Митрополит Варсонофий выступил с докладом на епархиальном собрании

0
702
Время на чтение 21 минут
На состоявшемся 10 декабря епархиальном собрании по итогам 2018 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий выступил с докладом. Ниже публикуется его текст.

Митрополит Варсонофий выступил с докладом на епархиальном собрании

+++

Ваши Преосвященства, досточтимые владыки,
дорогие отцы священнослужители,
матушки настоятельницы,
братья и сестры!


Сердечно приветствую вас на очередном епархиальном собрании, которым мы традиционно заканчиваем календарный год в жизни Санкт-Петербургской епархии, подводим его итоги и, уповая на милость Божию, полагаем цели на будущее.

Под сводами этого зала собрались почти все клирики нашей епархии, каждый из вас призван нести усердные труды на вверенных приходах и послушаниях, составляя не только каноническое единство в рамках Русской Православной Церкви, но и сакральное - как часть "Тела Христова, главою которой является Сам Господь" (Еф. 1:22-23).

И в этом единстве, совершая общее дело во славу Христа, мы должны неустанно проповедовать, возвещая Евангелие Царствия Божия во всякое время.

Сегодня наша проповедь может быть настолько многообразной и живой, что при желании каждый найдёт себе занятие по душе и способностям. Пульс нашего служения не должен быть вялым или недостаточно сильным, чтобы наполнить духовным содержанием вену общественной жизни. Сейчас полная свобода для действий. Хочешь заниматься социальным служением - рука помощи не будет отвергнута, нуждающихся у нас много. Большой дефицит не только материального, но и простого человеческого внимания. Желаешь просвещать молодых - их искренние сердца всегда рады открытому и доброму общению, тем более, если виден пример жизни в соответствии с идеалами. Поле для деятельности обширное, работы хватит на всех. Ежегодно подводя итоги, мы оцениваем плоды своих трудов, и не только на собрании, но и каждый в своем сердце: не остыла ли ревность в служении, есть ли в нем горение любви к Богу и Его Святой Церкви, к ближним. Честный анализ открывает нам глаза на собственные немощи, когда мы видим, что есть ещё куда стремиться и чего достигать.

Этот год был ознаменован важным юбилеем - 1030-летием Крещения Руси, который отмечался во всех епархиях. В Санкт-Петербурге, помимо праздничных богослужений и торжественного акта, прошел ряд мероприятий, где говорилось о значении этого события в истории государства Российского и духовном пути народа. Обращаясь к истории, мы восстанавливаем разрыв настоящего с прошлым, с нашими истоками. Эту дату мы связываем и с недавним прошлым. Именно с 1988 года принято отсчитывать начало возрождения церковной жизни в Отечестве. Прошло уже 30 лет, и это повод оценить, какие изменения произошли в Санкт-Петербургской епархии, откликаемся ли мы на данные Богом возможности?

Относительно ушедших десятилетий можно сказать многое, но то, какие итоги мы подводим в уходящем году, - показатель нашего нынешнего соответствия их успехам и оценка того, как преодолеваем трудности.

Зачастую показателем деятельности приходов является участие в общецерковных и епархиальных мероприятиях. В уходящем году мы отмечали знаменательные даты, связанные с основанием храмов, памятью святых, историческими событиями.

В этом году отметил 250-летие один из известных петербургских храмов - собор Владимирской иконы Божией Матери. Процесс его возрождения идёт со дня передачи без малого три десятилетия. За эти годы было восстановлено внутреннее убранство, налажены молитвенная жизнь и духовно-просветительская деятельность. В этом году открыт нижний храм преподобного Иоанна Дамаскина, заканчивается золочение куполов.

В июне мы молитвенно вспоминали 30-летие прославления блаженной Ксении Петербургской, особо почитаемой в Отечестве. Сотни людей ежедневно приходят к ее гробнице, чтобы излить сердце, рассказать о радостях и печалях, поблагодарить за помощь, которую многие получают по молитвам к святой. Память о ней выражается и в популяризации её жизненного подвига: создан музей блаженной Ксении в приходском доме на Смоленском кладбище, заканчивается строительство храма в ее честь на Лахтинской улице, который в следующем году, Бог даст, будет торжественно освящен.

