О Киево-Печерской Лавре: к 30-летию возрождения монашеской жизни
Мне посчастливилось посетить Киево-Печерскую Лавру в разные этапы ее жизни.
В 1974-ом году я прибыл в Киев как член делегации Иерусалимского Патриархата в ответ на визит в Иерусалим Патриарха Пимена (1910 - + 1990). Мы посетили Лавру - как музей. Душу охватывала боль, что такое святое место, где чувствовалась благодать подвижников - Печерских преподобных, оставалось без богослужений и монашеской жизни.
Конечно, в таких святых местах никогда не оскудевает благодать Божия, поэтому верующие люди не должны терять надежды или сомневаться в их возрождении. Даже когда эти святые места являются объектами гонений, всегда нужно надеяться и верить, что будет лучшее время, более приятное...
В 1988-ом году мы приезжали в Киев с Патриархом Диодором (1923 - +2000). Это было первое посещение Киева для Иерусалимского Патриарха, и мне приходилось исполнять роль гида, поскольку я лучше других делегатов знал эти края. Я рассказывал Патриарху Диодору о Лавре и он был очень тронут.
Советская власть в это время разрешила возобновить церковную жизнь в обители. Это произошло по милости Божией и по требованию Церкви. Так сложилось, что именно Патриарх Диодор возглавлял первое Патриаршее богослужение в Киево-Печерской Лавре. Служба совершалась под открытым небом возле Дальних пещер, чувствовалось, что кроме окружавших нас архиереев, духовенства и верующих, присутствовали там печерские святые угодники.
Я с трепетом вспоминаю это событие, которое было потрясающим духовным опытом! Моим глазам открылось чудо Божие! Кто мог ожидать во времена Советского Союза, когда все еще помнили слова Н.Хрущева «Обещаю, вскоре мы покажем последнего священника по телевизору!», что будет возрождение Лавры и многих других монастырей и церквей. Это великое дело!
Таким образом, Патриарх Диодор своим служением в Киево-Печерской Лавре, своим присутствием поставил как будто печать на новой, духовной жизни Лавры. И я глубоко тронут, что ныне мне вновь посчастливилось участвовать в праздновании 30-летия возрождения монашества в Киево-Печерской Лавре. Я расцениваю это как особое благословение для меня. Это историческое событие не только для Украинской Церкви, но и для Иерусалимской Церкви.
Читайте також: Ієрарх Єрусалимської Церкви та священнослужителі УПЦ - про «друге Хрещення Русі» (відео)
Нельзя забывать, что Иерусалимские Патриархи играли важную роль в утверждении Православия в Украине. Когда Украина была под властью Польши, здесь имело сильное распространение униатство. Но Иерусалимский Патриарх Феофан III (1608 -+1644), защищая Православие, тайно рукополагал украинских архиереев, дабы возобновить иерархию и утвердить Православие в Украине. Этот святитель достоин прославления в лике святых. Иерусалимская Церковь не чужда Украине. Можно с уверенностью сказать: Иерусалимские Патриархи часто являлись духовными руководителями Православной Церкви в Украине.
Теперь вы можете представить, какие чувства переполняли мою душу и с каким духовным подъемом я служил на Божественной литургии 23 июля 2018 года в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры.
После визита в Киев в 1988-ом году мне нечасто доводилось посещать Лавру. Сегодня могу свидетельствовать о том большом возрождении Лавры, можно сказать, что это процесс от тьмы - к свету. Это колоссальная работа братии, нынешнего наместника митрополита Павла. Произошли изменения не только внешние, но и в духовной жизни. После открытия Лавры здесь подвизалось немногочисленное братство, а сейчас это - 220 монахов. Духовная жизнь в обители возродилась - и теперь добавляются новые и новые братия, которые молятся за мир во всем мире и в Украине в частности.Каждый паломник, в том числе и я, посещая Лавру, обращаемся к святым затворникам и мученикам Печерским с молитвами о заступничестве в трудностях. Особенно почитаемы мною, естественно, основатель обители прп. Антоний и прп. Варлаам, первый игумен Киево-Печерской Лавры, который посещал Иерусалим и привез сюда благословение Святой Земли. Также среди многочисленных киево-печерских преподобных мне близок святой Агапит, который являлся безмездным целителем и врачом.
О паломничестве на Святую Землю: что не упустить
Для каждого православного паломничество - это пятое Евангелие. Потому что то, о чем человек слышит во время Богослужения или читает в Евангелии, на Святой Земле может потрогать. Если христианин прикасается к святыням и видит своими глазами святые места, связанные с Господом, то ощущает особую благодать и утверждается в вере. Но это не значит, что для обретения крепкой веры обязательно посещать Святую Землю. Если человек живет со Христом, то может одним лишь духовным взором охватить все святые места.
Конечно, не у каждого паломника такая глубокая вера, которая позволяет избегнуть всех искушений и соблазнов во время паломничества. Поэтому паломник должен сосредоточиться на спасительных делах Господа и ощутить, что Господь Бог воплотился для нашего спасения.
