itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Яранский Анно-Пророчицкий мужской монастырь

К истории обители

0
339
Время на чтение 17 минут
Анно-Пророчицкий монастырь
Анно-Пророчицкий монастырь

В 1898 году на юге Вятской земли, в 10 верстах севернее города Яранска, был учрежден новый мужской общежительный монастырь во имя праведной Анны Пророчицы. Обитель была устроена на земле, ранее принадлежавшей умершей купеческой вдове Анне Дмитриевне Беляевой, которая и завещала ее под новый монастырь. Интересно, что незадолго до этого события вблизи того же города Яранска был основан женский Знаменский монастырь, в соседнем Уржумском уезде в это же время появилась Куженерская женская община; такая же община была образована и в соседнем с Яранском Котельничском уезде - в местечке Арбаж. Впоследствии обе общины были преобразованы в монастыри. Это было новое чудесное явление вятской православной жизни тех лет.

Отец Нил

Игумен Нил (Пиляков) Игумен Нил (Пиляков)

Строителем и настоятелем Пророчицкого монастыря был назначен келейник архиепископа Вятского и Слободского Алексия (Опоцкого) иеромонах Нил (Пиляков), человек богоугодной жизни, оставивший о себе добрую память. Он был необыкновенно добр ко всем, всегда был готов отдать последнее.

25 сентября 1899 года монастырь был освящен, но продолжал активно строиться. Со временем территория монастыря была обнесена деревянной стеной, а с западной стороны - кирпичной, с красивыми железными воротами и островерхими башенками по углам.

В помощь отцу Нилу из Филейского Александро-Невского монастыря города Вятки было прислано несколько священнослужителей. Так, 18 июня 1899 года указом Вятской духовной консистории туда был отправлен диакон Филейского монастыря Николай Константинович Люстрицкий, а 24 ноября 1899 года указом Вятской духовной консистории перемещен с должностью казначея будущий старец иеромонах Матфей.

Анно-Пророчицкий монастырь Анно-Пророчицкий монастырь

Анно-Пророчицкий монастырь Анно-Пророчицкий монастырь

В первые годы в новой обители братии было немного - настоятель и два иеромонаха, причем игумен Нил и один из иеромонахов были больны и не могли работать в полную силу. Поэтому именно на отца Матфея было возложено много обязанностей: вести богослужение, исполнять требы, следить за ходом строительства, а также быть келейником у больного чахоткой настоятеля. К 1902 году отец Нил уже не смог исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, а 7 ноября того же года в возрасте 37 лет отошел ко Господу.

Всего три года отец Нил был настоятелем монастыря, но за свое недолгое управление обителью он успел сделать многое: завел иконописную, позолотную, столярную, кузнечную, портняжную и сапожную мастерские, просфорню и даже фотографию! При монастыре была открыта церковно-приходская школа. В одной из окрестных деревень на монастырские средства была образована школа для обучения девочек. В дни голода многие из жителей находили в монастыре пропитание. Бедных учеников школ также кормил монастырь.

Один с корпусов монастыря, в котором располагались монашеские кельи
Один с корпусов монастыря, в котором располагались монашеские кельи

Отец Нил, подавая пример братии, неустанно трудился, хотя был очень слаб здоровьем

В одном из братских корпусов молодой настоятель любил устраивать народные чтения с картинами, на которые собирались не только крестьяне окрестных деревень, но и горожане. И эту любовь к слову он с естественной радостью переносил в свои проповеди, которые, по свидетельству современников, производили огромное впечатление не только на простолюдинов, но и на образованных людей. При этом отец Нил никогда не забывал о главном деле инока - покаянии и молитве. В самом монастыре отец Нил ввел отправление служб по образцу афонских обителей и, подавая пример братии, неустанно трудился сам, несмотря на то что был очень слаб здоровьем. В его некрологе несколько раз подчеркивается, что отец Нил был «замечательным человеком, талантливой личностью... от природы обладал богатыми задатками ума и сердечности». И хотя длительные годы изживалась даже память о Пророчицком монастыре, отца Нила помнят, говорят о его доброте и особенной любви к детям.

