Утром 8 февраля Ангела Меркель, Хорст Зеехофер и Мартин Шульц, возглавлявшие на коалиционных переговорах делегации партий ХДС, ХСС и СДПГ, подписали в Берлине договор о создании правительства. Это давно ожидаемое событие переносилось несколько раз, зато теперь Андреа Налес, глава фракции СДПГ в бундестаге, имеет основания заявить, что поставленная под договором подпись социал-демократов «по-настоящему жирная» (так она выразилась накануне в эфире телеканала ZDF.
Налес имела в виду в первую очередь компромиссы, которых социал-демократы добились по внутриполитической повестке дня. Кроме того, это косвенный призыв к членам Социал-демократической партии поддержать коалиционный договор в ходе предстоящего письменного голосования. Его итоги должны быть известны к 4 марта, и в случае положительного решения (на которое рассчитывает Налес, да и не только она) новое правительство приступит к работе. Между тем в Конституционный суд ФРГ (высшая судебная инстанция, чьи решения не подлежат обжалованию) уже поступило пять исков относительно соответствия подобной процедуры Основному закону Германии. Правда, аналогичный прецедент имел место перед созданием предыдущего правительства в 2013 году - тогда «большую коалицию» поддержали 78% проголосовавших.
Однако сегодня ситуация вокруг предстоящего голосования рядовых партийцев явно нервная из-за «антипризыва» в партию, инициированного молодёжным крылом СДПГ. Из сообщения в «Твиттере» генерального секретаря партии Ларса Клингбайля (см. рис.) явствует, что с января в СДПГ вступили 24.339 человек.
(верхняя строка) Добро пожаловать! Теперь нас 463 723 социал-демократа и социал-демократки. Вместе мы можем чего-то добиться!
(под плакатом) С ума сойти! После нового года в нашу партию вступили 24 339 человек. Стало быть, перед письменным голосованием у нас в партии 463 723 члена. Я рад, что вы все здесь!
Заслугу в пополнении рядов Клингбайль по справедливости признал за Кевином Кюнертом - лидером социал-демократической молодёжи. И на радостях вручил ему приз в виде тостера.
Перевод: За прошедшие недели этот молодой человек приложил особые усилия в агитации за членство в партии. За это я ему подарил СДПГ-тостер!
Юмор пополам с сарказмом: ведь известно, что именно Кюнерт призвал вступать в партию, чтобы проголосовать против коалиционного договора. Будет ли Конституционный суд принимать во внимание эти довольно пикантные обстоятельства, пока неизвестно. Стоит добавить, что в СДПГ могут вступать лица, не имеющие право участвовать в парламентских выборах (моложе 18 лет, а также не имеющие гражданства). Как бы то ни было, Конституционный суд уже отклонил пять из пяти поданных против голосования исков.
В любом случае пресса уже активно обсуждает персональный состав нового правительства. Как уже сказано, в СДПГ намечается очередная рокировка: Андреа Налес готова возглавить партию вместо Мартина Шульца, который возглавит министерство иностранных дел. К нему в полной мере применима крылатая фраза «Никогда не говори никогда» - в сентябре, после выборов, политик клятвенно обещал: «Да, абсолютно точно. Я никогда не войду в правительство Ангелы Меркель».
Бывший глава Европарламента, видимо, пришел к мысли, что без него внешняя политики Германии, особенно по европейскому направлению, не состоится. Известно, что он самым энергичным образом поддерживает увеличение взноса ФРГ в европейский бюджет, чтобы не просто залатать дыру, образующуюся после Брекзита, но и нарастить возможности европейского бюджета. Пока оригинальности в этом не видно, а видно, скорее, следование идеям, которые высказывает Макрон.
Прежняя традиция, когда министр иностранных дел был вице-канцлером, всё сильнее забывается: видимо, этот пост будет передан довольно популярному в Социал-демократической партии Олафу Шольцу. Шольц займет кресло министра финансов - в немецком правительстве это очень важная позиция. В 2009-2017 гг. министерство возглавлял влиятельный немецкий политик Вольфганг Шойбле (теперь он на почётной должности председателя бундестага). Серьёзным достижением для ХСС считают вероятное назначение Хорста Зеехофера министром внутренних дел. Как сообщают некоторые СМИ, эти щедрые подарки коалиционным партнёрам вызывают недовольство в рядах ХДС. Впрочем, партия Ангелы Меркель оставила за собой руководство экономикой и министерство обороны. К тому же канцлер активно занимается внешней политикой - времена, когда эта сфера была больше в ведении министра иностранных дел (как при Геншере), при Меркель канули в Лету: во внешнеполитических вопросах ведомство федерального канцлера всё сильнее перетягивает одеяло на себя.
А что вообще говорится в коалиционном договоре по поводу внешней политики? В разделе «оборона» сказано об усилении контроля над экспортом оружия и вооружений (теоретически действует запрет на экспорт в страны, где это оружие может быть использовано в агрессивных целях), об увеличении контингентов бундесвера в Афганистане и Мали при одновременном ограничении участия в борьбе против «Исламского государства» [организация запрещена в России]. Раздел «Европа» содержит обещания содействовать росту инвестиций, в том числе в еврозоне (Шульц говорил о готовности «положить конец диктату экономии бюджетных средств» - напомним, что именно это ставили в вину Вольфгангу Шойбле), и выделить средства на борьбу с безработицей среди молодёжи. Ещё предлагается добиться «справедливого налогообложения» таких транснациональных корпораций, как Google, Apple, Amazon, Facebook.