Смиряться, молиться и любить

0
258
Время на чтение 6 минут

Источник: Православное Заволжье

Слова Христа «И враги человеку – домашние его» (Мф. 10, 36) многие хоть раз в жизни готовы были применить к себе. Зачастую люди, пришедшие к вере, сталкиваются с непониманием со стороны родственников или друзей, и порой это становится бедой. Как человеку реагировать на замечания и недовольство? Насколько верно желание непременно приобщить к церковной жизни тех, кто живет рядом? О тонкостях во взаимоотношениях верующих и неверующих близких говорим с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора священником Аркадием Махсумовым.

– Были ли у Вас конфликты во взаимоотношениях с неверующими близкими?

– Вначале, конечно, были. Процесс обретения веры – это настолько сильная перемена, не вписывающаяся в рамки обычного ритма жизни. Моя супруга сразу пошла за мной в храм, как говорится, «едиными усты, единым сердцем». А старшие родственники почти восстали, и приходилось этому противостоять, причем благоразумно. Через некоторое время, когда к моим родным пришло понимание, что моя вера – не прихоть, не блажь, появилось доверие и спокойствие. Они постепенно начали проявлять любопытство, потом стали задавать вопросы, вести разговоры. Видимо, у них тогда зарождались свои, сокровенные отношения с Богом. А потом, через годы, жизнь сама все расставила на свои места.

– Очень часто православному человеку хочется рассказать близким о своей вере, переубедить их, естественно, из самых лучших побуждений. Это желание нормально или лучше этого избегать?

– Надо понимать озабоченность и обеспокоенность своих родных. Попытаться поставить себя на их место: а как бы ты себя чувствовал, когда увидел, что с родными людьми происходят перемены? Сам Христос в Евангелии не зря сказал, что нет пророка в своем отечестве. С самого начала Своей проповеди Господь имел возможность увидеть непонимание близких.

Я думаю, что надо проявлять такую взрослую мудрость, которую мы проявляем по отношению к ребенку. Мы же не предъявляем строгих требований к ребенку, так как дитя не может знать того, что знает взрослый в силу своего возраста и опыта. Так и здесь, воцерковленный человек получает истинные знания о духовной жизни, и по сравнению с невоцерковленным человеком он мудрее. А значит, от нас должно исходить терпение, доброжелательность, уступчивость в общении. Апостол Петр говорит в своем послании: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). То есть проповедуй, если кто-то этого от тебя требует, но если не хотят, не надо проявлять силу.

– Какая основная ошибка в наших отношениях с неверующими?

– Торопливость. Не стоит надеяться, что окружающие примут быстро вашу новую жизнь. Как говорил преподобный Серафим Саровский, стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи! Поэтому задача наша не в том, чтобы рассказывать, какая твоя вера замечательная. При этом, если твои слова расходятся с жизнью, то эти рассказы будут пустым звуком. Ты сначала сам изменись, а люди заметят хорошие перемены.

Твоя жизнь, твои отношения с родными должны настолько поменяться в лучшую сторону, чтобы твои близкие задумались и сказали: «Да, действительно, для него христианство – не просто религиозно-философское учение, это суть и сердцевина его жизни!». Это их начнет привлекать, и они сами заинтересуются. Надо уповать на Бога. Есть такое понятие – благодать привлекающая, то есть Господь силой Своей любви взывает к каждому сердцу и обращает к Себе. Просто надо время для возделывания доброй нивы, вспомните притчу о сеятеле…

– В последние годы в храмах появляется все больше молодых семей, и зачастую дети приходят к вере раньше и быстрее, чем их родители. При этом старшие не проявляют усилий для своего духовного развития. Может ли это привести к конфликту между «отцами и детьми»?

– Нет, наоборот, через воцерковление молодежь привлекает старшее поколение. Моя мама пришла к вере после меня, как и многие наши знакомые и друзья.

Но если и возникают конфликты, то не надо забывать о пятой заповеди. Родители нас вырастили, всему научили, у них за плечами жизненный опыт гораздо больше нашего, а теперь мы становимся перед ними в позу учителя… Это неестественно и ни к чему хорошему обычно не приводит. Вы можете за своих родителей переживать, за них молиться, перед ними смиряться и тем самым приводить их к вере, не делайте из себя их противников, оппонентов.

