Мужество смиренного сердца

0
389
Время на чтение 8 минут

Ищите во всем великого смысла.
Преподобный Нектарий Оптинский

У праведного Илии Чавчавадзе есть небольшой исторический рассказ - «Николоз Госташабишвили», опубликованный в 1880-м году, - в котором находим великий смысл.

Приведем это повествование с незначительными сокращениями.

«Мне и раньше приходилось вам рассказывать, что турки и персы часто нападали на нашу страну. Они не давали нам ни отдыха, ни срока, нападали на нашу страну то с одной, то с другой стороны. Мы воевали, отбивались, сколько было сил и уменья. Всякий человек любит свою Родину, а когда Родина в беде - редко кто отступится от нее и не пожертвует собою. И многие жертвовали жизнью... Многие прославили свое имя храбростью, отвагой и самоотверженной борьбой. Вот о подвигах одного из таких героев я и расскажу вам.

В то время царем Грузии был Георгий XI, а у кизилбашей царствовал султан Хусейн. Шах этот послал своего сардара с большим войском, приказав ему разорить и покорить Грузию. Кликнули у нас клич, собрались грузины дать отпор врагу. Встретились два враждующих войска. Выстроились друг против друга грузины и персы. Началась битва, а чем она кончилась - история длинная. Я вам расскажу только один случай, происшедший во время этой войны.

Битва была уже в разгаре, когда какой-то кизилбаш, взбодрив ударом ноги коня, отделился от своего отряда и поскакал по открытому полю. Он носился перед грузинским воинством, словно это был не бой, а джигитовка.

Рассердились молодые грузинские воины, что кизилбаш так дерзко и смело перед ними гарцует.

- Глядите, как издевается над нами! За людей нас, что ли, не считает, иначе разве посмел бы так бесстрашно кружить перед нами? - говорили они.

Юный стройный воин ударил пятой коня и подскочил к персу. Кизилбаш поразил его копьем в самую грудь. Несчастный витязь свесился с коня, а потом, бездыханный, упал на землю.

- Пусть никогда не покрою голову шапкой, если прощу тебе его кровь! - крикнул другой и наскочил на кизилбаша.

Кизилбаш и этого сбросил, и, еще пуще воодушевившись одержанными победами, загарцевал по полю на разгоряченном коне. Вышел третий, вышел четвертый, вышел пятый, и всех, одного за другим, уложил кизилбаш.

Он погубил лучших наших юношей. Опечалилось грузинское воинство: неужели мы снесем такой позор?

Он погубил лучших наших юношей. Опечалилось грузинское воинство: неужели мы снесем такой позор? И как теперь возвратимся домой? Не знали, как быть... Никто уже не решался выйти против перса. А он пляшет на своем коне, словно вышел на состязание, а до того, что кругом такая сила грузин, ему как будто и дела нет!

- Николоз! Где Николоз? - вскричали грузины. - Он один только может спасти нас.

- Николоз Госташабишвили! Николооз! - раздались отовсюду крики.

Госташабишвили в это время был в самой гуще сечи, но, услыхав, что его зовут, вышел из боя. Когда наши подбежали, чтобы рассказать о своем позоре, он отирал полою черкески окровавленную шашку.

Конечно, Госташабишвили был отважный, прославленный воин, но в ту пору его уже одолевала старость, могучая длань его утратила прежнюю мощь.

- Как же мне, старому и дряхлому, сравняться с таким в бою? - сказал Госташабишвили молодым воинам. - Не видите разве, как молод и подобен льву этот витязь.

- Он убил у нас пятерых храбрейших! Не оставь неотмщенной их кровь! Не дай неверному опозорить нас! - умоляли воины.

