Источник: Православная жизнь
Утро нового дня
Проснулся в пять утра, настроение как в детстве во время летних каникул, когда никаких сил спать уже нет, потому что ты живешь возле реки, и река уже проснулась и ждет, и рыба ждет, и утренняя роса на тропинке, и туман, и квакающие лягушки на том берегу, и чайки, и привязанная на цепи лодка тоже давно уже ждет. Ты лежишь, улыбаешься, глядя в потолок, и мыслями уже там, на реке. Солнце ползет по шторам, а будильник все не звонит, еще чуть-чуть - и сердце вот-вот выпрыгнет из груди, оттого что ты есть, и есть это утро, и свет за окном, и новый день. Не в силах больше ждать ты откидываешь одеяло и бежишь на кухню, распахиваешь окно - и вместе с утренним воздухом в комнату врывается ощущение невыносимого счастья, от которого перехватывает дыхание, хочется прыгать на одной ножке и смеяться.
Хотя я был далеко от дома моего детства возле реки, из раскрытого на лоджии окна словно бы потянуло речным туманом, от которого сердце забилось радостно и сильно. Я с наслаждением умылся холодной водой, чтобы поскорей смыть с себя остатки сна, вернулся в комнату, зажег лампаду и стал читать утреннее правило. Слова молитвы перекатывались как драгоценные жемчужины, сливаясь в радостное «Слава Тебе, Боже, слава Тебе!». В это время пришел кот, сел у ног, одна из жемчужин упала ему на нос, и он довольный заурчал, как паровоз. Конечно, он не собирался читать со мной правило, как можно подумать, он хотел, чтобы мы пошли на кухню, где я налил бы ему молока и дал любимую рыбку. Раньше я аккуратно выставил бы его за дверь, чтобы не мешал молиться, а сейчас погладил за ухом и пошел на кухню за рыбкой. В это утро я понял, что все молитвы говорят об одном - о любви к Богу и ближнему. Бога мы не видим, а ближний - мой кот, вот он, смотрит преданными глазами и ждет твоей любви.
Когда мы вернулись в комнату, я пошел к иконам, а кот забрался на подоконник и, довольный, замурлыкал. Каждый по-своему мы благодарили и славили Того, Кто послал нам этот замечательный день и рыбку, радовались и благоговели.
Кому принадлежит мир
Как-то раз маленькая дочь моих друзей, с которой мы ели мороженое на даче и болтали ногами, посмотрела на цветущую яблоню, под которой мы сидели, а потом серьезно спросила: «Дядя Денис, а кому принадлежит наш мир?». Поначалу я растерялся, но, заглянув в ее доверчивые глаза, просто сказал, что ей. Наверняка многие взрослые со мной бы не согласились. Некоторые уверены, что наш мир принадлежит олигархам и политикам, тем, о ком пишет «Форбс» и с утра до вечера говорят по телевизору. Но им принадлежат только деньги в этом мире. А мир, каким его создал Бог, с утренним пением птиц, с запахом травы на лугу и радугой над рекой, принадлежит тем, кто, радуясь, прыгает по лужам!
А тот, кто сказал, что деньги правят миром, на самом деле - самый несчастный человек на свете. Он думает, что все на свете можно купить, но главного в жизни не купишь ни за какие деньги. Нельзя купить дружбу или любовь, утренний рассвет над рекой, на который ты с замиранием сердца смотрел на своей первой рыбалке. Все самое настоящее, что делает человека счастливым, ты получаешь просто так, по милости Божьей. Любовь родителей, верных надежных друзей и свою самую большую на свете любовь ты получил просто так. Если задуматься, достоин ли ты этого, придется честно признаться, что нет. Любовь делает многие невозможные вещи возможными безо всяких денег. Ведь порой ты бываешь злым, раздражительным и вредным, а твои близкие все равно тебя любят и в случае чего борются за тебя до последнего.
Когда в сердце живет любовь, тебе в голову не придет заполучить в собственность мир вокруг. Бог и так подарил его тебе со всеми рассветами и закатами, мокрым носом твоей собаки и всеми сокровищами на свете. И ты можешь поймать солнце, просто глядя в отражение солнечных зайчиков в луже.