Если в далеком XVIII веке, когда жила святая Ксения, примеров духовного героизма было не так много, другими тогда были условия, то в первой половине XX века - их сотни и тысячи. Мы продолжаем вспоминать столетие начала гонений на Русскую Церковь. В этом году исполнилось 100 лет мученической кончины протоиерея Философа Орнатского и его сыновей. Жизненный путь "петербургского Златоуста" был связан со многими храмами города, он стал первым настоятелем храма святого Андрея Критского на Рижском проспекте. Отрадно, что Константино-Еленинский монастырь, подворье которого ныне там находится, в лице матушки-игумении и сестер участвовал в памятных мероприятиях, организации конференций и выставок. Священномученик Философ известен как общественный и церковный деятель, занимавшийся благотворительностью и просвещением. В Казанском кафедральном соборе, настоятелем которого несколько лет был отец Философ, была представлена фотоэскпозиция, повествующая о его жизненном пути.

Рассказывая о новомученниках и исповедниках, мы обращаем внимание современников на высокие идеалы, за которые не жалко отдать и самую жизнь.

Говоря о событиях уходящего года, необходимо упомянуть и те из них, которые стали уже традиционными.

В Санкт-Петербурге ежегодно проводятся несколько крестных ходов, собирающих множество участников. И, конечно же, в первую очередь это общегородское молитвенное шествие по Невскому проспекту в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, возрожденное в 2013 году. Несмотря на будний день, в нем участвовало не менее 100 тысяч человек. Вместе с Казанской иконой Божией Матери по главной магистрали города была пронесена десница святителя Спиридона Тримифунтского, принесенная с острова Корфу и находившаяся в Новодевичьем монастыре с 12 по 14 сентября. За три дня к святыне приложилось более 65 тысяч человек. Большое число пришедших людей на крестный ход и в обитель свидетельствует о высоком духовном потенциале народа, который нуждается в заботе со стороны Церкви.

В дни двунадесятых праздников Сретения Господня и Вербного воскресенья также проведены молодежный и детский крестные ходы. Важно, чтобы и в наступающем году эти замечательные традиции не только продолжились, но и развивались.

Дорогие братья и сестры! Сегодня Русская Православная Церковь уделяет особое внимание благотворительности и социальному служению. Святейший Патриарх Кирилл неустанно говорит о том, что мы должны активнее им заниматься на основе долгосрочных программ, учитывая, конечно, имеющиеся возможности. Они у всех разные. Из евангельской причти о Страшном Суде мы знаем, что оправданием для человека станет его деятельная любовь к ближнему. Кто оказал помощь людям, находившимся в трудной ситуации, тот сделал милость Богу (Мф. 25:40). Социальной работой епархия занимается активнее, чем каким-либо другим видом внебогослужебной деятельности. Это окормление сирот и детей-инвалидов, противодействие алкоголизму и наркомании, организация добровольческого движения и многое другое. Мы не стоим на месте, но стараемся находить новые подходы в этой работе.

В этом году на базе социального отдела создана школа приемных родителей "Умиление", получившая государственную регистрацию. Прежде чем взять в семью приемного ребенка, родители должны по закону пройти двухмесячное обучение. Количество сирот в нашей стране в последние годы неуклонно снижается, в том числе благодаря и участию Церкви в решении государством этой давней проблемы. Если в 2016 году их было 70 тысяч, то сейчас 48 тысяч. В Санкт-Петербурге 1350 сирот. Духовенство показывает и личный пример, когда берет детей-сирот на воспитание в свои семьи.

В городе много людей, которым в буквальном смысле нечего есть. И это не только пресловутые бомжи, но и обычные горожане, у них не всегда хватает зарплаты или пенсии на покупку продуктов, не говоря уже о чем-то другом. Епархия как может помогает таким людям через социальный проект "Народный обед" увеличив до 38 тысяч количество розданных горячих обедов и до 1525 пакетов продуктовых наборов.

В июле мы провели общецерковный кружечный сбор на нужды беременных и женщин с детьми, находящихся в кризисной ситуации. С благодарностью хотел бы отметить, что почти все приходы приняли участие в этой акции. В Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению епархия перечислила собранные 1 миллион 200 тысяч рублей.

Продолжила работу и епархиальная попечительская комиссия, созданная в 2014 году, которая призвана оказывать посильную помощь священнослужителям, оставшимся без материального обеспечения, в определенных случаях их матушкам и детям. В этом году помощь была оказана в размере 1 миллиона 223 тысяч рублей.

У нас есть планы по расширению социальной работы. В сентябре епархии передана часть комплекса зданий на улице Крупской, который был создан по благословению праведного Иоанна Кронштадтского как дом милосердия. Мы решили вернуть зданию историческое предназначение и создать там после капитального ремонта социальный центр с храмом и богадельней, а также приютом для бездомных, благотворительной столовой и кризисным центром для беременных женщин.

