«Жить по примеру отцов...»

0
422
Время на чтение 11 минут

Митрополит Липецкий и Задонский Никон ответил на вопросы портала «Монастырский вестник» Синодального отдела по монастырям и монашеству.

- Вы прошли большой и сложный путь, став монахом еще в советские годы, окормлялись у духоносных старцев, были свидетелем возрождения духовной жизни на постсоветском пространстве. Расскажите, пожалуйста, какими запомнились Вам монахи того времени, у которых Вы сами учились монашеству?

- Первой моей наставницей была схимонахиня Антония (Овечкина). Физически немощная, матушка была настоящим гигантом духа. Перед ее молитвой и жертвенной любовью отступала даже сатанинская сила. Духовно недугующие люди шли к ней за помощью нескончаемым потоком. Сидя в инвалидной колясочке, матушка возлагала Евангелие на головы страждущих, стоявших вокруг нее на коленях, и молилась о них. Она стремилась помочь каждому, не жалея себя: исцеляла, изгоняла бесов, приводила страждущих к покаянию, учила молиться, бороться с грехами и страстями. Благодаря ее молитвам и действительно евангельскому содержанию жизни многие обретали крепкую веру.

Важнейшем из событий в моей жизни стала встреча с митрополитом Зиновием (Мажугой) и схиархимандритом Виталием (Сидоренко). Они были удивительными старцами - «послушниками Христовыми» в самом глубоком понимании этих слов. Владыка Зиновий и отец Виталий шли путем жертвенной любви: несения болезней и страданий ради того, чтобы укрепить своих чад на пути послушания Богу. Для нас они стали живым примером истинного монашества.

Сегодня о них написаны книги, опубликованы воспоминания духовных чад. Владыка Зиновий прославлен в лике святых. И многие люди, не знавшие их прежде, обращаясь к ним в молитвах, получают утешение и благодатную помощь.

- Владыка, а видите ли Вы сегодня в монашеской среде подвижников, которые так же любили бы Бога и, неся свои послушания, хотели бы отдать Господу все свои силы, как Ваши духовные наставники?

- Такие подвижники есть. По их молитвам Отец Небесный милует нас, продляет время на покаяние. Как в Ветхом Завете Господь пощадил Израиль ради семи тысяч мужей, сохранивших верность Ему (3 Цар. 19:18), так и наш мир стоит пока есть ходатаи за него.

Но есть и те, которые ведут внешне подвижническую жизнь, но не стяжали плодов духа (см. Гал. 5:22). И стоит только где-то задеть их самолюбие, как все их «благодушие» тут же испаряется. Поэтому надо очень внимательно относиться к прохождению иноческого пути, чтобы внешние подвиги и достижения способствовали очищению сердца от страстей, а не самопревозношению.

- Ваше Высокопреосвященство, Вы стояли у истоков возрождения Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, прославленного трудами великого подвижника и чудотворца святителя Тихона Задонского. Несомненно, это требовало огромной как физической, так и духовной отдачи. Поделитесь, пожалуйста, в каких условиях начиналось созидание монастырской жизни?

- В советское время монастырь был передан овощесушильному заводу Грязинского пищекомбината, кроме того, часть зданий занимали районный больничный комплекс и женское общежитие культпросветучилища.

Когда в 1990 году обитель передали Церкви, владыка Мефодий, митрополит Воронежский и Липецкий, благословил мне взять на себя труды по его восстановлению.

Впервые переступив порог монастыря, я увидел жуткую картину: собор был огорожен забитыми в асфальт металлическими кольями с натянутой на них панцирной сеткой. Внутри Владимирского собора - разруха. Другие монастырские храмы представляли собой еще более печальную картину.

Ограда монастыря была полностью разрушена, коммуникации сгнили, территория невероятно захламлена. Во дворе - шум, гам, сквернословие.

Для нашего жилья было отведено всего три комнаты в здании разрушенной колокольни. Мы отгородили в коридоре уголок - получилась кухня, здесь же трапезная.

В таких условиях надо было полагать начало: и строить, и служить, и общину собирать. Конечно, хотелось, чтобы монастырь стал образцовым, как прежде: многочисленная братия, полноценные службы, красивые облачения, ухоженные здания... Но важнейшей задачей было возродить духовную жизнь.

- С чего Вы решили начать?

- Первые годы я ждал и молился, чтобы Господь из многочисленных паломников, которые тогда потянулись в обитель, выделил и сплотил тех, кто сможет проникнуться духом любви, пример которой оставил нам и сам святитель Тихон, и наши старцы: отец Виталий и владыка Зиновий. Было понятно, что, пока не соберутся здесь единодушные люди, готовые и душу свою положить за Христа и за наш монастырь, будет очень сложно созидать полноценную духовную жизнь.

