Источник: Столетие.Ru
Артисты Геликон-оперы в третий раз приезжают на площадку Принарского парка. Сцена - под открытым небом, где декорацией служат купола Высоцкого мужского монастыря, зелень парка, облака и неожиданно взошедшая радуга (хороший знак, не будет дождя)...

Отношение худрука Геликон-оперы Дмитрия Бертмана к встречам со зрителями в Серпухове известно: «Мы влюбились в этот город и с радостью возвращаемся. Играть здесь спектакли - огромное счастье. Всё дышит атмосферой настоящей Руси - удивительной красоты монастыри и соборы, старинные постройки. Каждый спектакль под открытым небом уникален, повторить его при всем желании невозможно. Постоянно меняется освещение, цвет неба, может пролететь птица, и когда эти "спецэффекты" ложатся на музыку, результат получается потрясающий».
Оперу «Мазепа» П.И. Чайковский, с перерывами, писал за границей, в Риме и Париже, в 1881-1883 годах. Эпическую поэму Пушкина «Полтава», написанную в трех песнях, с реальными действующими лицами, исключив лишь Петра I и шведского короля Карла XII, композитор почти в полном объеме уместил в трех действиях оперы. Чайковский отмечал, что ни одно большое сочинение не давалось ему с таким трудом, как эта опера: ему предстояло показать личную драму Марии на фоне эпических картин Полтавской битвы и истории заговора гетмана Мазепы.
Для самого Пушкина «Полтава» была новаторским произведением, потому что он захотел совместить несколько важных политических и личных тем, волновавших его на тот момент, порассуждать о судьбе русского государства и его многонациональности, а также о судьбах людей, попавших под колеса истории.
При этом поэма необычайно поэтична, читая ее, ощущаешь влияние на творчество поэта народных песен, преданий, украинских дум и сказок. О том, как был тронут некоторыми пушкинскими сценами, набрасывая план оперы во время отдыха на Украине, вспоминал и Петр Ильич Чайковский: «В результате начал со сцены между Марией и Мазепой, которую без изменения перенес из поэмы в либретто».

Первоначально поэма называлась - «Мазепа», в последний момент Пушкин изменил его на «Полтаву», как пишет пушкинист А.Н. Вульф, «из-за нежелания прослыть эпигоном Байрона», из которого взят эпиграф и у которого было произведение с таким же названием.
События, происходящие в опере «Мазепа», имеют реальную подоплеку, реальна и история отношений гетмана Мазепы и дочери стольника Петра I Василия Кочубея Марии (прототипа звали Матреной). Место действия - Украина, начало XVIII века.
Юная дочь Кочубея Мария (Ольга Щеглова) страстно влюблена в седовласого гетмана, бывшего друга отца, и не получив благословения, бежит с ним из отцовского дома. Желая отомстить Мазепе (Михаил Никаноров) и зная о его намерении перейти на сторону шведов, чтобы с их помощью отделить Малороссию от России, Кочубей (Александр Киселев) доносит царю. В свои планы он посвящает преданного Искру (Иван Волков) и молодого казака Андрея (Иван Гынгазов), влюбленного в Марию. Но Петр I бесконечно верит Мазепе, и вот уже Кочубей в темнице Белоцерковского дворца, его ждет казнь. Накануне ее Мария с ужасом узнает от матери (Лариса Костюк) о готовящейся расправе над отцом и спешит вместе с ней к месту казни. Но - поздно, увидев отрубленную голову отца, Мария сходит с ума. Мазепа после Полтавской битвы бежит со шведами. В финале безумная Мария поет колыбельную умирающему Андрею, которого видит на поле боя...
Творчество Чайковского, как известно, тесно связано с его биографией. Большинство сочинений исповедальны, опера «Мазепа» - не исключение. Работая над ней, композитор был свидетелем драмы в жизни племянницы: от связи с человеком, который был намного старше, у нее родился внебрачный ребенок. Вот почему в «Мазепе» красной нитью проходит мысль о разрушительной силе страсти, способной лишить человека разума. Именно на этой мысли сделан акцент в геликоновской постановке.
Спектакль был поставлен Дмитрием Бертманом в конце 90-х и до реконструкции шел на не очень приспособленных сценах, в 2017-м возобновлен в зале «Стравинский» с прекрасной акустикой.
«В новом зале намного больше технических возможностей, - рассказал главный дирижер «Геликон-оперы» Валерий Кирьянов, - в большей степени используется пространство сцены - машинерия, световая аппаратура. Опера стала масштабней, смотрится совсем по-другому».
Поклонникам классических постановок, конечно, лучше слушать геликоновскую «Мазепу» с закрытыми глазами. Им трудно будет согласиться с тем смешением времен, которое представлено на сцене: Мария в сценах с Андреем - в образе советской школьницы, а с Мазепой в дорогих одеждах XVIII века; мужская часть хора в торжественной форме советских пионеров, салютующих Кочубею, тоже меняющему свои костюмы. В последней сцене вместо роскошных одежд - он в форме белогвардейского офицера. Декорацией разных сцен - в интерьерах дома, в саду, на эшафоте, в лодке, - по замыслу сценографов, заслуженных художников России Игоря Нежного и Татьяны Тулубьевой, становится огромная белая шлюпка, качающаяся на волнах. Лодка любви, которую на глазах зрителей по-настоящему будет рубить Мария в роковой момент. Происходящее на сцене захватывает, голоса геликоновцев, как всегда, завораживают.
- Опера «Мазепа» замечательна тем, что в ней есть все, - отметил главный дирижер Валерий Кирьянов, - это опера о любви, и в то же время в ней политический подтекст - о национальной идее, о патриотизме, о предательстве и вере в свои идеалы - целый клубок эмоций и страстей.
Очень интересно следить за тем, как Петр Ильич разворачивает музыкальную драматургию. Полтавский бой - гигантское симфоническое полотно с большим оркестром, с набором ударных инструментов, где воспроизводится настоящая звукопись сражения - взрываются пушки, все блещет и искрится. Это полотно насыщено музыкальными и драматургическими идеями, как ни одно другое.
Фестиваль «Русская опера у стен монастыря» организован под эгидой губернаторской программы «Наше Подмосковье» и по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
«Театр "Геликон-опера" - постоянный партнер проекта, за время существования которого более 20 тысяч зрителей Коломны, Дмитрова и Серпухова посмотрели оперы "Борис Годунов", "Царская невеста", "Алеко", а теперь и - "Мазепу". Великое наследие нашей культуры - русская опера - пронизана христианскими мотивами, содержит глубокий нравственный смысл. Не исключение и "Мазепа" - сложная и потому не так часто исполняемая опера Чайковского по пушкинской "Полтаве"», - заметила министр культуры Московской области Нармин Ширалиева.

...Дождя в тот день не было. В небе летали только дроны, снимавшие спектакль с высоты птичьего полета.
Источник: Столетие.Ru


