«Одно сокровище, святыня...»

В рамках проекта «Русская опера у стен монастыря» в Серпухове показали «Мазепу»

Александр Сергеевич Пушкин 
0
469
Время на чтение 5 минут

Источник: Столетие.Ru

«Одно сокровище, святыня...»

Артисты Геликон-оперы в третий раз приезжают на площадку Принарского парка. Сцена - под открытым небом, где декорацией служат купола Высоцкого мужского монастыря, зелень парка, облака и неожиданно взошедшая радуга (хороший знак, не будет дождя)...

Отношение худрука Геликон-оперы Дмитрия Бертмана к встречам со зрителями в Серпухове известно: «Мы влюбились в этот город и с радостью возвращаемся. Играть здесь спектакли - огромное счастье. Всё дышит атмосферой настоящей Руси - удивительной красоты монастыри и соборы, старинные постройки. Каждый спектакль под открытым небом уникален, повторить его при всем желании невозможно. Постоянно меняется освещение, цвет неба, может пролететь птица, и когда эти "спецэффекты" ложатся на музыку, результат получается потрясающий».

Оперу «Мазепа» П.И. Чайковский, с перерывами, писал за границей, в Риме и Париже, в 1881-1883 годах. Эпическую поэму Пушкина «Полтава», написанную в трех песнях, с реальными действующими лицами, исключив лишь Петра I и шведского короля Карла XII, композитор почти в полном объеме уместил в трех действиях оперы. Чайковский отмечал, что ни одно большое сочинение не давалось ему с таким трудом, как эта опера: ему предстояло показать личную драму Марии на фоне эпических картин Полтавской битвы и истории заговора гетмана Мазепы.

Для самого Пушкина «Полтава» была новаторским произведением, потому что он захотел совместить несколько важных политических и личных тем, волновавших его на тот момент, порассуждать о судьбе русского государства и его многонациональности, а также о судьбах людей, попавших под колеса истории.

При этом поэма необычайно поэтична, читая ее, ощущаешь влияние на творчество поэта народных песен, преданий, украинских дум и сказок. О том, как был тронут некоторыми пушкинскими сценами, набрасывая план оперы во время отдыха на Украине, вспоминал и Петр Ильич Чайковский: «В результате начал со сцены между Марией и Мазепой, которую без изменения перенес из поэмы в либретто».

Предполагают, что поэма посвящена Марии Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, декабристке, последовавшей за мужем в ссылку. «Тебе - но голос музы темной\ Коснется ль уха твоего?\ Поймешь ли ты душою скромной\ Стремленье сердца моего?\ Иль посвящение поэта,\ Как некогда его любовь,\ Перед тобою без ответа\ Пройдет непризнанное вновь?\ Узнай по крайней мере звуки,\ Бывало, милые тебе - \ И думай, что во дни разлуки, \В моей изменчивой судьбе,\ Твоя печальная пустыня,\ Последний звук твоих речей\ Одно сокровище, святыня,\ Одна любовь души моей». Помнится, в одной из викторин участникам был задан вопрос, сколько раз имя Мария появляется в произведениях Пушкина. Правильным был признан ответ - 10. И это всегда особенные героини.

Первоначально поэма называлась - «Мазепа», в последний момент Пушкин изменил его на «Полтаву», как пишет пушкинист А.Н. Вульф, «из-за нежелания прослыть эпигоном Байрона», из которого взят эпиграф и у которого было произведение с таким же названием.

События, происходящие в опере «Мазепа», имеют реальную подоплеку, реальна и история отношений гетмана Мазепы и дочери стольника Петра I Василия Кочубея Марии (прототипа звали Матреной). Место действия - Украина, начало XVIII века.

Юная дочь Кочубея Мария (Ольга Щеглова) страстно влюблена в седовласого гетмана, бывшего друга отца, и не получив благословения, бежит с ним из отцовского дома. Желая отомстить Мазепе (Михаил Никаноров) и зная о его намерении перейти на сторону шведов, чтобы с их помощью отделить Малороссию от России, Кочубей (Александр Киселев) доносит царю. В свои планы он посвящает преданного Искру (Иван Волков) и молодого казака Андрея (Иван Гынгазов), влюбленного в Марию. Но Петр I бесконечно верит Мазепе, и вот уже Кочубей в темнице Белоцерковского дворца, его ждет казнь. Накануне ее Мария с ужасом узнает от матери (Лариса Костюк) о готовящейся расправе над отцом и спешит вместе с ней к месту казни. Но - поздно, увидев отрубленную голову отца, Мария сходит с ума. Мазепа после Полтавской битвы бежит со шведами. В финале безумная Мария поет колыбельную умирающему Андрею, которого видит на поле боя...

