Старость солнечного цвета

0
378
Время на чтение 5 минут

 

 

У поэта Джансуга Чарквиани есть замечательные стихи о преклонных годах жизни человека, в которых такие слова: «Да благословенна старость, старость солнечного цвета».

Старость - это последний период земной жизни человека, который характеризуется ухудшением здоровья, угасанием функций организма. Что же тут может быть солнечного? Кого можно спросить об этом?

Об этом лучше всего говорят сами старцы. Когда Иосиф Исихаст пришел на Святую Гору и искал подвижников, ему встретился отец Игнатий, опытный духовник 95 лет. Этот старец всегда давал мудрые советы, в частности, он говорил: «Кто будет работать в молодости, у того будет пища в старости. Сейчас, пока ты молод, молись, постись, подвизайся, делай поклоны, чтобы тебе было что поесть, когда состаришься».

Кто будет работать в молодости, у того будет пища в старости

Еще один великий старец - Иоанн Лествичник - пишет: «Усердно приноси Христу труды юности твоей, и возрадуешься о богатстве бесстрастия в старости, ибо собираемое в юности питает и утешает изнемогших в старости» (Слово 1. 24).

Что же такого надо собрать в юности, что было бы утешением в старости? Ответы на эти вопросы находим в Евангелии.

Быть может, благословенная старость - это пшеница солнечного цвета из притчи о сеятеле, которая упала на добрую землю и дала плод, который взошел и вырос, принесла «иное тридцать, иное шестьдесят, иное сто» (Мк. 4, 8).

Может быть, благословенная старость - это елей добрых дел солнечного цвета из притчи о десяти девах, которым разумные девы наполнили горящие лампады, и встретили жениха, и вошли с ним на брачный пир (ср. Мф. 25, 1-13).

А может быть, благословенная старость - это вино солнечного цвета, которое на брачном пиру из воды претворил Господь в Кане Галилейской, и стало оно лучшим из всех вин, «сбереженных доселе» (ср. Ин. 2, 1-10).

Но не у всех есть возможность трудиться с юности и собирать пшеницу, вино и елей в житницу небесную (ср. Мф. 13, 30) по разным причинам, одной из которых является болезнь. Болезни, да еще и в старости, - тяжелое испытание.

Тогда, может быть, старость солнечного цвета - это когда есть верные друзья, близкие и родные, которые могут принести своего расслабленного больного ко Господу и, «не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопавши ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный». И Господь, видя веру их, любовь и решимость, исцеляет расслабленного (Мк. 2, 3-12).

Но бывает так, что человек болеет, долгие годы болеет, и нет у него ни друзей, ни родных, никого нет. Что же тут радостного, что же тут солнечного?

...И был в Иерусалиме такой человек. 38 лет болел - и все 38 лет видел, что вокруг него каждый год исцеляются, радуются, утешаются. А когда его спросили: «Хочешь ли быть здоров?» - кротко отвечал: «хочу, но не имею человека, который опустил бы меня в воду». «Ибо когда Ангел Господень сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнию» (Ин. 5, 2-9).

Когда же его спросили: «Хочешь ли быть здоров?» - отвечал: «так, Господи». Не стал проклинать судьбу, родных, близких, не стал ни роптать на Бога, ни рассказывать о скорбях за всю свою многострадальную жизнь, а кротко ответил: «так, Господи».

Бывает так, что человек вроде жив и здоров, но всю свою жизнь до старости непонятно чем занимался

И вот, когда человек терпеливо 38 лет ждет в Доме милосердия с верою, молитвою и смирением, надеясь на исцеление, само Солнце сходит с небес и такому человеку говорит: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5, 8).

Бывает так, что человек вроде жив и здоров, но всю свою жизнь до старости непонятно чем занимался - «стоял праздно» (Мф. 20, 6).

Но Господь и таких людей видит, и таких работников одиннадцатого часа находит и спрашивает: «Что вы здесь стоите целый день праздно? Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите» (Мф. 20, 6-7).

По толкованию Феофилакта Болгарского, под работниками, нанятыми в различное время, следует понимать: «одного утром, то есть в юном возрасте, других в третьем, шестом, девятом часу - в зрелом возрасте, в одиннадцатом часу - старцев, ибо многие, и в старости уверовавши, получили спасение».

А может быть, старость солнечного цвета - это праздник ожидания встречи со Христом

«Так будут последние первыми, и первые последними. Ибо много званных, а мало избранных» (Мф. 20, 16).

А может быть, старость солнечного цвета - это праздник ожидания самого главного праздника - встречи со Христом - Солнцем Правды (канон Святой Пасхи, песнь 5). Когда Великий Бог и Любящий Отец созывает на великий пир, и созывает всех. Я, может, нищий, увечный, хромой, слепой, прокаженный телом и душой, но и меня помнит Милосердный Господь и зовет к Себе (ср. Лк. 14, 16-24).

Надену лучшую одежду, приготовлю лучший подарок и подготовлюсь к празднику.

Кстати, о подарке. Что подарить Тому, у Кого все есть?

 

Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II (Сидамонидзе) и еп. Сухумско-Абхазский Илия. Фотография. 60-е гг. XX в.
Католикос-Патриарх Грузии Ефрем II (Сидамонидзе) и еп. Сухумско-Абхазский Илия. Фотография. 60-е гг. XX в.

 

Приведу пример из жизни Святейшего и Блаженнейшего Патриарха всея Грузии Илии II. Это случилось в 1960-е годы, когда Святейший был митрополитом Сухумским и Абхазским, на день пророка Илии. В этот день со всех уголков Абхазии приехали священнослужители и прихожане епархии поздравить своего владыку с Днем Ангела. Приехали гости из Аджарии и Гурии, с места предыдущего служения. Пришли монахи и монахини из абхазской пустыни, подарили цветы с альпийских лугов, намоленные крест и четки. После всех к митрополиту Илие подошла одна нищая и сказала: «Дорогой владыка, мы все вас любим и поздравляем с Днем Ангела. Простите, но мне нечего вам подарить. Все, что у меня есть - это баночка сгущенного молока. Возьмите ее в подарок от меня».

И говорит Патриарх Илия: «Вот уже более 50 лет прошло с того дня. Я побывал во многих странах и на разных трапезах, но ничего вкуснее подарка того не пробовал, и помню эту блаженную душу до сего дня».

Господу нашему, благословляющему, просвещающему и освящающему юность и старость, молодость и зрелость человека - слава, честь, поклонение и благодарение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Епископ Цалкинский Григорий (Кация)

Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеродиакон Григорий (Кация)
Все статьи Иеродиакон Григорий (Кация)
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
14.11.2024 14:04
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
14.11.2024 13:37
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
14.11.2024 13:15
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.11.2024 12:53
Чувства недоумения и протеста
Новый комментарий от Калужанин
14.11.2024 12:33
Скандал в Германии в пользу России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.11.2024 12:27
«Фактически это раскол»
Новый комментарий от Бузина Олесь
14.11.2024 11:55