Они хотят, чтобы я пошел в церковь не столько для себя, сколько для них»

Источник: Православная жизнь

Архимандрит Андрей Конанос о детском праве на ошибку.

Однажды ребенок мне сказал: «Отец, утром пойду в церковь. Очень хочу пойти». «Молодец, – говорю ему, – радуюсь этому». «А если бы не пошел, ты был бы рад?» – «Смотри, – отвечаю ему, – мне приятно, что ты меня считаешь своим другом, доверяешь мне. Да, я не обрадуюсь, если ты не пойдешь в церковь, но в то же время я не стану тебя принуждать к этому. Не хорошо мне выйти из Царских врат и благословить народ словами ‟Мир всем”, зная, что ты в смятении. Если захочешь, то придешь».

Утром следующего дня звонит мне отец этого ребенка и говорит: «Этот лентяй опять не пошел на богослужение. Сколько мне раз ему об этом напоминать? Он нас опозорил. Знаете, что он сегодня делал? Он пошел играть с друзьями в бильярд в соседний квартал. Пошел в кафешку, чтобы поиграть в бильярд!»

Честно говоря, я тоже был в удивлении. Через некоторое время звоню ему и спрашиваю: «Почему ты мне сказал вчера неправду? Разве мы не договаривались говорить друг другу правду?» «Какую неправду? Я не лгал тебе». – «Как нет? Разве ты мне не говорил, что с утра пойдешь в церковь?» – «Говорил». – «Почему тогда пошел играть в бильярд?» – «Ох, теперь мне понятно. Какой бильярд, батюшка?» – «Вот узнал, что ты пошел играть в бильярд вместо того, чтобы пойти на богослужение». – «Успели уже тебе доложить. Послушай, что произошло на самом деле. Я был в церкви, просто им об этом не сказал. Сказал им с утра, что ухожу, и начали они говорить: ‟Молодец! Пойдешь в храм? С тебя будет хороший человек. Мы так и хотим”. И начали меня принуждать к этому своим способом. И я почувствовал, что они хотят, чтобы я пошел в церковь не столько для себя, сколько для них. Больше они радовались тому, что пойду в церковь, нежели думали, что я извлеку для себя пользу от этого, приближаясь к Богу». «И что ты сделал? – спрашиваю я его. – Я не понял. Куда ты пошел потом?» «Им сказал, что иду играть в бильярд. Чтобы они меня не нашли, я пошел в соседний приход. В этот раз я раньше просто вышел из дома». – «Ты удивительный! То есть ты пошел?» –  «Да, я был, но не говорил об этом. Я не хотел мучиться. Мне сложно в таких ситуациях. Я хочу любить Бога своим способом и иметь с Ним свою личную связь». – «То, что ты говоришь, правильно и богословски верно». – «Ты меня понял? Не могу терпеть, когда меня туда-сюда тащат».

Другой ребенок мне поведал следующее: «Послушай, отец, что со мной случилось. В моей школе родителей моих считали ‟хорошими”, о них шла добрая слава. Для меня их слава была большим бременем на плечах. У меня не было права на малейшую ошибку, потому что старшие говорили: ‟От тебя мы этого не ожидали. Сын такой семьи не может так себя вести”. Я не могу понять этого! Т. е. у меня не было права допустить ошибку в орфографии, как другие школьники, даже сделать малую шалость. Почему не могу я быть обычным ребенком? Из-за того, что это нанесет вред доброй славе моей семьи, я должен быть безгрешным. Однажды принес я в класс комиксы, (ничего аморального там не было), но преподавательница разорвала их. В другой раз, когда я опять их принес, та же самая преподавательница взяла и показала их всему классу: ‟Смотрите, что читает этот ученик!” – хотела выставить меня на посмешище».

Возможно, эти вещи кажутся и не слишком важными и похожи на глупости. Да, это действительно мелкие вещи. Кто-то скажет: «Чем ты занимаешься? Сидишь и говоришь о том, как преподавательница разорвала комикс? В мире много других проблем!» Причина как раз вот в этом: основные детские первичные потребности не были правильно удовлетворены, ошибка в воспитании. Все это впоследствии рождает в душе сопротивление, которое потом аккумулируется, превращается в бурный поток гнева и злости. Не разложив все по полочкам с мамой (потому что она в его глазах кажется большим безгрешным великаном), ребенок это делает с обществом, – оно на подсознательном уровне является его мамой, государство – отцом, дебошир на улице – отмщением за всех тех, кому хотел отомстить, но не смог, потому что подвергался большому притеснению. Да, большому давлению из-за хороших вещей. В этом трагичность! Трагично также то, что когда старший напирает на ребенка, то не может сказать: «Знаешь что? То, к чему я тебя принуждаю, – мои собственные идеи», но говорят: «То, что тебе говорю я, то говорит и Бог. Мои слова – Божьи слова».

Из книги о. Андрея (Конаноса) «Любовь навсегда»
Перевод с новогреческого Сергея Рудько

Источник: Православная жизнь

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей (Конанос):
«Я устал и теряю веру в Бога»
Архимандрит Андрей (Конанос) о том, как нельзя с детьми говорить о Боге
29.11.2019
Духовный совет святого старца Порфирия
Из воспоминаний архимандрита Андрея (Конаноса)
27.05.2019
Вкладывайте в свой ум светлые мысли
Беседа о бесполезной и вредной печали. Часть 2
11.03.2019
Перестань так хмуриться
Беседа о бесполезной и вредной печали. Часть 1
07.03.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
О коронавирусном противостоянии Церкви и власти
Новый комментарий от Коротков А. В.
31.03.2019
Новый Чернобыль?
Новый комментарий от электрик
31.03.2019
Пропаганда России на Балканах под контролем Запада
Новый комментарий от Яков Яковлевич
31.03.2019
Фронтовик Юрий Бондарев не дожил до 75-летия Великой Победы
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019
Героический переход и бесславный конец!
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019