Нужно всегда помнить, что общество ждет от нас не только слов, но и действий. Социальное служение - это возможность говорить о Христе своей деятельной верой.

Санкт-Петербургская епархия традиционно является местом проведения общецерковных мероприятий. 2 и 3 июля в Новодевичьем монастыре состоялся "круглый стол" на тему "Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты". В нем участвовали архиереи, игумены и игуменьи монастырей со своими насельниками, прибывшие из разных концов страны и зарубежья. Рассматривались не только богословские аспекты, но и практика монашеской жизни. Сегодня монашествующие сталкиваются с соблазнами, преодоление которых возможно только через послушание Богу и духовным наставникам. Секулярный мир ставит во главу угла эгоизм и потребление, но для иноческой жизни, как и для священнической, образцом всегда служило смирение как духовная работа и стяжение благодати Святаго Духа.

Благодарение Богу, и в этом году не оставлял нас без отеческого внимания Святейший Патриарх Кирилл. Радость молитвенного общения с ним мы испытали несколько раз. В мае Его Святейшество совершил малое освящение храма Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, на Левашовском мемориальном кладбище и великое освящение Троице-Измайловского собора, а также провел заседание Священного Синода в его историческом здании. Возвращаясь 11 июля с Валаама в Москву, он возглавил Всенощное бдение в Иоанновском ставропигиальном монастыре. 4 и 5 сентября Предстоятель участвовал в мероприятиях, посвященных 40-летию кончины митрополита Никодима (Ротова), его духовного учителя. Вечером 4 сентября состоялся памятный вечер в духовной академии, а 5 сентября были совершены Божественная литургия и панихида в Александро-Невской лавре. Самоотверженное служение многих архиереев в непростые советские годы должно быть примером для молодых священнослужителей и всех, кто хочет до конца быть верным пастырскому долгу.

С любовью ждем нашего Предстоятеля - почетного жителя Санкт-Петербурга - и в следующем году.

Отчетный доклад не может вместить всего, что происходило в епархии в течение года, упомянуты лишь наиболее яркие события и факты, хотя, конечно, их было значительно больше, и они также имели значение для церковной жизни Санкт-Петербурга. Об этом говорит статистика епархиальной канцелярии - по состоянию на ноябрь уже отработано больше трех тысяч документов.

Вместе с тем нужно сказать, что не будет должной отдачи от всего того, что мы делаем, к чему прилагаем столько усилий, если не произойдет подлинного воцерковления людей. Хотя внешне все может выглядеть красивым, но как бы поверху, без глубины. Посему важным аспектом пастырского служения является катехизация. В древности под этим словом понимали многодневную подготовку к Таинству Крещения, состоящую в изучении основ христианской веры - как теории, так и практики. Замечательно, когда существуют не разовые огласительные беседы, а курсы катехизации, на которых в течение нескольких месяцев готовят людей к "бане пакибытия". Если же человек уже крещен, но мало разбирается в церковной жизни, его нужно сподвигнуть к более серьезному изучению предмета своей веры. В этом нам помогают воскресные школы для взрослых. В нынешних реалиях они имеют не меньшее значение, чем воскресные школы для детей. Нужно вместе с тем понимать, что успех катехизации зависит от личных качеств клириков и уровня подготовки.

Прошло то время, когда священник мог не иметь богословских знаний. Эта "икономия" была реалией 20-летней давности, связанной с кадровыми трудностями, с необходимостью возрождать и строить храмы, отвечать на духовные запросы огромной части российского общества. Сейчас другая эпоха. И то, что было возможным десятилетия назад, сегодня является недопустимым. Наступление информационного века, развитие технологий, господство Интернета меняют форму нашей проповеди. Если раньше, например, в советское время, за неимением других источников священник был единственным носителем знаний о православной вере, то теперь имеется огромное количество ресурсов, где человек может узнать все необходимое.

В этой связи хотел бы сказать о тех, безусловно, талантливых священниках, которые ведут интернет-блоги и страницы в социальных сетях. Помните, что ваша деятельность должна служить во благо Церкви и людям на пользу. Ведь слово - это дар Божий, и к нему нужно относиться бережно, с благоразумием. По евангельскому обетованию, мы за него дадим ответ на Страшном Суде. Размещая текстовые посты или видеоролики, важно избегать критиканства церковной жизни, неуместной иронии, суетности в мыслях, поскольку они не только не приносят пользы, но вредят окружающим и самому автору. Как правило, те, кто пишет о нас негативно, работают вслепую, видя лишь вершки, и не зная, чем на самом деле обусловлено то, что они критикуют. Плохо, когда верующий, а тем более священнослужитель, использует грязные приемы для увеличения подписчиков одобрений, эпатируя интернет-читателей.

