Придя к вере, работал в храме чтецом и сторожем.
Окончил Московский архитектурный институт и Московскую духовную академию.
Участвовал в шестидневном крестном облёте по границам России.
Несколько лет был иподиаконом у Патриарха Алексия II.
За труды по проектированию и строительству храма Христа Спасителя награждён медалью.
При вручении архиерейского жезла в 2011 году владыку Гурия напутствовал
Патриарх Кирилл. «На твою долю выпала честь стать первым епископом
только что созданной Арсеньевской епархии, - сказал тогда Святейший, -
таким образом, твоё имя будет первым вписано в её историю».
О том, что предшествовало этой исторической миссии, рассказал нам сам епископ Гурий.
Путь к небу из космоса
«Вы ведь сын священника, так что наверняка по стопам отца шли к вере» -
такое предположение сделал как-то один мой собеседник.
И ошибся. У меня в жизни действовала совсем другая логика.
Отец действительно был священником, однако как раз через меня и мою маму
привёл его к вере Господь. Так сложилось, что первым в нашей семье
воцерковился я - ещё студентом Московского архитектурного института.
Сразу после защиты дипломной работы крестился в московском храме Пророка
Илии в Обыденском переулке - 2 апреля 1985 года.
Потом потянулась к вере мама. А отец крестился в 58 лет, через четыре
года стал пономарём и дьяконом, а затем в течение 18 лет был иереем.
Умер почти в 82 года, оставив о себе добрую память как о пастыре.
В прежней же жизни наша семья была, можно сказать, космической. Родился я
в 1960 году в подмосковном Калининграде, теперь это город Королёв. И
после школы вместе с родителями я трудился на космическом предприятии -
недалеко от Центра управления полётами. А уже потом мы каждый своим
путём пришли к вере.
Исповедь среди строительных лесов
После института я два года работал по специальности - архитектором. Но
потом понял, что мой путь с Богом, и пошёл по духовной линии. Стал
ходить в храм, читать духовные книги - и мне открылась другая жизнь. Эта
дорога и привела меня в Троице-Сергиеву лавру, где в 1990 году я принял
монашеский постриг.
Но и первое образование неожиданно пригодилось, когда в 1994 году меня
включили в рабочую группу по проектированию и строительству храма Христа
Спасителя. Наша группа проектировала нижний Преображенский храм и
деревянный храм-часовню во имя Державной иконы Божией Матери.
Мне довелось совершать там богослужения ещё в ходе работ. По
благословению Патриарха Алексия II в эти годы я был помощником ключаря
храма Христа Спасителя. Мы молились о возрождении державы Российской,
совершали водосвятные молебны и освящали все этапы строительства
главного кафедрального собора страны. В воскресные дни я тогда
исповедовал по 100-200 человек в течение четырёх-пяти часов. В стране
был развал, но к Богу в эти тяжкие времена шли самые разные люди: и
добропорядочные граждане, и разбойники, и проститутки. Люди каялись от
всего сердца и искренне обращались к Богу, а мы, священнослужители,
старались направить их на правильный путь.
Душеспасительное отделение клиники
Ещё один важный поворот в моей жизни случился в 2000 году, когда я стал
настоятелем храма Великомученика и целителя Пантелеимона на территории
Центральной клинической больницы №1 ОАО «РЖД». Это произошло по
благословению Патриарха Алексия II, который некоторое время лечился
здесь и освятил этот храм.
Служение оказалось необычным. У нас было множество ситуаций, когда
человек приходил в храм во время тяжёлой болезни и обретал Бога.
Часто бывало, что человек просил молитвенной помощи. Его готовят к
операции, берут анализы, а он в это же время молится, читает акафисты. И
на последнем перед операцией снимке вдруг обнаруживается, что у него
всё исцелено. Врачи спрашивают: «Что вы делали?!» А человек отвечает:
«Да я просто в храм ходил».
Со временем уже многие врачи посылали больных помолиться, а потом и сами
приходили к Богу, начинали исповедоваться, причащаться. А мы регулярно
посещали больных, освящали все больничные корпуса. В ЦКБ было 13 или 14
различных медицинских кафедр, и, можно сказать, мы были своеобразным
душеспасительным отделением больницы.
Здесь вам не равнина
Мне всегда было жалко покидать свои родные приходы: и деревянный храм на
Краснобогатырской, где я начинал пономарём, и Троице-Сергиеву лавру, и
приход храма Христа Спасителя, и Пантелеимоновский храм. Это словно
режешь по живому. Но всё надо принимать как Божий дар.
Арсеньевская епархия - очень хорошее место на северо-востоке Приморского
края, на самом краю земли русской. Наша епархия таёжная: в ней много
сопок и гор, почти нет равнин, много труднодоступных, отдалённых от
цивилизации мест. В епархии всего два относительно небольших города, а
всё остальное - деревни и сёла. Здесь много солнца, иногда по 280 дней в
году. Мы шутим, что у нас «широта крымская, долгота колымская».
И действительно Приморский край очень благодатный. Здесь много
уникальных животных и реликтовых растений, здесь растут арбузы, дыни,
виноград, лилии, лотосы, множество других цветов, а зимой морозы ниже 40
градусов.
После «красной зоны»
А вот с верой православной всё обстояло непросто. До революции люди
приезжали сюда со всей России, но с середины XIX века они успели здесь
пожить всего несколько десятков лет. Только успели здесь закрепиться,
начали строить храмы, как всё оборвалось.
После революции все храмы на Дальнем Востоке были разрушены и здесь
устроили «красную зону». Поэтому можно сказать, что сейчас мы здесь
строим и проповедуем фактически с нуля. Сооружаются красивые каменные и
деревянные храмы, часовни. Возводим уникальный духовно-просветительский
центр, который станет настоящей жемчужиной Дальнего Востока. Помочь в
этом нам может любой желающий, где бы он ни жил. Достаточно зайти на наш
сайт arseniev-eparhia.ru и приобрести именной кирпичик.
На момент приезда в Приморский край у меня тут не было совершенно
никого: ни друзей, ни даже знакомых. А сейчас уже много местных
помощников, друзей, духовных чад. Можно сказать, что я пустил корни на
Дальнем Востоке.
Екатерина Придворова, Ирина Ахундова