«Первую бомбу «армянского вопроса» заложил Исраэл Ори»

0
1285
Время на чтение 11 минут
Филипп Экозьянц: "Первую бомбу "армянского вопроса" заложил Исраэл Ори"
 

В студии "Вестника Кавказа" побывал известный исследователь истории Ближнего Востока Филипп Экозьянц, выпустивший в этом году первую часть масштабного исследования документов о жизни и деятельности одной из ключевых фигур "армянского мифа" – Исраэла Ори, представляемого в современном армяноведении как "основоположника и идеолога армянского национально-освободительного движения".

Исраэл Ори известен тем, что, покинув пределы родной Персии в 1678 году после неудачной поездки патриарха Иакова IV на запад, вернулся домой 21 год спустя, в 1699 году, с письмом курфюрста Пфальцского Иоанна Вильгельма к армянским меликам, обещавшим защиту персидским армянам от мусульман; затем он получил от меликов ответные письма с просьбой о военной помощи, обращенной к Иоанну Вильгельму, папе римскому и Петру I, и вновь уехал за границу, и именно так в мировой истории впервые был поставлен так называемый "армянский вопрос".

В книге "Исраэл Ори. Ларец Пандоры. Книга 1: Персия" Филипп Экозьянц детально исследовал историю Исраэла Ори и опубликовал все известные свидетельства о нем и "письмах армянских меликов", показав читателю, что традиционная трактовка доступных документов далека от объективности и является результатом усердной трехвековой работы по созданию ложной истории Армении, превратившей ближневосточных христиан в инструмент реализации интересов Европы в Персии и Турции. Результаты этого исследования и стали темой беседы в нашей студии.

- Сегодня у нас в гостях известный исследователь истории Ближнего Востока Филипп Вартанович Экозьянц. Здравствуйте!

- Доброго здоровья!

- Недавно у вас вышла первая книга, посвященная развенчанию мифов об армянской истории "Исраэл Ори - Ларец Пандоры. Книга 1: Персия". Мы хотели бы с вами сегодня поговорить об этой книге и о тех исторических фактах, которые вы в ней излагаете. В первую очередь, кем был, согласно вашим выводам и тем документам, которые вы нашли, Исраэл Ори – в первую очередь тот, который приехал в Персию в 1699 году?

- Во-первых, я хотел бы сказать, что эта книга прежде всего посвящена истории народа моего отца – в том виде, в котором она наиболее правдива. Развенчание мифов – это только следствие, поскольку книга действительно развенчивает традиционный взгляд на эту личность. Я начал работу с Исраэла Ори, потому что именно с его приезда в Персию в 1699 году у всего христианского, не только армянского, населения Персии начались серьезные проблемы, именно он заложил бомбу раскола между людьми – письма меликов. Чтобы разобраться в том, что произошло с семьей моего деда, которая пострадала в начале ХХ века, я должен был начать с самого начала. Этим началом и оказался Исраэл Ори.

Эту книгу я написал для того, чтобы читатель, прочитав ее, сам мог найти ответ на вопрос, кем же был Исраэл Ори, привезший в Европу из Персии письма меликов. Но могу сказать уверенно, что нет никаких доказательств тому, что Исраэл Ори, покинувший Персию в 1678 году (по другим данным – в 1674 году), и Исраэл Ори, прибывший в Персию в 1699 году, – это один и тот же человек. Зато есть множество свидетельств тому, что речь идет о совершенно разных людях. Документов для того, чтобы читатель сам для себя принял решение об этой фигуре, в книге достаточно.

- Итак, человек, назвавшийся Исраэлом Ори, приехал в Персию для того, чтобы получить письма меликов и отвезти их в Европу. Центром этой истории являются как раз письма как документы, и, чтобы начать говорить о них, нам нужно понять, кем, собственно, были мелики в те времена?