– Наверное, каждый верующий сталкивался с тем, что слышит претензии в адрес Церкви по поводу дорогого убранства храма, возникновения новых храмов, платы за совершения таинств и т.п. Как на это реагировать?

– Понимать, что претензии – это плод мифотворчества, которое живет с самых первых дней основания Церкви. Есть такая притча о старике и мальчике, которые путешествовали на осле. Когда мальчик вел осла, а пожилой человек ехал верхом, люди кричали, что старик эксплуатирует подростка. Когда они поменялись местами, снова вызвали критику, мол, мальчик не уважает своего престарелого деда. А когда они вместе пошли рядом, все возмутились, назвав их безумцами, ведь у них есть осел, а они идут пешком. В ней есть житейская мудрость: если человек не понимает, что происходит, то ты ему никогда не угодишь и не объяснишь, как бы ни старался.

Если человек жизни церковной не знает, то ему многое кажется чудным, он собирает штампы, которые тиражируются. Неверующему человеку трудно понять, как каждый христианин, внося малую лепту, способствует храмосозидательству. Ему трудно понять, что строительство храма, оплата таинства – это не цель, а средство, содействующее делу проповеди и спасения.

– А может, это самооправдание человека, который не хочет понимать интересы верующего?

– Да, возможно, это некая защита. Человек никогда не ходил в храм, и вдруг кто-то значимый для него становится активным христианином. А он-то находится в совсем другом состоянии, может быть, ему подспудно хочется оправдаться за то, что он сам в храм не ходит, привлечь внимание близкого человека, интересы которого он перестал понимать и разделять. А как это сделать? Сказать: «Там одни деньги берут», к примеру. Это бывает легко и даже приятно: мол, я-то сам – не такой!

А вот честно признать свою слабость: «Ты знаешь, у меня есть в душе такой порог, который я пока не могу преодолеть, не могу прийти в храм и не могу понять твоего стремления к нему», – человеку намного труднее. В этом ведь не каждый даже самому себе признается.

– Пост часто становится камнем преткновения в отношениях с родными. Где искать компромисс?

– Главное – не противопоставлять себя своим близким. Если ты хочешь поститься – позаботься об этом сам: сделай так, чтоб твой пост не был крестом для твоих родителей, для твоего супруга или супруги. Апостол Павел говорит, что если ты твердишь, что Бога любишь, а своих близких нет, то ты лжец. Ведь мы любим своих родных, почему же мы не можем с ними договориться? Надо стараться и Богу угодить, и себя не опорочить, и ближнего не огорчить. Только любовь, такт, взвешенные решения.

– Каков главный принцип, как верующий человек должен себя поставить в нецерковном окружении?

– Он должен быть таким человеком, к которому хочется обратиться за советом, к кому хочется прибежать за помощью. Быть христианином, но не пытаться «слиться» с миром.

Мне нравится басня С. Михалкова, где две собаки, Полкан и Шавка, нарываются в лесу на стаю волков. Понимая, что смерть неизбежна, Шавка пытается угодить волкам и проводит их к стаду. В итоге волки съедают ее. Полкан же, приняв бой, выживает. Мораль: не стоит подстраиваться, разделять грехи и порочные пристрастия мира и надо быть христианином не декларативным, а деятельным.

Так что любите своих родных, помогайте им, проявляйте смирение, терпение, молитесь о них Богу, а все остальное сделает Он. И плоды обязательно будут, хотя на это, возможно, потребуются годы.

Людмила Питайчук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О «русском вопросе»
Новый комментарий от Апографъ
29.05.2024 15:46
«Проблема демографии на порядок глубже бухгалтерских условий»
Новый комментарий от Русский Иван
29.05.2024 14:31
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.05.2024 13:22
Новый социализм должен быть ноосферным
Новый комментарий от Апографъ
29.05.2024 12:03
Как узнать, истинно ли учение Христово?
Новый комментарий от Александр Волков
29.05.2024 11:30