Сохранились стихи, написанные отцом Нилом:

Обитель ночью

«Здесь не видно суеты. Здесь молитва, труд и пенье»

Ночь тиха. Не слышно звука.
Свет обильный льет луна.
Озаренная обитель
В краткий сон погружена.
Только храм стоит на страже,
Охраняя все окрест...
Как блестящи церкви главы!
Как сияющ на них крест!
Скрыто мира здесь волненье;
Здесь не видно суеты.
Здесь молитва, труд и пенье,
И все полно простоты.
Здесь не трудятся для хлеба
С лихорадочной борьбой,
Но, работая для неба,
Отдыхают всей душой.

Место погребения игумена Нила
Место погребения игумена Нила

Храм сопровождал игумена Нила с самого детства, всю сознательную жизнь. И свои дни он закончил в иноческой обители. Место его погребения остается ухоженным и почитаемым до настоящего дня, хотя память о монастыре практически стерта.

Старец Матфей Яранский

«Отец Матфей учил... читать книги аскетического характера, обличал в неимении страха Божия»

Временным настоятелем монастыря был назначен будущий исповедник веры иеромонах Пахомий (Кедров), но фактически управляющим обителью был отец Матфей, так как отец Пахомий приезжал сюда очень редко. 12 февраля того же года отец Матфей был назначен благочинным и духовником монастыря.

Об отце Матфее следует сказать особо. Именно с духовного окормления братии обители началось его старческое служение. Каждый из насельников поверял ему свою душу и получал утешение. Особенно внимателен и отечески попечителен он был к новым послушникам, недавно поступившим в монастырь. Многие из них были именно ему обязаны тем, что пришли в обитель. Сам настоятель прислушивался к словам отца Матфея и без совета с ним не предпринимал ни одного важного дела.

Преподобный Матфей во время жизни в Пророчицком монастыре Преподобный Матфей во время жизни в Пророчицком монастыре

Отец Матфей для разрешения духовных нужд братии использовал и советовал им читать сочинения своего дорогого учителя преподобного Стефана Филейского, часто при этом говорил: «Внимайте и исполняйте, как учил тот, в ком жил Дух Святой!»

Епископ Вениамин (Милов) писал в своей книге воспоминаний «Дневник инока»: «Ученик знаменитого филейского старца иеросхимонаха Стефана, иеромонах отец Матфей учил меня читать книги аскетического характера, обличал в неимении страха Божия, рассказывал о своем тернистом шествии от мира к монастырю».

Братия

29 сентября все того же 1902 года у обители вновь сменился настоятель. Им был назначен хорошо известный отцу Матфею еще по Филейскому монастырю иеродиакон Геннадий (Парфентьев), возведенный в сан игумена. Отец Геннадий, хорошо зная отца Матфея и его торговое прошлое, вновь назначил его казначеем обители.

За первые 18 лет своей жизни монастырь, благодаря заботам настоятелей и насельников, превратился в большой духовный центр южной Вятки. Сердцем обители был деревянный храм, построенный в самом начале трудами отца Нила, имевший престолы: главный - во имя праведной Анны Пророчицы и правый - во имя Василия Блаженного. Совсем недавно была обретена храмовая икона Пророчицкого монастыря. Снаружи церковь была покрашена масляной белой краской, а внутри оштукатурена, отбелена и украшена живописью.

Яранский мужской Пророчицкий монастырь трудами монахов и послушников был превращен в райский уголок на яранской земле. Туда приходило и приезжало множество людей. Об этом можно узнать из сочинения ученика яранского городского трехклассного училища Леонида Перминова 1905 года: «Номеров тогда свободных не было, потому что приехало много народа по случаю прибытия архиерея. Церковь была переполнена народом. По окончании Литургии мы отслужили молебен святым апостолам Петру и Павлу... потом мы пошли осматривать монастырь, подходили к могиле, где был похоронен бывший настоятель монастыря иеромонах отец Нил».

К 1914 году прежний храм уже не вмещал всех молящихся, и был заготовлен кирпич для постройки нового большого каменного храма, который должен был стоять в центре обители.