О Патриархе Иерусалимском Диодоре и его трудах по преодолению разделений в Церкви
Я прожил рядом с Патриархом Диодором 21 год. Утром, днем, вечером мы трудились и молились бок о бок. По моему скромному мнению, Патриарх Диодор был утверждением Православной веры, и это он доказывал своими действиями и словами. Патриарх стремился к тому, чтобы все Православные Церкви были едины. Иногда он задавался вопросом: «Как мы, православные христиане, можем иметь диалог с иноверцами, и в то же время не ищем путей единения между православными?». Патриарх, к примеру, иногда принимал у себя и беседовал со старостильниками Греции, и он с любовью старался им объяснить важность каноничности и единства Церкви. Патриарх Диодор с любовью относился ко всем православным!
Результатом его желания видеть единство Православной Церкви было его предложение всем православным предстоятелям собраться вместе и обсудить актуальные вопросы вселенского православия. В основе первой встречи Глав Православных Церквей, которая произошла в Константинополе в 1992 году, лежала инициатива Иерусалимского Патриарха Диодора. Я лично помню, что во всех его визитах к православным предстоятелям Поместных Церквей он подчеркивал важность таких встреч. Он был сторонником диалога, но чтобы диалог имел какой-то разумный процесс. Например, причина, которая побудила его прекратить диалог с инославными церквями, это введение женского священства в Англиканской церкви и неприемлемые для православия вопросы, стоявшие перед Всемирным советом церквей. Например, там решали, есть ли Бог женского или мужского рода и тому подобное.
О расколе в Украине и главном условии объединения украинского Православия
Православная Церковь всегда молится за объединение всех. Это является заповедью Господа, чтобы были все едины. Если мы - православные, то не должны оскудевать в своих стараниях приблизиться друг к другу и быть едиными. Но, согласно заповеди Христа, на это должна быть и человеческая воля.
Что касается раскола в Украине, то это печальное событие. Относительно объединения слышны разные сценарии. В Украине Православная Церковь достойно несет свое служение под омофором Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, которого все Православные Церкви признают и имеют с ним литургическое общение. Его духовность и любовь к молитве и Церкви являются теми факторами, которые помогут объединению православных Украины. Он должен продолжать такую свою миссию и быть открытым для всех, кто хочет объединиться.
Несомненно, что объединению Православной Церкви в Украине все будут рады. При условии, что это будет объединение каноническим. А вопрос каноничности относится к компетенции всеправославной Церкви, которая на протяжении веков выработала соответствующие каноны, утвержденные Вселенскими Соборами Церкви.
К объединению нужно подходить со смирением, имея целью лишь добро Церкви и не думать о личных выгодах. Сегодняшний мир полон соблазнов. Поэтому условием для объединения должны быть любовь к Церкви, смирение и исключение личных интересов и стремления к власти.
Из церковной истории мы имеем опыт, что государственные службы могущественны и могут осуществлять все, что им заблагорассудится, как это было во времена Советского Союза. Власть тогда думала, что правильное решение - закрыть все церкви, изгнать и убить сотни священнослужителей, архиереев и простых верующих. Но это не значит, что это было правильно. Прошло время, и история осудила их действия. Важно понимать, что государство преследует свои интересы, которые меняются со временем, под влиянием обстоятельств. Но Церковь живет своей жизнью, имеет собственное духовное направление, которое неизменно никакими мирскими обстоятельствами и условиями.
О заявлениях в СМИ о том, что якобы Поместные Церкви игнорируют торжества УПЦ
Как можно говорить о том, что Поместные Церкви игнорируют 30-летие возрождения монашеской жизни в Киево-Печерской Лавре и 1030-летие Крещения Руси? Ведь на них участвуют официальные представители Поместных Церквей. Мое участие на торжествах возрождения Лавры проходит по благословению Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила. Также на празднование 1030-летия Крещения Киевской Руси приезжает другой архиерей из Иерусалима - архиепископ Иорданский Феофилакт, глава Церковного суда, ответственный за всемирное святое место для христиан - Вифлеемскую пещеру и базилику храма Рождества Христова, он представитель Патриарха в Вифлееме и член Синода. Как я знаю, приехали представители и других Поместных Церквей.
Любой клирик, если он имеет официальное полномочия от главы Поместной Православной Церкви или ее Синода участвовать на мероприятии той или иной Поместной Церкви, то в его лице присутствует и вся Поместная Церковь. Из истории мы знаем, что на Вселенских Соборах могли представлять Поместную Церковь не только архиереи, но священники и диаконы. Сан представителя не имеет значения, главное, что он официально уполномочен представлять Поместную Церковь.
Читайте також: Представники Помісних Церков розповіли про свої враження від участі у Великому Хресному Ході УПЦ
Пожелания верным УПЦ
Соблазнов много в мире от лжебратий, как говорит св. Апостол Павел. Диавол старается всячески свернуть верующих с пути Истины. Верующим необходимо доверять своему священноначалию и следовать за ним, подражать в духовной жизни и спасаться послушанием. Необходимо следовать за истинными пастырями канонической Церкви и слушать их наставления. Доверяя нашему священноначалию, нашим духовным наставникам, мы достигнем нашего спасения.
Беседу вели Сергей Шумило, директор Международного института афонского наследия иВалентина Гордийчук, Информационно-просветительский отдел УПЦ
Информационно-просветительский отдел УПЦ