Следуя святоотеческой традиции, мы старались помогать каждому приходящему своей любовью, примером, трудолюбием, чтобы стало понятно - на пути к Богу надо трудиться во всем: и на послушаниях, и в молитве, - без ропота, недовольства, стремясь к восприятию христианского, а потом и монашеского духа. А для этого нужно понуждать, дисциплинировать себя, свою свободу.

Полагая начало возрождению монастыря, я обо всем подробно расспрашивал отца Виталия. Мне хотелось, чтобы любые наши начинания освящались его молитвой и благословением, и все, кто ищет спасения в стенах Задонской обители, шли бы ко Христу тем святоотеческим путем, на который наставлял нас наш старец: путем благодарения Бога, милосердия, жертвенной любви, покрывающей грехи, недостатки и тяготы ближних.

С самых первых дней устроения иноческой жизни в стенах Задонской обители было заведено, что каждый из его насельников мог обратиться ко мне лично по любому вопросу практически в любое время дня и ночи.

- Владыка, а как устраивалась внешняя жизнь насельников, чтобы соответствовать внутренней сути иночества?

- С первыми насельниками (а их было человек восемь) мы начали собираться в храме к шести часам. Читались утренние молитвы, полунощница, акафист Владимирской иконе Божией Матери, покрову и заступлению Которой мы вручали себя. Затем все расходились на послушания, а мне приходилось ездить по разным организациям добывать продукты, строительные материалы и все необходимое для того, чтобы прокормить и одеть братию, положить начало строительным и реставрационным работам. По возвращении в обитель старался уделить каждому время: побеседовать, поисповедовать, пройти по всем «послушаниям», чтобы подбодрить, утешить, укрепить насельников, которые трудились не покладая рук. Стремился также быть с братией на общих послушаниях: разгрузке стройматериалов, уборке урожая и других. В недолгие минуты отдыха мы утешались пением духовных кантов на крылечке нашего небольшого жилища. 

Завершался день также молитвой. После вечернего правила все подходили ко кресту, прикладывались к иконам и расходились по кельям.

...Конечно, было очень трудно поднимать монастырь из руин, заново созидать в его стенах духовную жизнь, но в то же время была и большая радость от сознания того, что Господь сподобил нас потрудиться в возрождении святыни. Воспоминания о тех днях до сих пор отзываются в сердце светлой радостью.

- Можете ли отметить какое-то особо значимое событие того времени?

Особо утешительное событие произошло 26 августа 1991 года: вернулся небесный покровитель нашего монастыря - святитель Тихон Задонский. Вернулся своими мощами в разоренную обитель, чтобы снова воскресить ее к жизни. Сложно описать словами тот духовный подъем, который с этого дня сопутствовал всем труждающимся в монастыре. Казалось, стало легче дышать, легче служить, рассеялась гнетущая обстановка, а неудобства внутренней и внешней монастырской жизни воспринимались уже совсем по-иному. Благодать Божия покрывала всех...

- Владыка, расскажите, пожалуйста, немного о сегодняшних днях Задонской обители.

- Сегодня в нашем уже возрожденном монастыре появилось значительно больше тех людей, которые многими трудами и молитвами с самоотречением устремились к прохождению иноческого пути. Своим служением они стремятся быть верными послушниками Христу, ежедневно отдавая частичку своей души на созидание святой обители, ее духовной жизни и душ наших ближних.

Среди паломников приезжает все больше людей, которые желают не только помолиться в благодатном месте, поклониться мощам святителя Тихона, но и потрудиться здесь во славу Божию.

Вероятно, их привлекает и то, что в нашем монастыре имеют возможность получать духовное окормление не только насельники, но желающие вести внимательную духовную жизнь из мирян.

Наиболее важным послушаниями остаются богослужебная жизнь и молитвенное делание. В монастыре ежедневно совершаются утренние молитвы, полунощница, Божественная литургия, всенощное бдение, молебны с акафистом перед мощами святителя Тихона Задонского, читается неусыпаемая Псалтирь.

Келейное правило определяется каждому из насельников, согласно его внутреннему устроению и телесным силам. Но монах должен совершать не только келейное правило, - а учиться непрестанной молитве. Допустим, если я иду по грибы для нужд монастырской трапезной, то по дороге читаю Иисусову молитву. Так же советую поступать и нашей братии при несении послушаний.

