Крестный путь святителя

0
562
Время на чтение 8 минут
cover
  

Каждый уходил от него духовно обогащенным и умиротворенным

Родился будущий святитель Афанасий, создатель замечательной службы, которая ежегодно совершается во всех храмах земли Русской, Сергий Сахаров в 1887 г. во Владимире. Родители его, Григорий и Матрона, были выходцами из разных сословий (отец - надворный советник, мать происходила из простых крестьян), но их объединяло подлинное, традиционное русское благочестие, которое и стремились они воспитать в своем сыне. Отца Сергий потерял еще в раннем детстве - так Промыслом Божиим будущего подвижника окружали скорби с самого раннего детства. После кончины отца все заботы по духовному воспитанию сына легли на плечи его матери. Она стремилась привить ему дух подлинного богоугождения, любви ко храму Божию, всячески стремилась к тому, чтобы единственный сын избрал монашеский путь.

Маленький Сергий не только охотно посещал приходскую церковь, его главной детской привязанностью было богослужение, и о том, чтобы посвятить свою жизнь служении алтарю Господню, он мечтал с самого детства. После окончания Владимирской духовной семинарии и Московской духовной академии Сергий был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре с именем Афанасий, был посвящен в иерейский сан и вскоре получил послушание преподавателя сначала в Полтавской, а затем в родной Владимирской семинарии, где преподавал литургику и гомилетику. Начиная еще со студенческих лет, будущий cвятитель особенно живо интересовался вопросами литургики и агиологии. «В Богослужении находил он для себя особое богословие, будучи очень внимательным к тексту Богослужебных книг. На полях личных богослужебных книг владыки можно найти множество примечаний, уточнений, разъяснений...» (Житие cвятого Афанасия). В семинарии молодой преподаватель, иеромонах Афанасий пользовался особой любовью и уважением окружающих за ревность к делу Божию, скромность и милостивое сердце. Несмотря на молодость, его вскоре назначают членом Епархиального совета, благословляют заведовать беседами и чтениями, проводившимися в Успенском кафедральном соборе города Владимира. В 1917 г. иеромонах Афанасий избирается делегатом на Всероссийский съезд монашествующих, а несколько позже участвует в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, где входит в состав нескольких комиссий, участвует в составлении первой официальной редакции службы «Собору всех святых, в земли Российской просиявших».

Епископ Афанасий, начало 1920-х гг.

Епископ Афанасий, начало 1920-х гг.

С приходом власти большевиков для иеромонаха Афанасия начался нелегкий путь исповедничества перед лицом богоборческих властей, фактически продлившийся вплоть до его кончины в 1962 г. В 1921 г., будучи уже архимандритом, Афанасий был рукоположен в епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. В эти годы главной заботой владыки было появление среди его паствы сторонников обновленческого раскола. Приверженцы этого течения не только не признавали законную иерархию в лице cвятителя Тихона, не только стремились внести в жизнь Церкви многочисленные новшества, разрушавшие церковные традиции, фактически отвергая Священное предание православия, но, что было самым страшным, ими фактически проводилась в жизнь безбожная идеологическая политика властей. Увещевая отколовшихся, предупреждая колеблющихся, милостиво принимая кающихся, запрещая своей пастве общение с отщепенцами, вел борьбу епископ Афанасий с расколом. Ревностные пастыри православия одной своей ревностью всегда вызывали не только настороженность, но и прямые гонения со стороны богоборцев всех времен. Задача советской власти была дискредитировать и в конечном итоге уничтожить все церковное. Для владыки Афанасия начался длительный период гонений и репрессий...

Первый раз его арестовывают в 1921 г., и этот арест положил начало многолетним тюремно-лагерным мытарствам Святителя.

Святитель Афанасий Ковровский, тюремное фото

Святитель Афанасий Ковровский, тюремное фото

Вот лишь краткий итог этих лет, проведенных в тюрьмах, лагерях, ссылках, этапах, подведенный самим Святителем: «27 июня 1954 г. исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дел - 32 месяца. В изгнании - 76 месяцев. В узах и горьких работах - 254 месяца». За этими краткими сведениями стоят Соловецкий лагерь, Беломоро-Балтийский, Темниковские лагеря, ссылки, тюрьмы, этапы... В страшные 1937-1938 гг. владыку несколько раз приговаривали к расстрелу, заразившись тифом на Соловках, он чудом остался в живых, в начале войны чудом не умер во время пешего этапа в Онежские лагеря... За арестами после отбывания сроков следовали освобождения, за освобождениями - новые аресты. Так длилось более 30 лет... И даже живя на покое в Петушках в последние годы своей жизни (а это были 60-е годы «хрущевской оттепели»), святитель продолжал чувствовать на себе железную руку Лубянки. Несмотря на все «оттепели», его при жизни так и не реабилитировали, запрещали публично совершать богослужения.

Всякого человека может удивить эта судьба. Как легко было сдаться, просто сломаться от всего этого ужаса, от непосильных трудов, от общества уголовников, от полной бесперспективности... Но человек, посвящающий всего себя Богу, это человек, не подлежащий обычным законам естества. «Идеже хощет Бог, побеждается естества чин, творит бо вся елика хощет». В общении с Богом, со всеми угодниками Божиими черпает силы, энергию, радость в эти страшные годы владыка Афанасий. Богослужение - как высшая форма молитвы, и как вершина его, как полнота общения человека с Богом на земле - Божественная литургия - вот, что дает ему силы, терпение, способность в тяжких условиях сталинских лагерей и тюрем не только сохранять свою верность Богу и бодрость духа, но и поддерживать других, кто был и на воле, и в заключении. «С благословения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в одиночной камере Таганской тюрьмы святитель Афанасий освятил собственноручно изготовленный антиминс для своего келейного походного храма в честь всех Русских Святых. С русскими угодниками Божиими владыка всю жизнь ощущал самую тесную и неразрывную связь, и они были для него настоящими предстателями, являя подлинные чудеса... Богослужение вообще было для владыки нормой жизни, главным ее смыслом, независимо от того, был ли он на свободе или за тюремной решеткой. На все чинимые ему внешние препятствия он как будто не обращал внимания...» (Житие святителя Афанасия).

