Источник: ЦЭРС ИНЭС
На расширенном заседании Госсовета и президентского совета по образованию 6 февраля 2020 года речь шла о роли регионов в подготовке кадров для экономики страны.
Потребности в кадрах начнут оценивать по новой методике, аспирантов обяжут защищать диссертации, а распределение контрольных цифр приёма в вузы усовершенствуют. О том, что обсуждалось на заседании, рассказывает портал profiok.com.
Как закрепить кадры там, где они нужны?
Лучшие кадры покидают регионы и оседают в Москве и Санкт-Петербурге. Эту проблему Владимир Путин выделил среди основных, отметив и «сверхконцентрацию» образовательных ресурсов в этих городах, и стремление молодых людей уехать в столицы, где «образование лучше и жизнь интереснее».
По мнению президента, сложившаяся диспропорция обрела гипертрофированные формы. «Сейчас это серьёзный вызов для сбалансированного развития всего пространства России», – считает Путин.
Действительно, в последние годы о ЕГЭ принято было говорить как о социальном лифте, который даёт возможность талантливым молодым людям со всех уголков нашей страны попасть в лучшие вузы. И система эта на самом деле заработала: сейчас в престижных столичных университетах обучается до 80 процентов иногородних студентов.
Но с некоторых пор эксперты заговорили и о другом аспекте: для талантливой молодёжи сложившаяся карьера – показатель успеха, а для регионов? Оказалось, что ЕГЭ «высасывает» из субъектов РФ лучшие кадры. Как верно отметил один из участников заседания, возникает парадоксальная ситуация: наличие в регионе хорошо работающей школы, дающей выпускникам сильную и разностороннюю подготовку, в итоге способствует не формированию кадрового потенциала региона, а, наоборот, оттоку лучших молодых людей.
Как выходить из ситуации? В Советском Союзе существовало распределение выпускников вузов, и сейчас нередко звучат призывы к её возрождению. Однако Владимир Путин однозначно заявил: «обязаловкой» проблему уже не решить, слишком радикально изменилась жизнь. Удержать молодёжь в регионах могут только комплексные меры. Молодым людям нужны возможности для самореализации и достойные условия для учёбы и будущей жизни.
Президент поручил кабмину увязать модернизацию системы высшего образования в регионах с профильными национальными проектами с учётом работы по развитию инфраструктуры, благоустройству городов и территорий, запуску инвестиционных проектов. В регионах появятся современные студенческие городки, оснащённые современным оборудованием, дополненные технопарками, спортивными сооружениями и жильём для студентов и преподавателей. На обновление материально-технической базы вузов планируется выделить 22 млрд рублей из бюджета.
«Даже с учётом всех отраслевых вложений мы не изменим региональную высшую школу, не выведем её на новый уровень, если не добьёмся реальных позитивных изменений в жизни на местах, в регионах», – подчеркнул Владимир Путин, призвав членов правительства, глав регионов и муниципалитетов всегда об этом помнить.
Целевое обучение и аспирантура: идти от потребностей
Количество бюджетных мест в вузах начнёт расти с 2021 года. Но отдавать эти места будут в регионы – туда, где нужны современные и перспективные кадры. На эти цели, как сообщил Владимир Путин, будет потрачено около 70 млрд рублей.
Правда, глава Тамбовской администрации Александр Никитин тут же заметил, что несмотря на использование научного подхода и экономико-математических методов, с методикой прогноза потребности в кадрах не всё понятно. Судя по его выступлению, руководство региона не очень понимает, откуда берутся итоговые цифры.
«Её [методики – прим. profiok.com] внимательное прочтение показывает, что совершенно непонятно, каким образом до нас доводятся эти цифры», – посетовал Никитин, добавив, что единого уполномоченного органа, который собирал бы и обрабатывал информацию от регионов и работодателей, до сих пор нет.
«В связи с этим мы предложили, чтобы систематизация, обработка и последующее доведение её до регионов было непременной задачей. В конце концов, это основа – определение тех самых контрольных цифр приёма», – подытожил Никитин (удивительно, но разговоры о необходимости привязать контрольные цифры к прогнозируемым потребностям регионов ведутся, без преувеличения, уже десятки лет – прим. profiok.com). Кстати, в ходе заседания выяснилось, что «видение подходов к новой методике» у Минобрнауки уже есть. Дело за малым.
