«Без всякого соображения, что видят, то и бредят. Вот описание нынешнего театра!» – сокрушался некогда поэт и сановник эпохи Просвещения Гаврила Державин. Не знаю, справедлив ли был Гаврила Романович к театру 1800-х годов, но к нынешнему нашему театру определение очень подходит.
Я сужу о современном театре как зритель и гражданин, а не как театральный критик «из тусовочки», как они сами иногда выражаются. Ведь театр – явление и политическое. В Древней Греции он был важным гражданским институтом, без смелого и свободного театра не представишь афинскую демократию. А первые антивоенные манифесты, дошедшие до нас, – пьесы Аристофана, в которых он бичует корыстных милитаристов и воспевает мирную жизнь и спокойное развитие. Словно сегодня написано!
Что же представляет наш «актуальный театр»? Культ жестокости, пошлости, цинизма и девиаций. Самые знаменитые – не лучшие, но знаменитые! – обласканные премиями и критикой молодые «либеральные» режиссёры, обращаясь к классике или современности, обязательно стремятся ввернуть что-то эдакое. Если «Мёртвые души», то на поводке у Ноздрёва шестеро полуголых юношей-псов, если «Идеальный муж», то кровавые брызги и садомазохизм.
Есть и другая крайность. Удивительные изменения начали происходить в МХАТе им. Горького при новом директоре – «традиционалисте» Эдуарде Боякове. Когда-то он был соратником беглого политтехнолога-галериста Марата Гельмана, от безумств которого до сих пор не может прийти в себя Пермь, потом возглавил ультраконсервативный Русский художественный союз. Чем же занялись консерваторы от культуры, отпихнув великую Татьяну Доронину от репертуарной политики театра? А всё тем же: советский ветеран-ракетчик пожирает крыс и участвует в инфернальной бойне, изничтожая «отбросы общества» – бродяг и наркозависимых. А «глубинный народ» в спектакле «Последний срок» по повести Валентина Распутина представлен в основном маргиналами из спивающихся деревень.
Неудивительно, что на площадку Боякова со своими «курсами» заселился главный пропагандист европейского фашизма в России Александр Дугин, продвигающий старые идеи под новыми названиями.
Вот такое поразительное единодушие «традиционалистов» и фальшивых «авангардистов». Риторика разная, а суть одна.
Театр может быть смелым и разным, каким был, например, Театр на Таганке в лучшие годы Юрия Любимова. Но почему сегодня вся смелость и разность направлена в одну сторону – больше насилия, больше агрессии, больше перверсий? Неужели сказать нечего?
Театр, повторюсь, институт политический, туда ходит самая думающая и социально активная часть интеллигенции, те люди, через которых идеи, ценности и принципы распространяются в обществе. Не случайно первая по-настоящему популярная русская пьеса, «Недоросль» Ивана Фонвизина, несмотря на острую сатиру, была всё же разрешена императрицей Екатериной: она сочла, что именно так, через высмеивание глупости, косности и невежества надо распространять великие ценности Просвещения. Почему же сейчас ставка сделана, напротив, на смакование и эстетизацию всего наиболее низкого и подлого, что есть на свете? После этих зрелищ, если, конечно, досидишь до конца, остаётся чувство опустошения и мерзости бытия.
Если посредством сцены распространять нравственный упадок, жестокость и насилие, то такое общество мы и получим на выходе. Подрыв всяких ориентиров и здоровых ценностей, дестабилизация сознания людей и общества – впечатление, что именно на это и работает современный модный театр.
Источник: Литературная газета