Число насельников постепенно увеличивалось. Еще вскоре после основания монастыря к отцу Нилу стало приходить множество людей с просьбой принять их в обитель. Он никому не отказывал. В 1909 году в монастыре жило 18 монахов и 57 послушников, в 1915 году - 23 монаха, 20 рясофорных и 20 послушников, в 1916-м - 28 монашествующих и 38 послушников. Все они были духовными чадами отца Матфея.

Уникальное фото 1902 года. Братия Яранского Пророчицкого монастыря. В центре запечатлелись преподобный Матфей Яранский, настоятель обители отец Нил (Пиляков, третий слева) и отец Геннадий. В первом ряду - ученики церковно-приходской школы
Уникальное фото 1902 года. Братия Яранского Пророчицкого монастыря. В центре запечатлелись преподобный Матфей Яранский, настоятель обители отец Нил (Пиляков, третий слева) и отец Геннадий. В первом ряду - ученики церковно-приходской школы

Некоторые из насельников подвизались здесь с первых лет жизни монастыря и до его закрытия в 1919 году. Одним из первых насельников был монах Феофан (в миру Федор Степанов Епифанов), ранее неграмотный крестьянин Малошалайской волости Яранского уезда, поступивший в монастырь 15 марта 1899 года. 19 марта 1901 года он был пострижен в монашество. Интересно, что жена его также была пострижена в Царевококшайский монастырь Казанской епархии. В 1915 году монаху Феофану шел 61 год.

Некоторые насельники происходили из очень дальних от Вятской земли мест, как, например, иеродиакон Варлаам, родом из с. Вотславище Холмского уезда Люблинской губернии (теперь это территория Польши). По всей видимости, родители привезли его в Вятку еще ребенком, так как он закончил Яранское духовное училище. Овдовев в браке, 20 мая 1904 года он поступил в Пророчицкий монастырь, а 22 октября 1911 года был пострижен в монашество. Из дальних мест прибыл сюда и родной брат покойного игумена Нила Николай Саввич Пиляков, происходивший из крестьян Тверской губернии Осташевского уезда Сторожевской волости. В обитель он поступил 22 октября 1902 года и позднее принял монашество с именем Никодим.

Практически все насельники обители происходили из крестьянства. Из полусотни человек, живших в монастыре, только один был из потомственного духовенства - рясофорный послушник Константин Аполлонович Буевский, сын священника и благочинного из с. Байсы Уржумского уезда отца Аполлония Буевского, почившего в 1888 году. С детства Константин страдал тяжелым увечьем - он был глухонемой, и, чтобы облегчить ему дальнейшую жизнь, любящие родители отправили его учиться в Санкт-Петербургское училище для глухонемых. После возвращения из столицы Константин жил в уединенном маленьком селе на попечении своей матери, получавшей пенсию после смерти батюшки в размере 25 руб. в год. После ее кончины Константин 12 апреля 1907 года пришел в Яранский монастырь. 13 марта 1912 года он был зачислен в число братии. Про глухонемого послушника в 1915 году сообщалось: «хороших качеств, трудолюбив».

Пророчицкий монастырь, находившийся на самом краю Вятской земли, никогда, несмотря на свою отдаленность, не служил местом ссылки для неблагонадежного духовенства, как некоторые другие вятские обители. Напротив, в «послужных списках» насельников были только самые положительные отзывы: «душевных качеств, смирен, трудолюбив, способен к послушанию...» Единственное исключение - несколько извилистый путь рясофорного послушника Иоанна Исидоровича Колосова, происходившего из крестьян Комаровской волости Яранского уезда. В 1913 году, уже в Пантелеимоновском монастыре на Афоне, он был пострижен в монашество с именем Иоанникий, был замечен в ереси «имяславцев», после чего вынужден был покинуть Святую Гору. 24 июня 1913 года монах Иоанникий прибыл в Яранский Пророчицкий монастырь, где отрекся от ереси. Указом Вятской духовной консистории за № 26418 от 20 декабря 1913 года зачислен в братию Пророчицкой обители. В «послужном списке» его сообщалось: «Душевных качеств, трудолюбив».