Интересно, что существуют и альтернативные мнения. Так, директор Президентского физико-математического лицея Максим Пратусевич предостерёг участников заседания от «чрезмерной ориентации на работодателя».
«У нас весьма мало работодателей, которые, образно говоря, глядят в вечность. В основном горизонт планирования среднесрочный, и многие вещи, которые способны «выстрелить» через 20–30 лет, могут оказаться работодателю просто неинтересными», – пояснил эксперт (зато среди власть имущих недостатка в «глядящих в вечность» не наблюдается, все любят писать стратегии на 50 лет вперёд – прим. profiok.com).
Пока же с целевым приёмом явно что-то не складывается. По словам того же Никитина, по результатам 2019 года по многим отраслям квота по целевому приёму не была выбрана. Видимо, введённый недавно трёхсторонний договор между вузом, работодателем и студентом целевого обучения, оказался слишком сложным, и желающих брать на себя финансовую ответственность находится меньше, чем хотелось бы. Хотя, возможно, это просто повод задуматься, кто и зачем идёт в вузы.
Руководитель рабочей группы Госсовета Андрей Травников также отметил, что распределение бюджетных мест и контрольных цифр приёма часто направлено на поддержку вузов, а не на решение задачи по обеспечению регионов необходимыми кадрами.
«Нужно усовершенствовать порядок установления контрольных цифр приёма для вузов, в том числе с обязательным согласованием их с органами государственной власти субъектов Федерации, – предложил Травников. – Кроме того, считаем необходимым создать при правительстве РФ коллегиальный орган с участием регионов, крупных работодателей, который бы рассматривал вопросы согласования объёмов контрольных цифр». В ответ вице-премьер Татьяна Голикова пообещала, что система распределения контрольных цифр приёма уже в ближайшее время станет намного прозрачнее.
Вопрос, надо сказать, весьма актуальный. Например, уже в текущем году в медицинской ординатуре будет введено стопроцентное целевое обучение по востребованным специальностям. Конечно, хотелось бы, чтобы эти специальности действительно оказались востребованными.
Не меньше проблем и в «смежной» сфере, а именно в подготовке кадров для науки. По словам Владимира Путина, соискатель должен вести исследования в интересах конкретного научно-образовательного центра, затем шёл туда работать, создавал научную школу.
«Только 12 процентов диссертантов защищают диссертацию в период обучения в аспирантуре, – привёл невесёлые данные Владимир Путин. – Это уже явно говорит о какой‑то системной проблеме внутри этого направления» (и давно говорит! десятилетиями в аспирантуру идут кто ради общежития, кто вместо службы в армии и т.д. – прим. profiok.com).
Действительно, на сегодня обучение в аспирантуре законодательно никак не увязано с защитой диссертации. Необходимые поправки, как оказалось, уже приняты Госдумой в первом чтении, так что закон, видимо, вскоре будет принят. Как отметила вице-премьер Татьяна Голикова, эта мера позволит увеличить количество молодых учёных, а значит, приблизит к достижению показателя в 50,4 процента учёных в возрасте до 39 лет, фигурирующего в майском указе 2018 года.
Руководитель «Сириуса» Елена Шмелёва, в свою очередь, отметила, что повышение требований к аспирантам должно повлечь и рост требований к научным организациям, которые их готовят. Например, одним из итогов работы такой организации может стать доля состоявшихся защит.
СПО: десять лет – и никаких сдвигов
Как подчеркнул в начале заседания Владимир Путин, всё, что говорится в отношении вузов, напрямую относится также к колледжам и техникумам. «Нужно продолжить работу по их модернизации, учитывая возросшие требования к рабочим специальностям, для которых фактически уже необходимо высшее образование».
