Памяти епископа Зосимы (Давыдова)

0
633
Время на чтение 8 минут

Источник: Прихожанин

9 мая 2020 года исполняется 10 лет со дня кончины приснопамятного епископа Якутского и Ленского Зосимы (Давыдова), монаха Данилова монастыря.

Многие даниловские прихожане хранят в памяти светлый образ владыки Зосимы – «солнечного батюшки», как его называли. И действительно, при воспоминании о нем как будто лучи солнца или искры пасхальной радости озаряют душу, и на сердце становится спокойно... Весь облик его излучал радость: «Все будет хорошо, я узнавал», – часто повторял владыка Зосима своим духовным чадам. – «Не надо унывать, Бог милостив, все наладится», – и его доброе лицо озаряла улыбка...

Трудно поверить, что уже прошло 10 лет... Трудно осознать, что владыка ушел в вечность, ушел от нас навсегда...

Не случайно я назвала владыку монахом Данилова монастыря. Он сам всегда считал себя даниловским братом, даже когда уже стал епископом и жил далеко от родной обители.

Жизнь епископа Зосимы с самого рождения была неразрывно связана с преподобным князем Даниилом и Даниловым монастырем. Игорь (имя владыки до пострига) появился на свет 12 сентября, когда Церковь празднует память святого князя Даниила Московского, и сразу попал под его незримый покров и водительство.

Семья Давыдовых в то время жила в Сибири, в Красноярске, там прошли первые младенческие годы будущего архиерея. Когда Игорю исполнилось 5 лет, они переехали в столицу, и с тех пор Москва, где хозяином всегда был и остается преподобный князь Даниил, стала для них родным домом.

В 1981 году Игорь, студент художественного училища, принял святое Крещение и постепенно начал воцерковляться. Когда в 1983 году Московский Данилов монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, святой князь Даниил привел юношу-студента Игоря Давыдова участвовать в восстановлении разрушенной обители. А спустя еще несколько лет, по окончании училища и службы в армии, Игорь поступил на работу в монастырские столярные мастерские резчиком-краснодеревщиком.

Здесь, у князя Даниила, он решил стать монахом.

Игорь практически жил в обители, приезжал утром к полунощнице и уезжал после вечерней службы. Его желанием было остаться в монастыре навсегда, чтобы служить преподобному князю Даниилу. Он усердно молился об этом, но старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) благословил ему сначала поступать в семинарию, а затем направил его в древнюю обитель преподобного Сергия, туда, где давно уже сложились монашеские традиции и подвизались многие духоносные отцы...

Игорь послушался совета старца, как ни прискорбно ему было отказаться от своего сердечного стремления. Поступив в ноябре 1990 года послушником в Троице-Сергиеву лавру, семинарист Игорь Давыдов даже не подозревал, что вскоре снова окажется под покровом князя Даниила, в родном и любимом Данилове. Весной 1992 года иеродиакона Зосиму перевели в Данилов монастырь, вслед за его духовником, архимандритом Алексием (Поликарповым), новым наместником монастыря.

С этого времени и до конца своих дней епископ Зосима считал себя даниловским монахом.

Свою любовь к преподобному Даниилу епископ Зосима проявлял не только в словах. Он старался делом, жизнью своей подтвердить право быть учеником и последователем святого князя.

Преподобный князь Даниил издревле был известен на Руси как миротворец, как добродетельный и милосердный правитель. Он не был деспотичным властителем для своего народа, но добрым и милостивым отцом. Таким же старался быть и епископ Зосима, подражая своему святому покровителю. Он стяжал дары любви, милосердия и сострадания к своим духовным чадам и пастве. «Лучше быть милосердным до безумия, чем справедливым до жестокости!» – часто повторял владыка, и это было его жизненным правилом.  

