Источкни: Сайт Учебного комитета Русской Православной Церкви
Какой человек может сформировать себя сам? В какой момент образование пора прекращать? Почему дистанционное образование лучше заочного? И можно ли научиться чему-нибудь в развлекательной форме? Своими мыслями в интервью журналу «Встреча» поделился председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессор МДА протоиерей Максим Козлов.
Образование многие понимают как формирование в человеке – или из человека – того образа, который принят в обществе. Может ли человек так сформировать себя сам, без вмешательства преподавателей, педагогов, наставников?
Выдающийся может, а средний нет. Потому что человек с высокими интеллектуальными, волевыми потенциями может пройти больший и значительный путь благодаря самообразованию. Например, Сергей Иосифович Фудель сформировался как христианский писатель прежде всего путем самообразования и общения с выдающимися личностями. Но обычному молодому человеку это почти невозможно. Нужны корректировки – как в образовании, так и в воспитании. Если человек не знает, что ему нужно выучить к определенному периоду, не знает, что необходимо сдать, что с него строго спросят, он расслабится. Собственно, почему форма высших учебных заведений уже несколько веков преобладает и господствует? Потому что она предполагает форму отчетности. Только что я слышал про прекрасное, возвышенное и умное, теперь я должен отчитаться, насколько я его усвоил.
А как человек может понять, какой он, ощутить, нужны ему университетские программы, или он настолько талантлив, что способен сам обучиться?
Лучше не чувствовать себя сильно талантливым. Это чаще всего самообольщение. Понять надо другое: точно ли мне нужно высшее образование? Оно сейчас стало слишком общеупотребительным среди молодых людей. А «высшее» по определению не может быть «общедоступным». Среднее – вот то, что подходит для всех. Все должны окончить среднюю школу. Тогда большинство, выходя из школы, владеет навыком относительно грамотно писать, навыками счета: сложения, вычитания, деления, умножения, общими сведениями об окружающем мире и отрывочными фактами из истории и словесности. Ну и несколько предметов, по которым они планируют специализироваться. Вот плоды обучения в средней школе. Это средненькое. Но когда утверждается мысль, что и высшее образование доступно для всех, это низводит его в категорию «среднего». Высшее – это то, за что должно идти состязание, куда должны попадать наиболее способные. Ну и тут, правда, нужно проверить: туда ли я иду? Все идут за высшим образованием. Может, правильнее остановиться на уровне среднего профессионального? Или мне и правда интересно и нужно этим заниматься?
В Интернете можно найти много онлайн курсов по совершенно разным программам. Дают ли они то, о чем заявляют?
Интернет – это не более чем среда. Нужно говорить о конкретных источниках. Например, курсы при Оксфордском университете, в основном, очень приличные. И при Гарварде, тоже. Некоторые есть при наших российских ведущих вузах. Есть очень достойные онлайн курсы. Но это лучше искать не через Яндекс.
Не мешает ли то, что они дистанционные? Ведь человек смотрит их через компьютер, не имея прямого общения и контакта с преподавателем?
Дистанционность в отличие от заочности предполагает контакт с преподавателем. Она подразумевает регулярное написание письменных работ, тестов, общение посредством Скайпа, конференций обучающихся. На самом деле, это очень продвинутые формы. Мы вообще-то ничего не теряем, когда общаемся с друзьями и близкими через средства информации. По крайней мере, в области информации. Можем их видеть, слышать. Почему нельзя делать то же самое с преподавателем? Чем преподаватель по ту сторону экрана отличается от преподавателя у доски? Только тем, что он не видит, как ты списал? Но и у доски он не всегда это видит. И вообще это дело твоей ответственности.
Тем не менее, несмотря на то, что Интернет воспринимают как место, где много мусора, при правильном подходе в Интернете можно найти нужные и качественные материалы. Не нуждаемся ли мы в людях, которые подскажут и направят молодых людей в поиске информации?
Cтруктура вуза подразумевает, что одна из задач вуза и преподавателя, неважно, очного или очно-заочного обучения, – научить ориентироваться в литературе и в источниках. Будь то печатные источники, будь то электронные источники, будь то фундаментальные библиотеки здесь или будь то фундаментальные библиотеки в Интернете. Такую ориентацию можно дать как непосредственно перед доской, так и дистанционно.
Один из возможных видов обучения при помощи компьютера – видеоигры. Есть точка зрения, что видеоигры могут чему-то научить. Другие говорят, что это ложь. Видеоигры могут вызвать зависимость, привести к психическим отклонениям. Тем не менее, пользу из видеоигр извлечь можно? Получится ли, в будущем, использовать их как инструмент образования или самообразования?
На мой взгляд, это самообман. Это попытка уйти в развлекательность при обучении и надеяться, что за счет облегчения формы лучше будет усваиваться содержание. Это иллюзия. Не будет конечного результата без регулярного труда, который предполагает преодоление волей чего-то, что не так легко дается или иногда скучно, или даже повергает в уныние при мысли, что это не получится. Всякий, кто учил древние языки, переживает ужас от того, что он еще только на середине третьего греческого склонения, а это уже невозможно запомнить, а там еще все спряжение глаголов и весь синтаксис. И это кажется невозможным. Но тут развлекай – не развлекай, а все равно сонорные звуки не выучишь без зубрежки и упражнения. Чтобы на пять минут отвлечься, может быть и можно включить мультик на древнегреческом или на латыни. Но рассчитывать, что с помощью мультиков ты заговоришь как Цицерон или начнешь понимать речи против Катилины – иллюзия.
Но есть много советов, как использовать фильмы и мультсериалы на иностранных языках, чтобы полноценно овладеть языком...
Лучше всякого сериала – преподаватель, для которого этот язык родной. Вообще, общаться с носителем языка при овладении новым языком очень полезно. Или с тем, кто говорит на иностранном языке, как на родном. Безусловно, восприятие языка в потоке речи является одной из необходимых составляющих при изучении любого иностранного языка. Но понятно, что пассивный просмотр или прослушивание без собственного вовлеченного участия не дает способности обратной коммуникации. В данном случае, возможно, это вспомогательный метод, дополнительный, который, тем не менее, никак не может заменить основной.
Выходит, роль преподавателя в образовании очень даже важна?
Да, и хотя бы потому, что биороботы не развились до такой степени. И Сири в айфоне, и Алиса из Яндекса не общаются с нами настолько глубоко, чтобы поправлять и бить током за невыполнение заданий. Хотя, как знать, что будет лет через пять, десять. Ну а пока лучше учиться с живым человеком.
Беседовал Александр Черепенин
Источкни: Сайт Учебного комитета Русской Православной Церкви