«Газпром» подал апелляцию на решение Стокгольмского арбитража по спору с «Нафтогазом» о транзите российского газа через территорию Украины. Как передаёт агентство «Интерфакс» со ссылкой на заявление российской компании, апелляция была подана 29 марта в апелляционный суд округа Свеа (Швеция).
Отмечается, что основанием для подачи ходатайства являются «существенные процессуальные нарушения, допущенные арбитрами при вынесении этого решения».
Напомним, решение по спору между «Газпромом» и «Нафтогазом» арбитраж Торговой палаты Стокгольма вынес 28 февраля 2018 года.
Арбитры тогда частично удовлетворили требования «Нафтогаза», постановив, что «Газпром» должен заплатить украинской компании 4,63 миллиарда долларов за недопоставку газа по транзитному договору. До этого арбитраж обязал «незалежную» выплатить «Газпрому» 2 миллиарда долларов за уже поставленный газ, а также проценты за просрочку. Таким образом, «Газпром» остался должен «Нафтогазу» около 2,6 миллиарда долларов.
В «Газпроме» не согласны с решением Стокгольмского арбитража, обвиняя его в нарушении норм шведского права, регулирующего контракт с «Нафтогазом». В «Газпроме» пообещали защищать свои права «всеми способами», которые не будут противоречить законодательству.
В Киеве, со своей стороны, утверждают, что промедление с выплатой установленного Стокгольмским арбитражным судом долга, увеличивает его на 0,5 миллиона долларов ежедневно в виде пени.
Что особенно интересно, «Газпром», согласно заявлению зампреда правления российского газового гиганта Андрея Круглова, отразит в финансовой отчетности за 2017 год сумму почти в 2,6 миллиарда долларов, зарезервированную для выплаты «Нафтогазу Украины» по решению Стокгольмского арбитража. Об этом Круглов сообщил в четверг, 29 марта.
При этом он не ответил прямо на вопрос, выплатит ли «Газпром» «Нафтогазу» эту сумму. «Сейчас мы подали апелляцию в верховный шведский суд. Подождем решения», - отметил топ-менеджер.
Тем не менее, получается, что «Газпром» уже как бы признал необходимость выплатить присуждённые Стокгольмским арбитражем деньги? Но для чего тогда тянуть волынку, зная, что ежедневно «капают» пени размером 500 тысяч долларов?
- «Газпром» в своей отчётности просто обязан указывать все принятые по отношению к нему решения всевозможными органами государственной власти, а также решения тех судов, верховенство которых он признаёт, - говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. - На сегодня мы видим, что решение Стокгольмского арбитража - это факт, от которого невозможно отвернуться. Хотя бы потому, что при заключении договора о транзите газа с украинским «Нафтогазом» в своё время обе компании обязались признавать решения этого суда.
Это решение пока не отменено ни какой иной инстанцией. Именно поэтому «Газпром» внёс его в свою отчётность.
«СП»: - Но деньги пока не собирается выплачивать?
- Точно сказать трудно, поскольку подана апелляция. В любом случае, как только будет новое судебное решение, «Газпром» в своих документах отобразит новую реальность.
Правда, я не исключаю, что до решения по апелляции «Газпром» полностью или частично выплатит часть присуждённой Стокгольмским арбитражем суммы. А потом, если всё же новое судебное решение будет в пользу «Газпрома», деньги можно будет потребовать от «Нафтогаза» обратно. Или же «Газпром» пойдёт по пути самого «Нафтогаза», который не платил больше двух миллиардов долларов, дожидаясь решения Стокгольмского арбитража в свою пользу. И дождался. Но сейчас есть риск, что Киев будет подавать иски в международные суды, чтобы арестовывать имущество «Газпрома» на территории Европы. Поскольку формально по всем юридическим нормам «Газпром» должен выплатить «Нафтогазу» 2,6 миллиарда долларов.
Я думаю, что в российской компании осознают риск потерять свои активы в Европе. Поэтому всё же вероятнее, что сначала «Газпром» выплатит присуждённую сумму или хотя бы часть её.
«СП»: - Частичная выплата долга снимет с «Газпрома» пени полмиллиона долларов в сутки?
- Нет, полностью не снимет. Скорей всего, здесь будет такая история: часть суммы, которую выплатит «Газпром» зачтётся как погашение пени. Другая часть - пойдёт на частичное погашение основного долга. И пени будут начислять уже от той суммы долга, что останется невыплаченной. То есть - они немного уменьшатся. Но главный смысл этой операции в том, что «Газпром» покажет, что он выполняет решение Стокгольмского арбитража. И поэтому не надо арестовывать его имущества в Европе. Это такой аргумент для судей.