Действительно, границы между средним и высшим образованием постепенно стираются, и сегодня не всегда можно с ходу сказать, какая профессия требует высшего образования, а какая не требует. Например, Максим Пратусевич уверен, что хирургу высшее образование нужно, а журналисту – не обязательно (результаты такого подхода мы видим по уровню нынешних СМИ – прим. profiok.com).
Губернатор Кировской области Игорь Васильев считает, что в сфере среднего профессионального образования (СПО) основная часть проблем касается взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями реального сектора экономики.
«Главная задача системы СПО – готовить квалифицированные кадры для экономики и социальной сферы в полном соответствии с потребностями работодателей, обеспечивая при этом преемственность с общим и высшим образованием», – заявил Васильев, предложив наладить взаимодействие учреждений СПО со школами и вузами, а также готовить кадры в тесном сотрудничестве с предприятиями региона.
Проблем здесь немало. Нет достоверной информации о потребностях работодателей, причём не только по молодым специалистам, но и по переобучению или дополнительному образованию сотрудников. Материально-техническая база учреждений СПО нередко нуждается в модернизации, и такие затраты могут позволить себе далеко не все регионы. Кроме того, Игорь Васильев отметил важность популяризации рабочих профессий и укрепления престижа востребованных специальностей среднего звена (как будто и не было последних десяти лет, на протяжении которых только об этом и говорилось, – прим. profiok.com).
У кого что болит…
Заседание, напомним, было посвящено роли субъектов в обеспечении экономики нашей страны квалифицированными кадрами. Президент говорил о важности ликвидации «вузов-пустышек» и консолидации потенциала вузов и научных институтов, о том, что специалисты-практики должны оказываться в тех регионах, где необходимы их знания и компетенции.
Звучали предложения о возможностях для студентов менять образовательную траекторию, повышать смежную квалификацию, получать междисциплинарные знания. Выступающие сетовали на недостаточную скорость обновления образовательных стандартов, которые попросту не успевают за сменой технологий.
Нашлись среди выступавших и те, кто использовал возможность обратиться к президенту, что называется, не совсем по теме. Так, экс-президент РАН Владимир Фортов в очередной раз сообщил, что наука задыхается без современных мощных ЭВМ пета- и экзафлопсного диапазона мощностей. Руководитель «Курчатовского института» Михаил Ковальчук начал рассказывать о создании сети сложных исследовательских установок типа мегасайенс, а закончил призывом прекратить оценивать деятельность учёных по наукометрическим показателям. Глава РАН Александр Сергеев призвал повысить зарплаты учёным и поставить их в зависимость не от средней зарплаты по региону, а к потребительской корзине.
Ректор МГУ Виктор Садовничий долго расхваливал проект «Вернадский», в рамках которого в Москве концентрируются лучшие умы, за что получил замечание от президента: «Хотелось бы, чтобы не только к вам ехали из регионов, но чтобы ваши специалисты ехали в регионы, чтобы был такой путь двустороннего движения».
И только ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко попытался привлечь внимание к остроте проблемы подготовки кадров. Он говорил о том, что корпорации вынуждены доучивать недоучившихся специалистов, что нехватка кадров тормозит развитие регионов, что болонская система подготовки бакалавров и магистров никак не закрывает потребности промышленности. «Не знаю, почему губернаторы молчат, – горячился Литвиненко. – Это проблема острейшая. Не надо ни санкций, ничего, это фактически стагнация всей нашей экономики, а мы говорим, но ничего не меняем». К сожалению, это яркое, но сбивчивое выступление президент толком не прокомментировал, заинтересовавшись лишь одной деталью (а жаль, слишком редко до главы государства кто-то пытается донести реальную картину происходящего, в том числе в ОПК – прим. profiok.com).
По итогам заседания будут подготовлены поручения правительству и парламенту, и работа над повышением кадрового потенциала регионов, как заверил Владимир Путин, будет продолжена. Как видно из опыта предыдущих лет, работа эта никогда не будет закончена. Справедливости ради заметим, что выпускников вузов и техникумов приходилось доучивать и в советское время, поскольку учесть специфику каждого предприятия в учебных программах невозможно. Хотя стремиться к этому, безусловно, следует.
Фото: пресс-служба президента РФ.