Святитель Афанасий (Сахаров), 1962 г.

Святитель Афанасий (Сахаров), 1962 г.

У себя в домовом храме Всех русских святых преосвященный Афанасий неукоснительно совершал суточный Богослужебный круг. В пятницу вечером, по уставу, служилась великая панихида, на которой святитель поминал бесчисленное количество имен. Накануне каждой литургии, совершавшейся в его домашнем храме, он не спал всю ночь, совершая проскомидию - поминая имена живых и усопших. Это непрестающее богослужение в своем домовом (походном) храме владыка не прекращал до самого последнего дня своей жизни.

При всех тягостных обстоятельствах, святитель Афанасий находил в себе удивительные силы благодарить Бога за все посылаемое, и это чувство благодарности, основанное на глубокой вере, стремился передать и другим. Одного из вновь прибывших узников он ободрял: «Не падай духом. Господь сподобил тебя, по Своей великой милости, немного за Него пострадать. Благодари Бога за все!». В тяжких условиях ГУЛАГа владыка сиял своим милосердием и любовью на благия и злыя, на праведныя и неправедныя, помогая и словом, и материально, делясь с нуждающимися тем немногим, что ему присылали с воли его почитатели. Его никто никогда не видел праздным, то он трудился над литургическими заметками, то украшал бисером бумажные иконки, то ухаживал за больными. Несмотря на все трудности пребывания в заключении, владыка строго по уставу соблюдал пост, никогда не прерывал совершения молитвенного правила. Незадолго до начала Великой Отечественной войны, во время краткого периода своего пребывания на свободе, владыка Афанасий, по причине несогласия с заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием Страгородским, принял решение об отделении от общения с ним, и стал одним из лидеров движения «непоминающих», принявших аналогичное решение.

Святитель Афанасий в последние годы жизни

Святитель Афанасий в последние годы жизни

Однако после того как во главе Русской Православной Церкви стал Патриарх Алексий I, владыка Афанасий незамедлительно поспешил воссоединиться с законной главой Церкви, справедливо считая пребывание вне общения с законным Патриархом - состоянием раскола. В историю Русской Православной Церкви вошли несколько известных его писем, которые владыка Афанасий рассылал тем, кто продолжал избегать общения с законным первоиерархом, в которых он призывал «непоминающих» не отделяться от Церкви. В силу авторитета владыки Афанасия в кругах «непоминающих», эти письма сыграли немалую положительную роль в деле преодоления раскола. Последние годы своей жизни, владыка провел на свободе в г. Петушки. Годы исповедничества наложили на его духовный облик особый неизгладимый отпечаток, но сам он никогда не сетовал на выпавшие на его долю невзгоды, перенесенные им скорби были для него великим духовным приобретением. Многие из тех, кто общался с ним в эти годы, свидетельствуют об особой благодатности общения с епископом Афанасием, о его необыкновенном незлобии, доброте и любви, которые замечали многие, тянувшиеся к нему. В эти последние годы владыка не мало потрудился и как председатель Календарно-богослужебной комиссии при Священном Синоде, к этому периоду его жизни относятся и другие его литургические труды.

Известен владыка Афанасий не только, как знаток богослужения, но и как выдающийся сочинитель богослужебных текстов. Всем нам знакома замечательная служба Собору всех святых, в земли Российской просиявших, совершаемая ежегодно во всех храмах Русской Православной Церкви, составленная им еще в 1922 г. При работе над ее текстом владыка неоднократно советовался с другими иерархами и в частности со священномучеником Фаддеем Тверским. Но мало кто из нас знает, что впервые дивные строки этой службы прозвучали за богослужением 10 ноября 1922 г. в походном храме святителя Афанасия, в 172-й камере Владимирской тюрьмы...

В 1962 г. владыка Афанасий мирно скончался в своей келье. По свидетельству очевидцев, незадолго до кончины он был утешен благодатным видением российских угодников Божиих. Так закончилась жизнь исповедника Христова. Так закончилась жизнь подлинного монаха-молитвенника, пронесшего веру и непрестанную молитву через всю свою многотрудную жизнь.

Святитель Афанасий, икона

Святитель Афанасий, икона

После кончины святителя в сердцах верующих жителей владимирской земли осталась память о нем, как об угоднике Божием, пронесшим свой крест до конца. И крылатым стало одно из его изречений: «К воскресению надо пройти через свою Голгофу». В памяти православных сохраняются рассказы о посмертной благодатной молитвенной помощи святителя тем, кто обращается к нему. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся в 2000 г., владыка Афанасий (Сахаров) был причислен к лику святых.

В октябре 2000 г. состоялось торжественное обретение святых мощей святителя-исповедника. В настоящее время его святые мощи почивают в храме Рождества Христова в Богородице-Рождественском монастыре г. Владимира.

15 октября 2012 г. в Петушках состоялось торжественное открытие духовно-просветительского центра и обновленной экспозиции в доме священноисповедника епископа Ковровского Афанасия.

Дни памяти: 11 февраля (Собор новомучеников российских) и 28 октября.

Н. Колчуринский

Покров

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Колчуринский
Все статьи Николай Колчуринский
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07