А послушания могут быть самыми разными: у мощей святителя Тихона, на клиросе, в просфорне, в свечных лавках.

Немало послушаний связано с благоустроением обители, нуждами ее насельников: стройка (сейчас в монастыре строится новая гостиница для паломников), пилорама, монастырские поля и огороды, пасека, трапезная, мастерские, типография и другие. Все послушания благословляются с учетом духовной пользы, которую насельники могут получить, исполняя их со страхом Божиим и молитвой.

- Владыка, посоветуйте, пожалуйста, как сохранять внутренний мир и молитву, исполняя послушания, на которых общение с людьми является неотъемлемой составляющей.

- Внутренний мир и молитва хранятся чистой совестью, жертвенной любовью и доверием Промыслу Божию. Такой жизненный завет нам оставили наши старцы. Матушка Антония, например, всегда была окружена людьми. Она не знала покоя ни днем, ни ночью: в ее келье на полу ночевали страждущие, больные и бесноватые. Но она никогда не роптала, не раздражалась. Несмотря на сильнейшую физическую боль, матушка никому не отказывала в помощи, никого не упрекала. За каждого, кто приходил, она полагала всю свою душу, просила Господа, чтобы он дал ей понести их тяготу.

Старцы стремились послужить каждому человеку как Самому Христу, поэтому в любых обстоятельствах они сохраняли внутренний мир и молитву. «Мне везде рай!» - отвечал отец Виталий на все сетования о трудностях жизни, а тяготы старцы несли - не в пример нам.

- Ваше Высокопреосвященство, Вы отметили, важность духовного окормления в иноческой жизни. Посоветуйте, пожалуйста, начинающим нести послушание духовничества: что важно учитывать в беседах с насельниками?

- Понимать, что в духовной жизни не бывает мелочей; стараться направлять беседы на воспитание любви, жертвенности и внутренней свободы человека. Ведь жизнь во Христе - это школа, а цель обучения - познать Бога и в этом познании перерасти себя: научиться отрешаться своих желаний и разумений, научиться владеть собой, своей свободой, - то есть стать полноценной личностью, способной прожить свою жизнь, как того ожидает Господь: свидетельствуя умом, желанием и волей евангельскую Истину.

- Владыка, как Вы видите, насколько в этом плане содействуют вставшим на иноческий путь монашеские конференции, которые организует Синодальный отдел по монастырям и монашеству?

- Говоря о пользе таких встреч, надо отметить, что в настоящее время монастыри переживают период небывалого строительства. Но здесь встает важный вопрос: как сплотить ее насельников, чтобы они шли к Богу единой благодарной душой, единой семьей, учитывая, что в монастырь зачастую приходят люди, имеющие разные возраст, характер, воспитание, образование, неодинаковые жизненные установки и нравственные ориентиры?

Монашеские конференции дают возможность сообща выявлять современные проблемы, характерные для иноческой жизни, делиться опытом их решения; воодушевляют примером жизни подвижников, подвизавшихся в других обителях.

- Какие наиболее важные задачи стоят сегодня перед насельниками монастырей? Какие проблемы предстоит, на Ваш взгляд, решать современным монахам?

- Научиться правильно - в духе святоотеческого учения - воспринимать монашество как сораспятие Христу. Но, к сожалению, не всех приводит в монастырь желание стать послушником Господу, последовать за Ним и научиться от Него. Люди приходят в монастырь и по другим причинам: одни - от неизбежности, другие - не могут найти себя в жизни, третьи - из любопытства, четвертые - за тщеславными подвигами...

Изначально усвоенная ложная установка, приводит к тому, что человек, поступивший в монастырь в поиске более легкой жизни, очень быстро теряет ревность, начинает скучать на богослужениях, на послушаниях. Духовный подъем сменяется разочарованием и недоумением. Вдруг выясняется, что обитель не соответствует его внутренним требованиям. Потом он приходит к выводу, что и здешние монахи не соответствуют его представлению об идеале. И если человек начнет доверять своим ошибочным мнениям, скрывать их от духовника, то такие заблуждения могут увести его с прежде избранного пути.

Еще одна ложная стезя - идти в монастырь в поисках старцев. Такие люди ищут спасения в авторитетах человеческих, но забывают о Боге.

Важно помнить, что, замкнувшись на доверии только себе, не имея даже навыка к послушанию, духовно преуспеть невозможно, а в погоне за святостью, старцами, подвигами и чудесами можно легко повредить рассудок.

