фресок. Экспедиция художника-реставратора Павла Юкина – отдельная страница этого драматического повествования.

В СССР – при всём атеизме – существовала Комиссия по раскрытию и сохранению памятников древнерусской живописи, а сожжение икон, равно как уродование храмов – это грязные эксцессы таких же дикарей-исполнителей. Павел Юкин входил в Комиссию и перед тем, как монастырь был вынужденно затоплен, в Калязин отрядили специалистов, дабы они аккуратно сняли те неповторимые росписи. Юкина поставили ответственным за сохранность.

Диалектический материализм не отрицал творческого экстаза русских иконописцев, как не отторгал и религиозную живопись эпохи Ренессанса, барокко или классицизма. Другое дело, что происходила утрата божественной сути и оставалась форма без внутреннего содержания. Так или иначе, фрески были спасены от уничтожения и забвения. Парадоксально! Здание Угличской ГЭС ныне тоже приписана к объектам культурного наследия, как образец Большого Стиля 1930-1950-х годов. Один шедевр «утопил» - в прямом смысле этого слова - другой шедевр. Это в мировой практике – сплошь и рядом, и в подавляющем большинстве случаев невозможно отделить правых от виноватых, а Бог на небе разберётся, что к чему.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06