- В первую очередь, мелики – это князья, владельцы земли и низших слоев населения. Французский востоковед XIX века Антуан-Жан де Сен-Мартен называет их "мелкие князья Армении" – это важный момент, так как "армянскими князьями" он их не именует. Насколько они были крупными или мелкими в современном понимании, конечно, сложно сказать, но известно, что в рамках армянства людьми они были значительными. Далее, они были христиане. Они могли принадлежать к разным конфессиям – католичеству, восточному обряду или другим, – но можно дать утвердительный ответ, что мелики точно исповедовали христианство.

Что же касается их этнической принадлежности к армянскому народу, то тут, во-первых, надо отметить, что довольно трудно определить, были ли этнические границы у армянского народа в XVII веке. Я убежден, что таковых границ не имелось, а армянство существовало на бумаге больше, чем в реальности. Обратите внимание, что все имена и фамилии меликов, подписавших эти знаменитые письма, можно назвать армянскими лишь с большой натяжкой. Всего одно имя имеет сходство с армянскими фамилиями, а все остальные имеют различные вариации, часто не охожие друг на друга при воспроизведении на разных языках – на русском, французском, персидском и армянском. Практически мой тезка и однофамилец стоит в списке подписавшихся первым – Филипп де Эгоз, то есть из рода Эгоз – но по-армянски он звучит как Акизи, а по-русски, в письме Петру I он записан как Эгия Филиппов [в письме Иоанну Вильгельму он назван Хегиас Филипп – прим. ред]. То есть сложившихся языковых стандартов еще не было.

Если фамилии не говорят ни о чем, то практически все имена меликов – тюркские. Говорили ли эти люди по-армянски? В книге об этом не говорится, но ранее я исследовал этот вопрос и обнаружил, что переводчиков с армянского языка ни в одном приказе Европы, в том числе России, не существовало. В известных нам министерствах иностранных дел тех времен не было переводчиков с армянского языка. При этом были переводчики с персидского и турецкого (известно также о переводчиках "с мусульманского"). Думаю, информацию о переводчиках с армянского XVII века никому найти не удастся. Католические миссионеры, которые отправлялись, так сказать, окучивать христианское население Персии, стали называть его армянским, в то время как сами персы именовали их "несрани", то есть назореи, и это было название для всех персидских христиан. То есть мелики, называемые армянскими, на самом деле были персидскими христианами.

Вся канцелярия Российской Империи постоянно говорила только о христианах Персии. В работах исследователя того времени Герасима Артемьевича Эзова можно увидеть, что всякое российское письмо в ответ Исраэлу Ори и другие письма упоминают только о христианах, но не об армянах. Миссионеры, уезжая, к примеру, на восток Османской империи, учили исключительно турецкий язык, так они писали сами. Ни один из них не учил армянский язык. Если кто-то захочет противопоставить моему утверждению что-либо, я думаю, ему придется очень сложно, так как свидетельств о существовании людей, учивших для работы с местным населением в Персии армянский язык, нет. Все говорили тогда по-турецки, в том числе и те, кого называли армянами.

- Что в таком случае в те времена конца XVII века представляла собой Армения?

- Это было название географической области, использовавшееся европейцами для описания известного им мира и путей в далекие Индию и Китай. Задача наименования этой области возникла, в первую очередь, перед картографами – что именно находится том или ином месте. Часто такие географические названия возникали именно что по необходимости.

Ни в каких документах, включая переписку между правителями и чиновниками государств, Армения не указывалась как государство, только как обозначение местности. Сам Исраэл Ори в 1699 году и позднее использовал название "Армения" в том же ключе, так как был европейцем. Даже если принять версию, что это тот Исраэл Ори, который в 1678 году покинул Персию, то 20 лет спустя он, конечно, уже был европейским человеком и тоже говорил об "Армении" как о географической области.

- Конечно, ведь Исраэл Ори покинул Персию в 18 или 19 лет, а вернулся, соответственно, 40-летним мужчиной.