Поэтому я всегда в беседах с насельниками обращал внимание на то, что главное для всех нас - это послушание заповедям Христовым через послушание духовнику. Через отречение своей воли человек начинает меняться, укрепляться в вере и доверии Промыслу Божию. Говорил о том, что мы здесь не старцы, мы - простые монахи, иеромонахи... Но стремимся жить по примеру наших отцов, которые и старцами себя не считали, но были истинными послушниками Христа.

Желающим подвизаться в иночестве, важно понять, что монастырь для монаха - это поле сугубой духовной брани, а не место санаторного отдыха. «Дай кровь, - прими дух», - учат святые отцы. Конечно, это болезненно для нашего ветхого человека, но иного пути стяжать благодать Святого Духа не существует.

- Владыка, а почему у современных людей зачастую формируется довольно поверхностное представление о жизни в обителях?

- Вероятно, это связано с тем, что посещая монастыри в качестве паломников, люди, вырвавшись из мирской суеты, чувствуют здесь особую благодать, молитвенное умиротворение. Но они не понимают, что все это есть плод напряженной внутренней жизни монахов-подвижников, в разные годы подвизавшихся в святой обители. И, поступая в число насельников, такие люди стремятся продолжать «брать» из сокровищницы монастырского духа, но не пополнять ее собственным трудом. А по отношению к ним начинают действовать уже совсем иные законы, нежели к паломникам, потому что из «тыла» духовной жизни они перешли на «передовую» внутренней брани. И здесь надо быть очень осторожным в своих чувствах, желаниях, потребностях.

- Наставляя на путь послушания Богу, у кого Вы советуете учиться духовной жизни насельникам своего монастыря?

- Духовной жизни советую учиться, прежде всего, у Самого Христа, Который «смирил Себя, быв послушным Отцу даже до смерти крестной» (Фил. 2:8), и подражать подвижникам благочестия в их подражании Христу (1 Кор. 4:16).

- Владыка, исходя из Вашего опыта, поделитесь, пожалуйста, что дает монастырь человеку? Почему так важно, чтобы монах жил в своей обители? И за что Вы любите свой монастырь?

- Устав общежительной монастырской жизни создавали великие духоносные старцы по особому откровению Божию. Именно такая организация внешней жизни более всего способствует и духовному преуспеянию инока.

Святые отцы, опытно прошедшие невидимую брань, учат: если монах не желает остаться бесплодной смоковницей, то он не должен без нужды исходить даже из своей кельи, тем более покидать монастырь, переходя по своеволию из одной обители в другую.

...За что я люблю свой монастырь? Наша монашеская обитель - это драгоценная святыня, которая созидалась в течение многих веков подвизавшимися в ней иноками. Среди них были истинные Христовы послушники: подвижники, старцы, - здесь они несли подвиг своего служения, сюда притекали тысячи людей, многие души обретали радость, любовь, очищение, исцеление. Их молитвами Господь до сего дня не оставляет нас Своею милостью.

- Ваше Высокопреосвященство, в наши дни открывается много новых монастырей. Наладить духовную жизнь в них бывает порой очень непросто. Что бы Вы посоветовали игуменам и игумениям, которые находятся в самом начале пути своего служения?

- «Кто хочет быть большим, да будет всем слугою» (Мф 20:26), - учит Слово Божие. Поэтому необходимо прежде всего подавать личный пример христианского благочестия, усердия к монашеской жизни; быть строгими к себе и милостивыми к другим, понимая, что принуждение в духовной жизни неуместно, потому что любовь может быть только добровольной.

Важно, чтобы сам настоятель стремился к преображению своей жизни в Духе Христовом, тогда, по слову преподобного Серафима Саровского, «вокруг него тысячи спасутся».

- Владыка, чтобы Вы пожелали читателям «Монастырского вестника» в завершение нашей беседы?

- Дай Бог, чтобы побольше возрастало людей, желающих и способных душу свою положить «за други своя» (Ин. 15:13), чтобы, восходя по лестнице христианского совершенства, мы все крепче усваивали свойства Христовы, жертвуя собою ради Его любви и ради спасения душ наших ближних.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Липецкий и Елецкий Никон (Васин)
«Матильда» оскорбляет память святых страстотерпцев
Митрополит Никон обратился ко всем верным чадам Липецкой митрополии в связи с выходом в прокат кощунственного фильма Учителя
27.09.2017
"Не забывайте небо!"
Беседы с епископом Липецким и Елецким Никоном
15.05.2008
Все статьи Епископ Липецкий и Елецкий Никон (Васин)
Последние комментарии
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
22.11.2024 17:53
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
22.11.2024 17:34
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 17:18
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54
Шёл тысяча первый день войны…
Новый комментарий от Калужанин
22.11.2024 15:11