Вспоминается 1990 год, весна. Меня приняли на работу в пошивочные мастерские Данилова монастыря, а Игорь тогда уже учился в семинарии в Троице-Сергиевой лавре, но иногда, бывая в Москве, заезжал в Данилов. Он был очень рад тому, что я работаю в монастыре, занимаюсь таким нужным делом. Я же только осваивала новую профессию, и в основном занималась ремонтом монашеской одежды. Обучение происходило в процессе. Когда Игорь приезжал в монастырь, он всегда заходил ко мне в пошивочную на чай. Очень подробно расспрашивал меня о том, как продвигается освоение нового послушания, о моих «успехах», трудностях. Как-то раз он привез мне задание. Среди семинаристов в те годы появилась мода носить косоворотки,  Игорь раздобыл в лавре выкройку и привез, с просьбой сшить для него такую рубашку черного цвета. Я сшила,  и хотя это была всего лишь учебная работа, далекая от совершенства, Игорь принял ее с такой любовью и радостью, как будто получил в подарок фирменную вещь.

Утешить человека, поблагодарить за малое, подбодрить будущий владыка Зосима старался всегда, это было в нем от рождения...   

Епископ Зосима был художником не только по образованию, он обладал безупречным тонким вкусом, причем вкусом церковным. Он сразу видел образ храмового пространства, его убранства, интерьер. Мне не раз приходилось присутствовать при его встречах с архитекторами, когда обсуждались проекты будущих храмов. Он всегда делал очень точные замечания, обоснованно доказывал свою точку зрения, и чаще всего рано или поздно специалисты с ним соглашались.

В течение нескольких лет он исполнял послушание ризничего Данилова монастыря. Тогда иеромонах Зосима много труда положил для благоукрашения обители. В 2002 году 12 сентября в монастыре прославляли святого преподобного Даниила Московского, праздновали 700-летие его преставления. Отец Зосима принимал непосредственное участие в подготовке юбилейных торжеств. Его усердием и стараниями были сшиты новые облачения, изготовлена новая рака для мощей святого князя. Выбирая варианты мощевиков, церковной утвари, киотов для икон, он всегда ориентировался на лучшие образцы древнего церковного искусства, сопоставляя их с конкретными архитектурными особенностями храма, для которого они были предназначены.

В такой же классической церковной традиции епископ Зосима обустраивал епархиальное управление и архиерейский дом в Якутии. Через год после нашего приезда, епархиальное управление переехало в новое здание. Я тогда совмещала послушание библиотекаря и архивариуса епархии с хозяйственными делами. Владыка благословил подготовить епархиальный дом к открытию. Работа была очень напряженной, и когда все завершилось, я облегченно вздохнула. Но не тут-то было. Вскоре владыка затеял новую «перестройку». Оказалось, что для размещения всех сотрудников не хватает кабинетов. Владыка сам любил проектировать. Он сам продумал, как можно решить проблему, не нарушив внутреннего вида здания. Всего за несколько дней был произведен ремонт – поставлены дополнительные перегородки, перенесены двери, и уже через месяц никто не мог вспомнить, как же было раньше? Настолько органичным было архитектурное решение.

Но и на этом перестройки не закончились... 

Владыка всегда очень скрупулезно продумывал, вынашивал идею, но когда принимал решение, ему хотелось скорее увидеть результат. При этом он сам всегда был готов участвовать в любой работе.

В гостиной архиерейского дома были неудачно расположены окна, и к тому же они имели разный размер. Владыке это очень не нравилось, и однажды, перед приездом высоких гостей, он решил исправить эту ошибку. Предстоящая работа осложнялась тем, что в комнате недавно был сделан ремонт, и нужно было сделать все аккуратно. Когда новые окна пробили, заложили старые, оказалось, что мастер отделочными работами не занимается. А в комнате еще необходимо было поклеить обои, все отмыть и расставить мебель. Работа с окнами была закончена за день до приезда гостей. Искать новых мастеров времени не было, и владыка решил, что будем доделывать сами. Но никто из нас самостоятельно никогда обои не клеил, владыка только теоретически знал, как это делается, а на практике… «Ничего, справимся с Божией помощью!» – сказал владыка и разложил на полу обои... За ночь мы все поклеили и убрали!..    