В «послужных списках» многих послушников стояли пометки, какой вид труда они исполняли в монастыре. Так, послушники Дербенев и Королев были «живописцы». Им помогал Трушков - «живописец и певчий». Послушник Рыжаков был столяром, Яранцев - портным, Малков - сапожником и маляром и т.д.

Грядет скорбь великая...

За два первых десятилетия XX века Пророчицкий монастырь рос, благоустраивался, увеличивалось и число его насельников, некоторым из которых предстояло стать мучениками за веру Христову в годину гонений.

Незадолго до революции пошла молва о грядущем прославлении игумена Нила в лике святых. Обитель начала выпускать листовки, в которых ее первый игумен описывался как святой подвижник. На его могиле горела неугасимая лампада. На могилу отца Нила началось паломничество. Казалось, ничто в тихой провинции не предвещало бури, но отец Матфей предсказывал: «Грядет скорбь великая, но через нее очистится народ, переродится. На крови мучеников возрастет древо святости, от которого будут питаться многие и насытятся».

В монастырь пришел категорический приказ к 7 февраля 1919 года «очистить» его от монахов

После декрета Совнаркома РСФСР «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 20 января 1918 года советское государство пошло в решительное наступление на Православную Церковь. Особенно сильный удар был нанесен по монастырям. Положение Яранской Анно-Пророчицкой обители ухудшается. Монастырь теряет постепенно все движимое и недвижимое имущество - земли, покосы, постройки, едва сохраняя то, что имел в пределах своей ограды, но и на эту скромную, но благоустроенную территорию у новых властей уже имелись свои планы. В монастырь пришел категорический приказ к 7 февраля 1919 года «очистить» его от монахов. Игумен Геннадий всеми силами пытался уберечь имущество монастыря от воров - все, что можно было спрятать, было им укрыто в черте обители и у надежных крестьян, что впоследствии и стало причиной его гибели.

Чтобы окончательно закрыть монастырь, большевики пошли на провокацию. В феврале 1919 года в ворота обители постучался человек, попросивший крова, по документам оказавшийся офицером-белогвардейцем Петровым. Ему не было отказано. Интересно, что монахи пустили в обитель «офицера» (на самом деле это был чекист) даже без ведома настоятеля, что явствует из отчета гостя местному ЧК. Настоятель монастыря узнал о пришедшем намного позднее. «Белый офицер»-чекист вскоре дал свои показания против игумена монастыря:

«Следователю Яранского чрезвычайкома Норкину было заявлено от сотрудника № 2, который был командирован в мужской монастырь Яранский с документами белогвардейского офицера Петрова.

3 февраля 1919 года я прибыл в мужской Пророченский мужской монастырь, где я сперва познакомился с монахом Кириллом, который, познакомивший со мной и при разговоре со мной мне сообщил, что им в настоящее время живется плохо, т.к. они получили приказ, чтобы немедленно монастырь очистили к 7 февраля 1919 г., и я также сообщил, что если у вас что еще не вывезено из монастыря, то постарайтесь поскорее вывезти, и на что он согласился и на мою лошадь положил тулуп и пинжак и книги. И также познакомился с послушником, как, например, Стефан и Александр, которых я попросил, чтобы они довели до сведения игумена, что в монастыре находится белогвардейский офицер, и как только узнал архимандрит о моем пребывании в монастыре, то я был приглашен к нему, и, когда я вел беседу с игуменом, то он мне пояснил, что у них спрятаны некоторые драгоценности в монастыре, а часть из них увезены в деревни, и он также пояснил мне, Петрову, что у него заготовлено хлеба нелегальным путем 200 пудов и также заготовлено крупчатки 27 мешков, но где именно, не указал, и он в течение моей беседы с ним все время спрашивал, где находятся белогвардейцы и скоро ли они придут сюда белогвардейцы, и также пояснил, что он, игумен, скрывался в Котельничском лесу 4 месяца, но что его заставило скрываться, он так и не мог сказать, что его заставило скрываться, для меня тайна».

Вскоре после ухода «офицера» из обители в нее нагрянули чекисты. 17 февраля игумен монастыря отец Геннадий был арестован: он обвинялся в сокрытии хлеба и укрывательстве белогвардейского офицера.