Хорошим примером информационной работы является проведенный недавно конкурс по выбору православного символа Санкт-Петербурга - "Храм78". В нем приняли участие многие приходы, общественность, медиа-сообщества. Но, главное - он получился народным. Участники присылали творческие работы, рассказывали о значении того или иного храма в их жизни.

Благодаря таланту и заинтересованности участников многие петербуржцы узнали об истории и деятельности не только известных на весь мир соборов, но и маленьких храмов, которые также вносят лепту в возрождение духовных ценностей.

В рамках образовательной программы, утвержденной в 2016 году Священным Синодом, у нас проводились курсы повышения квалификации духовенства. Они шли в течение месяца и коснулись 357 священнослужителей - тех, кто не имеет научной степени, подходит по возрасту и не обучается в духовных школах. Курсы были не просто повторением когда-то пройденного материала, но возможностью получить новые знания в тех вопросах, которых раньше не возникало.

Конечно, мы понимаем, что самые глубокие богословские знания не приведут к Богу, если люди не увидят в священнике пример добродетельной жизни и следования евангельским заповедям. Погружаясь в "житейское море" с его заботами и суетой, мы часто забываем, что написано на обороте иерейского креста. А ведь там - инструкция поведения священнослужителя: "Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою" (1 Тим, 4:12).

Необходимо быть образом не только в храме или на публичных мероприятиях, но каждую минуту, в повседневной жизни - с близкими, в семье, на улице. Нельзя быть одним в храме, при совершении богослужений, и другим - "обмирщенным" - за церковной оградой. В нас должно быть постоянное памятование того, что мы являемся "лицом" Церкви, теми, кому Господь поручил продолжать Его дело спасения людей. Попробуйте объяснить неверующему, что Церковь по природе "свята и непорочна", а люди, которые Ее составляют, греховны. Конечно, человеческую природу нужно постоянно понуждать к добродетели. Священник должен быть образцом и внешним обликом, и внутренним состоянием. Замечательно об этом написано в послании апостола Павла к Римлянам: "Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?" (Рим. 2:21). Если мы проповедуем добродетель, то сами должны быть добродетельны. Если призываем к святости, то и наша жизнь должна стать стяжанием этого состояния.

Особо хочу обратиться к молодым священнослужителям. Вы начали путь служения в эпоху религиозной свободы и не успели столкнуться с теми трудностями, которые пережило старшее поколение духовенства. У вас есть все условия для свидетельства о Христе, каких не было у пастырей прошлого века. Опыт атеистических гонений - это, можно сказать, практика исповедничества, жертвенного служения, когда на первое место ставилась верность Церкви в условиях лишений, притеснений и даже ссылок. Проходя через это "горнило", духовенство по-другому смотрело на свое призвание и окружающий мир. В этом взгляде было больше самоотверженности, мудрости, любви к ближним. Дай Бог, чтобы молодое поколение священников, видя достойный пример старших сослужителей, также возрастало в этих добродетелях.

Уместно здесь также сказать о тех молодых людях, которые, видя в вас пример искреннего служения, хотели бы избрать пастырскую стезю. На приходах мне часто приходится встречать ребят, которые прислуживают в алтаре. Если они призваны Богом на такое послушание и имеют в сердце любовь к богослужению, то в будущем из них могут получиться достойные священнослужители. Очень хорошо, когда духовенство поддерживает их намерение служить Богу, наставляет, делится знаниями и опытом. Кто, кроме нас, будет заботиться о духовном воспитании будущих пастырей? Если священник является примером в слове и деле, если станет для молодого человека, приходящего в храм, образцом для подражания, юноша сам захочет учиться в духовной школе. Будем, дорогие отцы, подавать достойный пример молодому поколению.

Миссия к молодежи, особенно невоцерковленной, начинается с живого и личного общения. Порой молодые люди узнают о Церкви и православной вере из интернет-публикаций, в которых духовенство показывается как с хорошей, так и с плохой стороны. Как им быть в таких ситуациях? Нужно обязательно выстраивать прямой диалог, в том числе через взаимодействие с вузами. В этом году был подписан договор о сотрудничестве между Санкт-Петербургской епархией и Педагогическим университетом, одним из крупнейших в стране учебных заведений данного профиля. Основные направления этого сотрудничества - совершенствование духовно-нравственного просвещения, образования и воспитания молодежи, содействие в переподготовке кадров в области преподавания религиоведения, истории христианства и ОПК.

