Владимир Высоцкий и новая этика

К 40-летию кончины

Источник: Журналистская правда

 

В детстве я страшно мечтала жить в пространстве его текстов. Я же познакомилась с ним не через песни, а через книгу, с твердой шершавой обложкой с острыми углами, желтоватой бумагой, и тексты его мне представлялись такими же твердыми и шершавыми. Ясность, вот что в них было.



Сорок лет со дня смерти Высоцкого. Я почему-то, не подсчитывая, думала, что больше: он как будто окончательно принадлежит другой эпохе, немыслим ни среди блестящих джипов и алкогольной нищеты девяностых, ни среди твиттерских революций сегодняшнего дня. Умерший молодым неизменно оплакивается речитативом «сколько бы еще мог создать», но Высоцкий окончательно остался не здесь, вышел вон и хлопнул дверью, недобро посмеялся над остающимися.

 

По правде говоря, конечно, он был как-то больше, несуразнее, угловатее нашего сегодня с его обтекаемыми формулировками, новой этикой и девизом невмешательства. Недавно я видела текст, доказывающий, что антигерой «Баллады о борьбе» — ну, который «в жизни был ни при чем, ни при чем» — это, не смейтесь, как раз «тот, который не стрелял» из не менее известной песни. И разворачивалось подробное доказательство: мол, те, кто «и злодея следам не давали остыть» — у них бы не дрогнула рука при расстреле…

 

Новая этика. Гуманизм, невмешательство, уход от слишком крупных и радикальных категорий вроде, например, «добро и зло». Смешно, согласитесь, в 2020 всерьез говорить про добро и зло – это какие-то понятия из фэнтези о Черном Властелине, разве нет? Мы знаем, что мир устроен намного сложнее; мы знаем, что нужно заниматься своей жизнью, а не вмешиваться в глобальные конфликты, потому что глобальные конфликты – удел фанатиков, что собственный уют – на первом месте. Все это родилось из неплохих, в общем, предпосылок, но породило масштабный тренд… ну, инфантилизма, назовем это своими именами.

 

Потому что для того, чтобы не стрелять, когда все стреляют, нужен прочнейший внутренний стержень и понимание того, что для тебя правильно, а что нет. Такой стержень невозможно сформировать, «если в жизни ты был ни при чем», он кристаллизуется, когда человек растет, бьется головой о границы пространства, набивает шишки. Это представление проходит через все творчество Высоцкого; и его герои становятся то героями, то уголовниками, но никогда обывателями. Ну, не считая комических песен, да.

 

Сейчас обывательство возведено в культ. Поп-психологи подробно объясняют, почему это правильный путь, обыватели сбиваются в стайки, остроумно и ядовито высмеивая тех, кто не укладывается в их парадигму.

 

Я не имею в виду, что обывателей – подавляющее большинство. Нет, их всегда было подавляющее большинство, но раньше обыватели как-то не подводили идеологическую площадку под свою позицию. Вероятно, потому что раньше не было интернетных поп-психологов с их культом эгоцентризма, я так полагаю. Не было площадок, где обыватель мог публично транслировать свое мнение и получать поддержку других обывателей. В итоге это порождает ложноножки протеста, когда подросткам с их возрастной непримиримостью к миру некуда деть свою пассионарность и неустроенность, а этим пользуются взрослые циничные люди, чтобы поставить их под свои знамена, м-да… Впрочем, я не о том. Я о Высоцком.

 

В детстве я страшно мечтала жить в пространстве его текстов. Я же познакомилась с ним не через песни, а через книгу, с твердой шершавой обложкой с острыми углами, желтоватой бумагой, и тексты его мне представлялись такими же твердыми и шершавыми. Ясность, вот что в них было. Простые слова при безупречной технике и абсолютно ясный этический кодекс. Возможность нырнуть в пространство этой ясности завораживала. В жизни, конечно, было сложно. В жизни она казалась недостижимой.

 

Высоцкий, конечно, сам был сложнее, запутаннее, неоднозначнее, чем его герои, но все же его роднила с ними пассионарность и гордость, гордость человека, который был способен ответить западным журналистам: «У меня есть претензии к моей стране, но обсуждать я их буду не с вами». И, умерев сам, он вписал эту часть себя в русскую литературу, взял и швырнул на ее страницы свое нутро.

 

Ай, пафос.

 

Пафос – понятие, которое нынче носит исключительно негативные коннотации. Хотя героический пафос песен Высоцкого общепризнан. Он, великий, без шуток, поэт, пафоса не боялся, мы же предпочитаем пафос вышучивать – настолько он несовместим с нынешней парадигмой, настолько он сейчас далек от публики и ее одобрения.

 

Именно поэтому так плохо совместим Высоцкий с нашей реальностью. Реальностью, в которой люди всерьез начинают оправдывать антигероя «Баллады о борьбе», ощущая схожесть с ним; и в этом нет ничего странного, все больше тех, кто предпочитает в жизнь быть ни при чем, ни при чем…

 

Но ведь – до сих пор звучат, уже не на пластинках, а на компьютерах и автомобильных радиолах, песни – те, яростные упрямые.

 

Но ведь – помнят, и слушают, и цитируют, и знают наизусть, и поют, перепевают…

 

Значит – что-то неистребимо в нас.

 


Анна Долгарева

 

Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анна Долгарева:
Все статьи автора
Последние комментарии
«За Трампа голосовать больше не буду»
Новый комментарий от Vladislav
2020-10-23 23:14
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Туляк
2020-10-23 22:53
Татьяна Голикова за сегрегацию в сфере образования?
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-10-23 20:56
Советский человек – пассионарий XX века
Новый комментарий от Русский Иван
2020-10-23 20:23
Неутихающий огонь ненависти в Нагорном Карабахе
Новый комментарий от Святослав28
2020-10-23 20:01
Словно нет тёмных туч над страной вдалеке...
Новый комментарий от Сергий
2020-10-23 19:49
Куда шагает «Русский марш»?
Новый комментарий от Порфирий
2020-10-23 19:09