Игумен Геннадий (Парфентьев) Игумен Геннадий (Парфентьев)

Как сообщают документы, дело игумена Геннадия было передано в Вятский революционный трибунал, а сам он перевезен в Вятку, где содержался в заключении до ноября 1919 года.

13 апреля 1919 года собранием прихожан церкви бывшего монастыря было составлено прошение об освобождении игумена из-под стражи. Ответа на него не последовало.

28 октября 1919 года следователь Вятской чрезвычайной комиссии вынес решающее заключение по делу архимандрита Геннадия, по-прежнему основывавшемуся на двух обвинениях - в сокрытии хлеба и в укрывательстве белогвардейского офицера. Приговор: расстрелять. 10 ноября 1919 года приговор был утвержден.

«Слушали: дело № 756 архимандрита Геннадия Панфилова (заложника), обвиняемого в скрытии хлеба 235 пудов, крупчатки 3 пудов и в укрывательстве белогвардейского офицера в течение 6 месяцев.

Постановили: применить высшую меру наказания».

Документов о приведении приговора в исполнение не найдено, или они не сохранились. Сложно представить, что в революционное лихолетье дело какого-то игумена требовало такого детального разбора и его нужно было отправлять за 200 км, - гораздо проще было решить «вопрос» на месте. И хотя по документам картина получается другая, местные жители рассказывают, что игумен Геннадий был расстрелян на территории монастыря. Перед казнью его мучили, волочили, привязав к лошади, после чего застрелили. Он был похоронен на монастырском кладбище, недалеко от могилы игумена Нила (Пилякова). Эта могила сохранилась до нашего времени.

Предполагаемое место погребения архимандрита Геннадия
Предполагаемое место погребения архимандрита Геннадия

В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря располагался эвакуированный в тыл детский дом. По приказу его директора монастырские надгробия были разбиты и вывезены в лес. Тогда же впервые пытались раскопать предполагаемую могилу отца Геннадия в надежде найти золотой игуменский крест, с которым, как говорили, был похоронен мученик. Впоследствии подобное гробокопательство повторилось в 1970-е годы. Однако каждый раз гробокопатели натыкались на кирпичную кладку, которая не дала безбожникам добраться до захоронения отца Геннадия.

Игумен Геннадий стал первым в синодике Вятских новомучеников среди монашествующих. Всего, по данным Книги памяти жертв политических репрессий, с 1918 по 1953 годы в Вятском крае было репрессировано 8 архиепископов и епископов и 83 монаха и монахини. В настоящий момент ведется работа по прославлению отца Геннадия в списке Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Параллельно с арестом отца настоятеля прошло и закрытие обители. Незадолго до закрытия монастыря монах Макарий писал в частном письме:

«Мы, наверно, скоро разойдемся все, как и вы, по разным сторонам, так как монастырь наш прикрывается. Через недельку, наверное, никого не будет, молодых послушников берут на службу, церковь прикрывают, и не знаем, куда идти, на все Господня воля. Ну что поделаешь. Делать нечего!»

После закрытия монастыря в 1919 году монахи и послушники вынуждены были разойтись, кто куда мог. Так, отец Матфей с несколькими братиями удалился на бывшую монастырскую пасеку около с. Большая Рудка Шарангской волости Яранского уезда. Места эти ранее принадлежали купцам Беляевым и были переданы монастырю вдовою. В благополучные годы монахи здесь держали пасеку. Впоследствии, после того как большевики отобрали у монахов и эту землю, а дачу разграбили, отец Матфей нашел пристанище в деревне Ершово, в которой и прожил до своей кончины.

«Опытное поле»

В монастыре было учреждено хозяйство имени Карла Маркса

14 марта 1919 года на базе монастыря было учреждено хозяйство имени Карла Маркса, позднее известное как «Опытное поле». Оставшись только в стенах церкви, монахи с болью наблюдали, как разрушается некогда возводимая ими с любовью обитель. Из-за бесхозяйственности монастырские постройки приходили в негодность, территория захламлялась. В запустение пришли фруктово-ягодный сад и кедровая роща. Монастырская стена была разобрана. Кирпич, ранее заготовленный для строительства нового храма, был разворован...

