Священная двоица, славян просветители

0
231
Время на чтение 7 минут

Кирилл (в миру Константин Философ, 827-869) и Мефодий (815-885) – братья из греческого города Солунь (Салоники) в Македонии. Проповедники христианства, создатели славянской азбуки и церковнославянского языка – уникального языка общения с Богом, служившего веками для богослужения, Священного Писания, молитвы… Святая Церковь прославляет равноапостольных братьев как «учителей словенских», ко Христу приведших все славянские страны.

Начало

Родители Кирилла и Мефодия были знатными и богатыми людьми. Отец занимал высокую воинскую должность при губернаторе. В семье было семь сыновей; старший – Мефодий, самый младший – Константин. Солунь была двуязычным городом. Кроме греческого языка, в нем звучал славянский солунский диалект, на котором говорили окружающие Солунь племена. (Он-то и ляжет в основу языка переводов Кирилла и Мефодия, а с ними – в основу и всего церковнославянского языка).

Старший сын Мефодий вначале пошел по стопам отца – стал офицером императорской гвардии. Он сделал неплохую военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратига Славинии, византийской провинции, расположенной на территории Македонии. Но через несколько лет Мефодий отказался от мирской княжеской славы, ушел на гору Олимп и принял иночество, чтобы всего себя посвятить Богу.

Младшему сыну Константину учение давалось легко. Он продолжил его в качестве совоспитанника сына греческого императора в Царьграде, где слушал уроки у знаменитых ученых. При этом Константин оставался скромным, нестяжательным человеком, отверг предложение выгодной женитьбы, сулившей ему княжение и должность воеводы.

Господь постепенно и поучительно вел братьев к великому служению апостольства.

Христовой веры проповедники

Константин принял священство и продолжил служить патриаршим библиотекарем при Софийском соборе. Вскоре он бежал от славы и богатства в тихий, отдаленный монастырь, где в уединении стал молиться и читать книги. Через полгода его нашли и вернули к императору. Он уже не вернулся к прежней должности, но согласился учить соотечественников и иноземцев философии. Эта деятельность Константина дала ему необходимый опыт для его будущей миссии. Будущий апостол славян должен был предварительно испытать свои силы в привлечении заблудших к свету Христову.

На одном из богословских диспутов Константин одержал блестящую победу над вождем иконоборцев – бывшим патриархом Аннием. Примерно в 850 г. император Михаил III и патриарх Фотий направляют Константина в Болгарию, где на реке Брегальнице он обращает в христианство многих болгар. На следующий год Константин вместе с Георгием, митрополитом Никомидийским, отправляется ко двору эмира Милетинского, чтобы познакомить его с основами христианства. 24-летний Константин силой слов доказал магометанам троичность Бога. Константин участвовал в посольстве Фотия к арабам Багдадского халифата по случаю обмена пленных, причем явился превосходным полемистом с мусульманскими учеными-богословами.

Вскоре Константин оставил должность учителя философии и уединился в монастыре на Олимпе, где был настоятелем его брат Мефодий. Еще во время своей поездки в Болгарию он вынашивал мысль о создании славянской азбуки. В монастыре он был занят, вероятно, работами, связанными с планами обращения славян-язычников. Константин составил для славянского языка особую азбуку, так называемую глаголицу, и начал перевод Священного Писания на древнеболгарский язык. Константин рассматривал возможность применения славянского языка в богослужении. Осуществить эту мысль суждено было Константину вместе с Мефодием на почве не Болгарии, а Моравии, считавшейся уже христианской, но церковно не организованной, бывшей предметом притязаний баварско-немецкого епископата и в то же время боровшейся за свою политическую независимость против Людовика Немецкого.

Древний ХерсонесВ 858 г. Константин, по почину Фотия, стал во главе миссии к хазарам. На пути, во время остановки в Херсонесе (Корсунь), Константин открыл мощи папы Римского Климента (I–II вв.), умершего здесь в ссылке, и часть их увез в Византию. Путешествие вглубь Хазарии было заполнено богословскими диспутами с магометанами и иудеями, где проявились его светлый ум и глубокое знание Слова Божия. Во время миссии Константин пополняет свои знания еврейского языка, применявшегося образованной верхушкой хазар после принятия ими иудейства.

(Хазария – средневековое государство кочевников, контролировавшее Предкавказье, Нижнее и Среднее Поволжье, Приазовье, Восточную часть Крыма, степи и лесостепи Восточной Европы до Днепра. Значимость хазарской миссии Кирилла и Мефодия связывалась с этой зависимостью от хазар части восточно-славянских племенных союзов. Падение хазарского каганата произойдет в результате военных походов Древнерусского государства).