Птенцы
Как-то раз иду через Ивановское кладбище на работу на телеканал «Союз», смотрю, на могильной плите старого памятника прямо у дорожки громко чирикает стайка воробьев.
Мама-воробьиха ловко кормила нескольких птенцов, подавая им что-то вкусное в клювики. Вокруг могилы, кресты, памятники, скорбная тишина, а птенцы радостно щебетали, словно бы не было этих печальных напоминаний о бренности жизни и неизбежном конце, а были только заботливая мама, вкусная еда и летний солнечный день. В другой раз в храме несколько ребятишек ставили свечки на поминальный столик. Родители их грустно вздыхали, крестились, опускали глаза и поскорей отходили, а дети радостной стайкой зажигали свечи и с восторгом смотрели, как они горят. Если бы меня попросили рассказать о христианском отношении к смерти, я бы вспомнил этих птенцов и малышей в храме. Дети не боятся смерти так, как мы, взрослые. Святые, которые были душой чисты как дети, тоже не боялись смерти. А мы боимся. Но не стараемся изменить свою жизнь, чтобы стать как святые, а пытаемся о смерти вообще не вспоминать. Живем, будто вечные, и стараемся побольше от жизни взять. Не потому, что жадные, просто, если забить себя под завязку разными впечатлениями и событиями, в голове не остается места для смерти, а когда о ней не думаешь, как бы ее и нет. Но смерть все равно приходит, как от нее ни прячься, и забирает умных и красивых, старых и молодых. От нее одно спасение - любовь. «Любовь побеждает смерть», - писали гонимые за веру христиане первых веков в катакомбной церкви. Любовь ко Христу, победившему смерть, делает человека свободным от греха и его последствий, то есть смерти. Святитель Григорий Палама замечал, что смерть души - это разлучение души с Богом. Соединение души с Ним делает человека причастником Жизни вечной. Об этом лучше всего знают святые и дети, для которых каждый день - это благословение Божие и новый повод радоваться жизни, удивляться и любить.
Со Христом мы учимся умирать, не боясь. Снова и снова открывая любовь Божию к себе и вокруг нас, учимся доверять Богу, как птенцы на могильной плите, для которых кладбище - только повод встретить родительскую любовь, которая ничего не хочет для своих детей, кроме добра.
Не забывай, ты счастливый!
Когда уезжал от родителей, мама вышла проводить меня на крыльцо, поцеловала на прощанье и сказала: «Не забывай, ты - счастливый!». Потом шёл на остановку, и на сердце было легко. Мамы - они такие, умеют найти нужные слова. Иногда и вправду забегаешься и забудешь о главном, которое как воздух: пока не начнешь задыхаться, не вспоминаешь. Что в жизни тебя окружают родные близкие люди, что, несмотря ни на что, можешь заниматься любимой работой, писать. Что у тебя есть твоя вера, которая порой буквально вытаскивала тебя с того света, и любимый храм, куда хочется всегда возвращаться. Что в этом циничном лукавом мире можешь позволить себе быть искренним и ни под кого не подстраиваться. Что твоё «да» может быть просто да, а твоё «нет» может быть просто нет. Что можешь взять любимую жену за руку и уехать, чтобы гулять вдоль реки, слушать шум воды и смотреть на цаплю на том берегу. Обнявшись, смотреть на закат, жарить мясо, а потом заснуть на середине интересного фильма, который давно хотел посмотреть. Проснуться в пять утра от того, что кто-то осторожно целует тебя в нос и радостно шепчет: «После вчерашнего дождя на улице туман как в сказке! Давай посмотрим!». Вы тихо выходите на веранду, а за окном все утонуло в тумане и не видно не то что дом на другой стороне, а даже цветы в палисаднике. Вы словно бы оказались там, где вода ещё не отделена от Неба и ничего еще нет, кроме тёплой руки в твоей ладони. Ты слушаешь тихое дыханье у тебя на плече и понимаешь, что этот мир начинается с любви, а потом видишь, как откуда-то из глубины появляется свет поднимающегося солнца. Тогда словно по волшебству начинают петь птицы и из тумана выплывают ветви яблонь, согнувшиеся от плодов. От красоты вокруг перехватывает дыханье, тебе так хорошо, что ничего больше уже не нужно.
Денис Ахалашвили