Игумен Афанасий (Мухачев) Игумен Афанасий (Мухачев)

От всего монастыря верующим был оставлен храм, в отношении которого также рассматривался вопрос о закрытии. В 1922 году местные коммунисты смогли осуществить свое заветное желание: монастырская церковь была ограблена ими в ходе кампании по изъятию церковных ценностей.

Тем не менее при храме осталось жить 6 монахов во главе с бывшим благочинным обители иеромонахом Афанасием (Мухачевым). Монахи зарегистрировали себя как товарищество «Опытное поле» и продолжали жить монашескою жизнью, ютясь при храме. Со временем община выросла. В 1925 году совхоз сдал в аренду монахам бывший монастырский дом. Это позволило разместить там часть общины - 10 монахов, а также давать ночлег богомольцам, приходящим издалека. К этому времени отец Афанасий был возведен в сан игумена.

Архимандрит Иоасаф (Сычев) Архимандрит Иоасаф (Сычев)

При игуменстве отца Афанасия в обитель вновь потянулись богомольцы, что не могло понравиться властям. Сохранились воспоминания о том, что отец настоятель, совершая поездки по деревням, учил, а возможно, приводил слова преподобного Матфея Яранского, который тогда ушел в уединение в деревне Беляево. Например, известно его пророчество о великой войне и падении советской власти. Все это давало прекрасный предлог для окончательного закрытия монастыря и репрессий против последних насельников обители. След большинства из них теряется в обвинениях по статье 58-10 УК РСФСР «участник Вятского филиала контрреволюционной монархической церковной организации ИПЦ». В 1929 году Пророчицкий монастырь был закрыт повторно, теперь уже навсегда, но в эти трудные годы обитель воспитала многих молитвенников.

Игумен Паисий (Панов) Игумен Паисий (Панов)

Ярким примером являются биографии последних насельников обители архимандрита Иоасафа (Сычева) и игумена Паисия (Панова), которые, пройдя годы сталинских лагерей, сумели не только выжить, но и до самой кончины остаться светильниками веры на Вятской земле. Сам игумен Афанасий, вероятно, погиб в лагере в годы последнего заключения.

В середине 1930-х годов с Анно-Пророчицкой церкви сняли кресты. Какое-то время в ней держали арестантов. Была здесь и начальная школа. 9 мая 1945 года церковь обрушилась. С 1958 года на территории обители действовал колхоз «Путь Ленина».

20 мая 2018 года сгорел бывший монастырский корпус, в котором располагалась келья преподобного Матфея Яранского. Постепенно ветшают и остальные сохранившиеся до нас здания монастыря.

Как маленький росток покаяния, на месте заложенного под каменный храм основания в 2016 году была воздвигнута небольшая деревянная церковь во имя преподобного Матфея Яранского, Чудотворца, пока что единственного прославленного в лике святых насельника монастыря.

Храм во имя преподобного Матфея Яранского в местечке Опытное поле на месте Анно-Пророчицкого монастыря
Храм во имя преподобного Матфея Яранского в местечке Опытное поле на месте Анно-Пророчицкого монастыря

Хочется верить, что история Яранского Анно-Пророчицкого монастыря когда-нибудь получит продолжение. Но это должно явить собой покаяние современников, положенное на пролитую кровь мучеников и исповедников этой дивной обители.

Священник Алексий Веретельников

Литература:
  1. Дождикова Е. Яранский Пророчицкий мужской монастырь // Наш край. 2004. № 7 // http://olnd.ru/07/09_mon.html.
  2. Козак Д.М. Яранский Свято-Пророчецкий монастырь // http://urzhum-uezd.ortox.ru/vjatskie_monastyri_nachala_20_veka/view/id/1187394.
  3. Козак Д.М. Яранский Пророчецкий монастырь: возрождение // http://urzhum-uezd.ortox.ru/zhivojj_is oricheskijj_zhurnal._2015_2017_gg./view/id/1192225.
  4. Ошаев В. История Яранского Анно-Пророчицкого монастыря. Яранск: Яранская епархия РПЦ, 2015.

Православие. Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексий Веретельников
Все статьи Священник Алексий Веретельников
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09