Когда братья вернулись в Царьград, император Михаил готов был щедро наградить их за успехи и облечь в высший епископский сан. Но они отклонили эту честь. Мефодий принял скромное звание игумена Полихронской обители, а Константин в прежнем звании священника остался при церкви Святых апостолов в Царьграде, посвятив себя обычным подвигам поста и молитвы, чтобы их силой дозреть до полноты апостольского совершенства.

Славянских стран учители

Центральным моментом миссионерской деятельности святых братьев стала Моравская миссия. В 862 г. в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с просьбой прислать учителей, которые могли бы объяснить христианскую веру на их родном языке. Император Михаил III и патриарх Фотий посылают солунских братьев к моравам (Моравия, первое славянское государство, включала в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, Малую Польшу, часть Украины и Силезии; сейчас входит в состав Чешской республики).

В Моравии Константин и Мефодий продолжили работу над начатыми ранее переводами церковных книг с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и совершению богослужения на славянском языке. Братья пробыли в Моравии более трех лет, а затем отправились с учениками к папе Римскому. В то время немецкие богословы утверждали, что хвала Богу может быть только на трех языках: еврейском, греческом и латинском. Поэтому Константин и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности.

По дороге в Рим Константин и Мефодий посетили Паннонию, еще одну славянскую страну, Блатенское княжество, где по поручению князя Коцела обучили славян книжному делу и богослужению на славянском языке.

После того как Константин передал папе Римскому Адриану II мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке и переведенные книги приказал положить в римских храмах. Тогда же Мефодий был рукоположен в епископский сан. Константин в Риме тяжело заболел, в начале 869 г. окончательно слег, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Его брат продолжил их общее дело просвещения славян (до своей кончины в 885 г.).

Мефодий в сане архиепископа Моравии и Паннонии с учениками, получившими сан священников, вернулся в Паннонию, а позже – в Моравию. К этому времени обстановка в Моравии резко изменилась. Ростислав потерпел поражение от Людовика Немецкого и в 870 г. умер в баварской тюрьме. Моравским князем стал его племянник Святополк, который подчинился немецкому политическому влиянию. Деятельность Мефодия и его учеников протекала в сложных условиях. Латинско-немецкое духовенство всячески мешало распространению славянского языка как языка Церкви. Им даже удалось на три года заключить Мефодия в темницу одного из швабских монастырей. Узнав об этом, папа Римский Иоанн VIII в 874 г. освободил его и восстановил в правах архиепископа. Выйдя из заточения, Мефодий продолжил евангельскую проповедь среди славян и богослужение на славянском языке (несмотря на запрещение), крестил чешского князя Боривоя, его супругу Людмилу и двух их сыновей, а также одного из польских князей. В 879 г. немецкие епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако в Риме он блестяще оправдался и даже получил разрешение на богослужения на славянском языке.

В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет (кроме Маккавейских книг) и святоотеческие книги. В 885 г. Мефодий тяжело заболел. Перед смертью своим преемником он назначил ученика Горазда. В Вербное воскресенье попросил отнести себя в храм, где прочитал проповедь, и в тот же день скончался (в возрасте 70 лет).

Распространение славянской письменности

Ни клеветы, ни озлобления, ни узы, ни темница – ничто не совратило святого Мефодия с апостольского пути, на который он однажды встал среди славян вместе со своим братом. Проводя просветительскую работу среди хазар, в Болгарии, с западными славянами, в Риме, они оставили всё земное богатство. Их деятельность повлияла и на развитие древнерусского языка на Руси.

После смерти Мефодия его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности и богослужения на славянском языке в Моравии и Паннонии. Последователи Мефодия были казнены или изгнаны, некоторые перебрались в Болгарию и Хорватию.

В Болгарии, которая к тому времени приняла крещение, ученики святых Кирилла и Мефодия продолжали начатое ими дело. В 893 г. на Поместном Соборе Болгарской Церкви было решено перейти к всеобщему совершению богослужения на славянском языке. На этом же соборе один из учеников Кирилла и Мефодия был возведен в сан архиепископа Болгарского. Из Болгарии славянская письменность распространилась и в другие славянские страны. Именно из Болгарии крестившаяся Русь получила необходимые богослужебные книги на славянском языке.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий сделали Слово Божие достоянием многочисленного славянского мира, создав при этом не только славянскую письменность, но и славянскую культуру.

«Троицкий листок»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21