Творчество Чайковского, как известно, тесно связано с его биографией. Большинство сочинений исповедальны, опера «Мазепа» - не исключение. Работая над ней, композитор был свидетелем драмы в жизни племянницы: от связи с человеком, который был намного старше, у нее родился внебрачный ребенок. Вот почему в «Мазепе» красной нитью проходит мысль о разрушительной силе страсти, способной лишить человека разума. Именно на этой мысли сделан акцент в геликоновской постановке.

Спектакль был поставлен Дмитрием Бертманом в конце 90-х и до реконструкции шел на не очень приспособленных сценах, в 2017-м возобновлен в зале «Стравинский» с прекрасной акустикой.

«В новом зале намного больше технических возможностей, - рассказал главный дирижер «Геликон-оперы» Валерий Кирьянов, - в большей степени используется пространство сцены - машинерия, световая аппаратура. Опера стала масштабней, смотрится совсем по-другому».

Поклонникам классических постановок, конечно, лучше слушать геликоновскую «Мазепу» с закрытыми глазами. Им трудно будет согласиться с тем смешением времен, которое представлено на сцене: Мария в сценах с Андреем - в образе советской школьницы, а с Мазепой в дорогих одеждах XVIII века; мужская часть хора в торжественной форме советских пионеров, салютующих Кочубею, тоже меняющему свои костюмы. В последней сцене вместо роскошных одежд - он в форме белогвардейского офицера. Декорацией разных сцен - в интерьерах дома, в саду, на эшафоте, в лодке, - по замыслу сценографов, заслуженных художников России Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой, становится огромная белая шлюпка, качающаяся на волнах. Лодка любви, которую на глазах зрителей по-настоящему будет рубить Мария в роковой момент. Происходящее на сцене захватывает, голоса геликоновцев, как всегда, завораживают.

- Опера «Мазепа» замечательна тем, что в ней есть все, - отметил главный дирижер Валерий Кирьянов, - это опера о любви, и в то же время в ней политический подтекст - о национальной идее, о патриотизме, о предательстве и вере в свои идеалы - целый клубок эмоций и страстей.

Очень интересно следить за тем, как Петр Ильич разворачивает музыкальную драматургию. Полтавский бой - гигантское симфоническое полотно с большим оркестром, с набором ударных инструментов, где воспроизводится настоящая звукопись сражения - взрываются пушки, все блещет и искрится. Это полотно насыщено музыкальными и драматургическими идеями, как ни одно другое.

 

Фестиваль «Русская опера у стен монастыря» организован под эгидой губернаторской программы «Наше Подмосковье» и по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

«Театр "Геликон-опера" - постоянный партнер проекта, за время существования которого более 20 тысяч зрителей Коломны, Дмитрова и Серпухова посмотрели оперы "Борис Годунов", "Царская невеста", "Алеко", а теперь и - "Мазепу". Великое наследие нашей культуры - русская опера - пронизана христианскими мотивами, содержит глубокий нравственный смысл. Не исключение и "Мазепа" - сложная и потому не так часто исполняемая опера Чайковского по пушкинской "Полтаве"», - заметила министр культуры Московской области Нармин Ширалиева.

...Дождя в тот день не было. В небе летали только дроны, снимавшие спектакль с высоты птичьего полета.

Источник: Столетие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Нина Катаева
Формула жизни
В ИД Академии имени Н.Е.Жуковского вышла книга Николая Головкина «Десантный батюшка»: 
18.05.2024
«Боян» объединяет людей
В студии-салоне Анатолия Полетаева презентовали книгу о нём
13.03.2023
«Неслучайно у витязей шлемы похожи на купола храмов»
Николай Бурляев представил годовую программу XII Славянского форума искусств
12.05.2021
О чем помнит кровь…
В Третьяковке отметили юбилей народного артиста СССР Юрия Соломина
31.03.2021
Анатолию Ивановичу Полетаеву – 85 лет!
К юбилею всемирно прославленного музыканта, создателя знаменитого оркестра «Боян»
12.02.2021
Все статьи Нина Катаева
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12