Владыка никогда не гнушался никакой работой. Он мог сам почистить снег, после зимы убрать участок вокруг дома, мог и в доме что-то отремонтировать...

 

В Даниловом монастыре будущему епископу Зосиме приходилось исполнять разные ответственные послушания. Одно время его послушание было связано с издательской деятельностью, он возглавлял издательство «Даниловский благовестник». В эти годы  иеромонах Зосима начал собирать материалы о последнем (до закрытия в 1930 году) настоятеле Даниловой обители архиепископе Феодоре (Поздеевском) и его сподвижниках, большинство из которых приняли мученическую кончину.

Владыка рассказывал мне, что в юности мечтал стать археологом или заниматься работой с историческими документами, он даже хотел поступать в Историко-архивный институт. Вспоминая об этом, говорил, что если бы он стал архивистом, то никогда не стал бы священником, настолько был увлечен архивным делом. Но эта его тяга к истории и архивному делу, все же, нашла применение в жизни. Владыка очень серьезно занялся историей Церкви, ее новейшим периодом, связанным с новомучениками и исповедниками.

В 2000 году в издательстве Данилова монастыря вышла книга иеромонаха Зосимы (Давыдова) «Положил основание на камне...», – первая часть труда о жизни и деятельности архиепископа Феодора. Все последующие годы – и в Даниловом, и в Якутии, – он трудился над продолжением книги. Кроме того, владыка не оставлял и архивно-поисковую работу, связанную с Даниловым монастырем. В якутском Национальном архиве были найдены документы о сподвижниках архиепископа Феодора: даниловском монахе Игнатии (Бекреневе) и архиепископе Гурии (Степанове). Незадолго до смерти владыка завершил работу над главами, посвященными периоду, когда архиепископ Феодор был ректором Московской духовной академии. Эти материалы были опубликованы в Сборнике трудов МДА уже посмертно. К сожалению, остальные части книги так и остались неоконченными...

В Якутии владыка Зосима часто вспоминал Данилов монастырь, братию, прихожан... Всегда молился святому благоверному князю Даниилу Московскому. Свою любовь к князю Даниилу он старался привить и своей якутской пастве. У владыки был большой келейный образ преподобного князя Даниила с частью его святых мощей. Все годы служения в Якутии в дни памяти святого он обязательно совершал торжественное богослужение, а Великим постом – Литургию. Его горячим желанием было, чтобы в Якутской епархии когда-нибудь был построен храм или часовня в честь князя Даниила...

За все годы архиерейского служения у епископа Зосимы ни разу не было возможности побывать в Даниловом монастыре в праздник ее основателя. Только в марте 2010 года, за два месяца до смерти,  его прилет в Москву совпал с днем празднования преподобного Даниила Московского. Впервые в архиерейском сане владыка участвовал в торжествах престольного праздника обители. Так Господь и князь Даниил перед кончиной утешили его...

Вечная память приснопамятному епископу Зосиме! Его же молитвами да помилует нас Господь!

Инокиня Евфросиния (Миронова)

Источник: Прихожанин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Загадочные кадровые решения Синода
Новый комментарий от Владимир Николаев
31.10.2024 10:04
Не все дотянут до финиша: нужно обсуждать
Новый комментарий от Владимир Николаев
31.10.2024 09:52
Всю эту погань нужно запретить!
Новый комментарий от С. Югов
31.10.2024 09:18
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Владимир Николаев
31.10.2024 08:04
Кто оплатит работу по уничтожению американских наёмников?
Новый комментарий от Владимир Николаев
31.10.2024 07:53
Разговор со стеной
Новый комментарий от Ur2000
31.10.2024 07:40