Госташабишвили призвал на помощь Господа Бога, натянул поводья и хлестнул коня. Конь раза два взвился на дыбы, поскакал и во мгновение ока стал - витязь перед витязем. Кизилбаш размахнулся копьем. Госташабишвили отбил копье рукой, и удар пришелся мимо. И так ловко он это сделал, что отовсюду послышались одобрительные возгласы. Прежде чем кизилбаш успел еще раз обрушиться на него с копьем, Госташабишвили бросил своего коня вплотную к его коню, схватил врага, дважды крепко встряхнул его и грохнул оземь так, что тому трудно было встать. Соскочил Госташабишвили с коня, поднял кизилбаша и сказал:

- Не бойся, я не отниму у тебя жизнь, отдаю ее в дар твоему мужеству. Грех тебя убивать! Да даст тебе Бог мирную дорогу! Ступай с миром.

- И я могу принять жизнь свою в дар только от витязя, подобного тебе! - ответил кизилбаш, поклонился и ускакал».

Нам в XXI веке очень тяжело понять то, что совершил в XVII в. этот удивительный человек - Николоз Госташабишвили. Как можно совершать такие поступки, когда идет война, сражение еще не выиграно, враг пришел разрушить твой дом, разорить древние храмы, убить твоих братьев, родных, а оставшихся в живых увести в полон? По законам военной науки, Николоз должен уничтожить врага, или забрать его в плен, или хотя бы взять с него слово, что он никогда не придет с оружием на родину Николоза. Ничего подобного. Как будто с сыном встретился Николоз. По-отечески поднимает его, оглушенного, с земли, благословляет иноверца и отпускает с миром на все четыре стороны. Чудное дело.

Как можно совершать такие поступки, когда идет война

Я же хочу спросить Николоза: откуда в тебе эта милость неземная, этот мир и спокойствие душевное? Как ты посреди кровопролитного сражения не забываешь Творца и милуешь создание Его?

Откуда в тебе, простом грузинском крестьянине, это неземное благородство? Николоз сходит с коня, поднимает с земли противника и лишь потом обращается к нему с речью. Ни словом, ни движением, ни жестом не унижая, не оскорбляя достоинства его.

Скажи нам, Николоз, какой такой благодатной молитвой ты молишься, что в гуще сечи не теряешь ни молитвы, ни страха Божия и имеешь такую любовь к ближнему? В каких монастырях ты обучался этому? Может, в Иерусалиме, может, на Синае, может, на Афоне, а может, в Давидо-гареджийской лавре?

Через 100 лет после этого сражения Святой Серафим Саровский произнесет знаменитые слова: «Человек человеку - радость». И мы можем это понять, когда христианин встречается с христианином, и они радуются друг другу.

Но тут война, сражение, убивают твоих братьев, друзей, соотечественников. Ты можешь быть ранен. Как тут радоваться врагу?

Но Николоз совершает невозможное - «невозможное человекам» (ср. Лк. 18, 27). Он радует земной радостью своих соратников, радует неземной радостью противника - и через столетия, из вечности, паки радует нас.

Мы, в своем просвещенном XXI веке, обучившись в академиях, перечитав все руководства о молитве, не имеем и понятия о том, какой молитвой горит твое сердце. Там, где льется кровь, слышатся проклятия и ругань, ты проявляешь мужество и любовь, благородство и смирение. Где и у кого ты учился и воспитывался? Кому ты уподобился, Николоз, что говорит твое сердце?

Там, где льется кровь, слышатся проклятия и ругань, ты проявляешь мужество и любовь, благородство и смирение

Быть может, твое сердце говорит: «Не знаете, что вы творите, люди. Придите ко мне как гости, и накрою вам стол с лучшим кахетинским вином, заколю для вас отборного тельца, угощу хлебом и солью». И уподобишься гостеприимному Аврааму.

А если чужеземцы больны, то такое сердце и такая молитва способны исцелять любую немощь. И уподобишься ты, Николоз, святым врачам-бессеребреникам.