- Здесь еще уместно будет рассказать о родовом имени Исраэла Ори. Корни этого рода Борош/Брош/Прош (написания в документах разнятся), к которому его относили армяне или он сам себя относил, я нашел в рыцарских королевствах, а именно в Иерусалимских ассизах. Я решил выделить эту тему в особое исследование, поскольку в ней требуется сделать слишком много допущений, а книга "Исраэл Ори. Ларец Пандоры" основана на документах понятного происхождения. Так вот, мое любопытство привело меня к тому, что род Брош – это на самом деле род Барух, именно так эта фамилия писалась в Иерусалимских ассизах и написана, например, на могиле знаменитого американского финансиста Бернарда Баруха.

Представители рода Барухов как раз в те времена рубежа XVII-XVIII веков обретались в Пфальце, чей курфюрст Иоанн Вильгельм, вероятнее всего, и направил Исраэла Ори в Персию с целью получить там письма меликов. Курфюрст Пфальцский был чрезвычайно влиятельным человеком, братом жены императора Священной Римской Империи Леопольда II, при этом по сей день он остается весьма таинственной фигурой, о которой очень мало информации. Как можно увидеть в моей книге, Иоанн Вильгельм намеревался возложить на свою голову корону Армении. Прокуратор иезуитов в Персии падре Крусински писал, что Исраэл Ори, прибыв с посольством в Персию, пугал персидский двор тем, что намерен возродить королевство. О возрождении какого королевства может идти речь? Не очень близко, но в пределах досягаемости можно увидеть королевство Киликия, в котором и правили в свое время Барухи, Бороши или Броши, к которым относили Исраэла Ори.

То есть понятно, зачем Исраэлу Ори выбрали такой род и почему его отправили именно к этим людям – выбор зависел не от места, а от людей, которых можно было шантажировать. Исходя из тех документов, которые доступны, становится очевидным, что мелики, к кому обратился Исраэл Ори, не могли противиться, даже когда хотели, его воле. Значит, у него были какие-то рычаги для того, чтобы сломить их волю и влиять на их решения. Цель всего предприятия ясна, и она была озвучена – захват всей Персии, а не "освобождение Армении", как утверждалось. Таким образом могла быть расширена Священная Римская Империя с опорой на часть христианского населения в Персии, которую предварительно должны были обработать миссионеры иезуитов.

В той части исследования, которая уже вышла, связь между Исраэлом Ори и иезуитами, занимавшимися обработкой персидских христиан, установлена. Насколько эта связь была тесной, неизвестно – был ли он членом этого ордена, просто исполнял их приказы или симпатизировал им? Возможно, он был лишь авантюристом, как его охарактеризовал падре Крусински и просто использовался за деньги более могущественными силами, совершая поступки, необходимые, в частности, ордену иезуитов. В целом, история об Исраэле Ори – по-настоящему детективная и интересная. Тут важно еще подчеркнуть, что история об Исраэле Ори связана с историей армянского народа, но это не история армянского народа, а только история личности, которая касается ее.

- Я бы хотел уточнить еще один важный момент. Как в те времена в Персии и в Османской империи жили армяне? Была ли у них нужда в том, чтобы вести национально-освободительную борьбу, о которой говорится в письмах меликов?

- Об этом также можно судить по документам о жизни христиан в мусульманских странах, опубликованным в книге. И Исраэл Ори, и мелики сами рассказывают очень ярко о своих возможностях: когда речь зашла о вторжении в Персию, они перечислили все свои военные ресурсы и финансовые ресурсы, свидетельствующие об их влиянии в мусульманской стране.

Читателю, влюбленному в историю Армении – не в ее красивость, а в настоящую историю, – должно быть очень интересно мнение самих меликов о том, как они жили в Персии, как много было у них имущества и, напротив, как мало было войск у персов для того, чтобы контролировать огромное пространство, заселенное христианами, и держать в повиновении десятки и сотни тысяч людей. Пусть такие читатели прочтут мою книгу и сами себе ответят на вопрос, как жили христиане в Персии.

- Сделаем еще одну затравку для читателя, на мой взгляд, самую важную. Согласно результатам вашего исследования, все-таки, кем, когда и с какой целью были написаны письма меликов?