«СП»: - Судьба «Северного потока-2» долгое время находится под вопросом. Как вести себя «Газпрому», если Украина начнёт вести себя неадекватно, например, в разы завышать цены на транзит газа через свою территорию? Ведь в любом случае в Евросоюзе снова заведут песню о том, как большая Россия с её газовым гигантом шантажирует «маленькую, но гордую Украину».
- Я думаю, что в спорах с Украиной «Газпрому» надо максимально привлекать третью сторону в качестве посредников - европейских потребителей. По сути, это уже началось. Одновременно с обсуждением расторжения предыдущего договора с «Нафтогазом» в Стокгольме, идёт подготовка трёхсторонней встречи на министерском уровне. Мы знаем, что министр энергетики России Александр Новак созванивался с еврокомиссаром по вопросам энергетики Марошем Шевчовичем. Диалог идёт. Чем больше мы будем привлекать европейцев, тем сложнее Украине будет выдвигать неадекватные условия «Газпрому».
Действительно, уже сейчас, если говорить о тарифах на транзит газа, то через Украину - самый невыгодный участок для «Газпрома». Транзитные ставки и так велики, а «Нафтогаз» постоянно грозится их ещё задрать. Понятно, что денег в украинском бюджете всё меньше, и они пытаются содрать как можно больше там, где ещё есть шанс. Режим Порошенко сам, похоже, не верит, что в долгосрочной перспективе Украина сможет стать нормальным ответственным транзитёром, имея свой адекватный доход от этого. Логика их понятна. Они уже сами себя убедили, что Россия враг, а значит, не зазорно бить её рублём, накручивая цены за транзит. Но если европейские посредники поймут, что ситуация именно такая, они могут несколько урезонить Киев.
«СП»: - Вы думаете, в Брюсселе до сих пор не понимают, что происходит с газовым транзитом через Украину?
- Я думаю, что те, кто глубоко погружается в проблематику, всё прекрасно видят и понимают. Тот же самый Шефчович. Но в основном европейские политики мыслят и действуют, исходя из шаблона: Россия всячески обижает Украину. В частности, глава МИД ЕС Могерини заявила, что поддерживает в споре «Газпрома» и «Нафтогаза» Украину. И «Северный поток-2» неправильный и т. д. Но как раз от Шефчовича, погрузившегося в проблематику, мы этого не слышим. Поскольку на переговорах, начиная с 2014 года, он не раз слышал неадекватные требования Киева о том, что тарифы на транзит должны быть повышены в разы, а стоимость российского газа опять же в разы снижена. То есть на уровне европейских компаний и специалистов по газу все всё прекрасно понимают. А вот на уровне руководства ЕС европейцы не особо утруждают себя тем, чтобы вникнуть в российско-украинские газовые и не только газовые отношения.
«СП»: - Может быть, логика брюссельских чиновников проста: украинская экономика дышит на ладан и часть расходов на её поддержание так или иначе надо возложить на Россию?
- Да, в какой-то мере и этот мотив есть. Вот поэтому до Брюсселя и надо доносить, что они и сами себя подвергают рискам. Газотранспортная система Украины всё менее надёжна. Радикалы в стране чувствуют себя безнаказанно. За взрыв опор электропередач, ведущих в Крым, так никто и не ответил. А это значит, что при определённой ситуации кому-то взбредёт в голову взорвать и газопровод в Европу.
Пока в Европе это всё не берут в расчёт, действуют из сиюминутных интересов, убедив себя, что таким образом «сдерживают Россию».
«СП»: - А нельзя ли как-то при разборе апелляции «Газпрома» напомнить, что Украина так и не возвращает России 3 миллиарда долларов, которые Киев взял взаймы ещё при Януковиче?
- Всё-таки Стокгольмский арбитраж разбирает спор двух компаний. А то, о чём вы говорите, это госдолг, то есть разные вещи. Я вижу только одну комбинацию в данном случае. Если «Газпром» отдаёт «Нафтогазу» 2,6 миллиарда долларов, у нас появится аргумент: вот вы говорили, что у вас нет денег на выплату нашего долга. Мы вам их перевели, так что давайте выплачивайте эти без малого 3 миллиарда долларов.