О, если бы эти чужеземцы искали истину, то ты, Николоз, поведал бы им, Кто есть Истина, Путь, Жизнь и Любовь, и что первые святые христианские мученики Грузии - Ражден и Евстафий - были персами, а духовным покровителем столицы является Або Тбилисский - по происхождению араб. И уподобился бы ты просветителям и учителям вселенским.

А может, ты уподобился многострадальному Иову, лишившемуся дома, богатства, детей и здоровья, но не возроптавшему, а благодарившему Бога за все: «Бог дал, Бог взял, да будет Имя Его благословенно отныне и до века» (Иов. 1, 21).

Ответь нам, Николоз.

Но молчит смиренно Николоз, молчит и тот, кто донес до нас его мужество - праведный Илия Чавчавадзе. Вверили они себя в руки Божии, вверили Родину свою - Иверию - и ближних. Вверили и врагов. Хотя нет у них врагов. Из врага сотворили друга. Закончили они свое повествование. Перешли они с земли на Небо. Оставили они нас - земнородных - со своими вопросами. Или не оставили?

Но нам отвечает другой гигант духа, живший через 200 лет после этих событий - старец Силуан Афонский. И как отвечает.

«Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу. Молю вас, испытайте. Кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: ‟Господи, все мы - создание Твое; пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние", и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать. Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир; а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая... Наученный любви от Духа Святого - всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает о народе, и благодать Божия дает ему силы любить врагов. Господь есть любовь, и дал на землю Духа Святого, Который учит душу любить врагов и за них молиться, чтобы и они спаслись. Это и есть любовь».

Только такие слова духовного витязя - старца Силуана - могут нам объяснить чудесное поведение Николоза.

Вот какими качествами характеризует старца Силуана архимандрит Софроний Сахаров, подвизавшийся с ним на Афоне несколько лет.

«Это был человек вполне бесстрашный и свободный, но вместе с тем в нем не было и намека на дерзость. Искушения он переносил с великим мужеством. Бесстрашный, он перед Богом жил в страхе: оскорбить Его хотя бы помыслом дурным - он действительно боялся. Большого мужества, он в то же время был исключительной кротости. Мужество и кротость - какое редкое и необычной красоты сочетание. Это был воистину благородный муж, как может быть благородным только христианин».

Удивительно, но в этом описании старца Силуана Афонского мы видим духовный портрет Николоза Госташабишвили. Хотя узнали о нем и его героизме всего несколько минут назад. Чудны дела Твои, Господи! Почему это так?

В этом описании старца Силуана Афонского мы видим духовный портрет Николоза Госташабишвили

И опять отвечает старец Силуан.

«Благодать дала мне познать, что все люди, любящие Бога и хранящие заповеди Его, похожи на Господа. И это естественно. Господь есть Свет, и Он просвещает рабов своих, а те, кто служит врагу, от него восприняли мрак».

Так, может быть, Николоз уподобился Паисию Великому. Преподобный Паисий Великий молился за своего ученика, который отрекся от Христа, и когда он молился, явился ему Господь и говорит: «Паисие, за кого ты молишься; ведь он отрекся от Меня?», но преподобный продолжал жалеть своего ученика, и тогда Господь сказал ему: «Паисие, ты Мне уподобился любовью».

«И нет большего чуда, как любить грешника в его падении», - сказал это старец Силуан, сделал это старец Николоз, поведал об этом старец Илия, Господи благослови - буду подражать им и я (1 Кор. 4, 16).

Молитвами мужественных и кротких, смиренных и благословенных старцев всего христианского мира - Господи Иисусе Христе, спаси, сохрани, благослови вся православные христианы и помилуй меня грешного. Аминь.

Епископ Григорий (Кация)

Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеродиакон Григорий (Кация)
Все статьи Иеродиакон Григорий (Кация)
Последние комментарии
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
18.11.2024 12:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 12:01
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 11:41
Андрей Гурулёв: «От Америки ничего не останется…»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 11:39
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.11.2024 11:13
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
18.11.2024 10:16
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
18.11.2024 10:11