- Опять же, не желая отнимать у читателя право самому принять решение, скажу, что убежден: существует огромная разница между письмами, с которыми Исраэл Ори покинул Персию, направившись в Священную Римскую Империю германской нации, и письмами, которые мы сегодня знаем. Точно такая же разница, как между двумя Исраэлами Ори. Я хочу, чтобы каждый читатель, прочитав мое исследование, понял, что именно написали мелики, а что уже потом демонстрировалась христианским монархам, и насколько эти документы различались. Есть там и очевидные фальсификации, которые я очень подробно изложил для самого терпеливого читателя, чтобы не осталось никаких вопросов.

- Меня в истории о письмах меликов поразил сам режим документа "карт-бланш", когда дается пустой лист бумаги, под которым подписываются люди, в данном случае мелики. Меня удивило, кем же должен быть человек, с которым ведутся переговоры, чтобы было дано согласие подписать для него пустой лист.

- И это еще одно косвенное доказательство того, что мелики не могли сопротивляться воле Исраэла Ори и тех людей, что прислали его в Персию. Они просто подписали все, что им сказали. Те, кто заказывал эти письма, изначально еще не знали, какой именно текст им нужен, поэтому мелики подписывали карт-бланш и не все письма были написаны в Персии. Вполне возможно, что там было написано только одно письмо, причем не то, которое мы читаем по-французски, так как на французский оно было переведено позже.

- Можете ли вы сейчас рассказать, о чем будет вторая часть книги?

- Во второй части, во-первых, я надеюсь, будут содержаться подробные ответы на вопросы, которые я получу по первой части. Особенно много вопросов сейчас по предисловию, где я рассказываю об истории Армении в целом. Я утверждаю и могу доказать, что до появления мхитаристов история Армении была очень короткой и всюду упоминалась как история нескольких христианских принцев, которые между собой перессорились и потеряли суверенитет в области, которая называлась Армения. Та история, о которой говорят сегодня, началась с появления в XVIII веке, в 1712 году (через год после смерти Исраэла Ори) мхитаристов, принявшихся по крупицам собирать упоминания, которые можно было бы называть армянской историей.

Имя Армения, согласно моему исследованию, появилось не в исторической, а в художественной литературе. Этот вывод следует из известных нам книг, подлинность которых мы можем хотя бы с 90% уверенностью подтвердить. Для этого нужно достаточное количество экземпляров – если сегодня мы находим 10-20 экземпляров, пусть даже в виде фотографий или PDF, то можно говорить, что да, такая-то книга появилась в 1393 году или в 1470 году и так далее. В работе я использовал архивные данные обо всех европейских книгопечатных изданиях, и где-то подтверждается публикация той или иной книги, где-то нет. Однако даже если допустить, что все книги, которые мы имеем, действительно были выпущены, то историй о Древней Армении, о Тигране Великом и других ее фигурах в них нет. Могу сказать, что не только у истории Армении беда с древностью, у других стран тоже. Армянских историков, а среди них есть очень искренние и достойные люди, потратившие огромное количество сил на изучение этой армянской традиционной версии истории, мне жаль от всей души, но я хочу сказать, что никогда не поздно начать с начала и перевернуть все и в своем сознании, и для своих близких.

- Большое спасибо, Филипп Вартанович, за то, что сегодня с нами побеседовали! Очень интересно рассказали и о своей книге, и о подходе к изучению истории.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
В Адлере пока отец ждал сына, хаски выгрызали ему лицо
Бастрыкин узнал о насильно выданной замуж девочке: СМИ
Семью известного на весь мир актера нашли мертвой: все детали тут
Из-за чего Буйнов грубо и открыто заматерился

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Филипп Экозьянц
Все статьи Филипп Экозьянц
Последние комментарии
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
27.02.2025 21:45
В плане по колонизации Украины чётко прописано
Новый комментарий от учитель
27.02.2025 21:20
Кому мешает генерал Карбышев?
Новый комментарий от С. Югов
27.02.2025 21:05
«Для нас это неприемлемый вариант»
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.02.2025 20:54
Как примириться красным и белым патриотам?
Новый комментарий от С. Югов
27.02.2025 18:44
Гримасы «леопольдизма»
Новый комментарий от Русский Иван
27.02.2025 18:00