Мы живем в непростое время, когда темное выдается за светлое, а светлое стараются всячески очернить. Когда ложные идеи почитаются за истинные и якобы стоят на защите прав и свобод человека. Вызовы современного мира обращены не столько к Святой Церкви, сколько к нам, её членам. Сможем ли мы выстоять перед соблазнами мира? Останемся ли на деле верными своему призванию? Ответы находятся в самой нашей жизни. Если мы на первое место ставим небесное, а не земное, если понимаем, что единственной ценностью является спасение и наследование жизни вечной, то нам проще бороться с соблазнами. Духовным ориентиром в нашей жизни должен быть Сам Христос. Когда мы принимаем какое-либо решение, зададимся вопросом: а что бы в этой ситуации сделал Он? Нас критикуют? Давайте молиться за обидящих и отвечать им любовью. Нас восхваляют? Будем удаляться от похвалы и совершать добрые дела ради помощи ближнему по заповеди Господней, а не положительной реакции окружающих. Когда мы соответствуем своему высокому служению всей жизнью, это лучшая проповедь Евангелия. Это наш ответ на ту благоприятную возможность, которую подал Господь в нынешнее, пусть и непростое время.

Говоря о проблемах секуляризма и его воздействии на церковную реальность, нельзя не упомянуть о ситуации, которая в нынешнем году сложилась в православном мире. Антиканонические действия Константинопольского Патриархата на Украине, повлекшие за собой вынужденный разрыв евхаристического общения между нашими Церквами являются большой трагедией для православия. То, что произошло, - пример, когда церковные реалии понимаются некоторыми людьми с точки зрения земного измерения. Когда Церковь рассматривается инструментом для решения идеологических вопросов, а в угоду политическим амбициям нарушается ее единство. Наша задача как верующих людей, верных чад Русской Православной Церкви - усилить молитвы за Святейшего Патриарха Кирилла, Блаженнейшего митрополита Киевского Онуфрия и всю верную ему паству братского народа, поддерживая их в сохранении канонического порядка в Церкви.

На епархиальном совете, который состоялся 29 октября с участием благочинных, мы приняли постановление в поддержку позиции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и решения Священного Синода в связи с упомянутыми событиями на Украине. Считаю важным, чтобы и наше собрание, где присутствует вся полнота Санкт-Петербургской епархии, также выразило им слова сыновней поддержки.

Перейдем к статистике.

Дорогие отцы, братья и сестры! Важнейшей задачей, которая стоит сегодня перед епархией, является строительство и возвращение храмов, отнятых в богоборческие времена. Какие-то из них уже переданы, многие замечательно восстановлены или восстанавливаются, а полученные в хорошем состоянии, правильно используются.

В этом году епархии передано в безвозмездное пользование или в собственность следующие объекты:

  • Здание храма святителя Николая в Кронштадте с примыкающим к нему помещением бывшего Анатомического театра,
  • Деревянное здание, входящее в комплекс инвалидных домов в Красном Селе (дома общины сестер милосердия святого Георгия),
  • Здание, приспособленное под временный храм, в поселке Солнечном,
  • Часть зданий бывшего подворья Важеозерской пустыни на улице Крупской.

В Санкт-Петербургской епархии действуют четыре монастыря: два мужских и два женских. Два архиерейских подворья с Благовещенским храмом на 5-й Советской улице и с храмом Святой Троицы на Октябрьской набережной.

271 приход имеет юридическую регистрацию. В сравнении с прошлым годом их количество увеличилось на четырнадцать. Благочиннических округов, как и было, - 24, в том числе четыре ведомственных (военный, тюремный, социальный, высших учебных заведений) и монастырский.

В епархии 86 часовен вместе с монастырскими и при учреждениях.

Общее количество храмов, где совершаются богослужения без учета монастырских, - 345.
Строятся 27 храмов, пятнадцать из них имеют 60-процентную степень готовности, двенадцать - 20-процентную.

Под строительство храмов в этом году выделено 12 земельных участков.

Приведенные цифры, безусловно, свидетельствуют, что мы не стоим на месте, хотя трудностей немало. До сих пор стоит проблема нехватки храмов в городе. Некоторые люди, в основном кто совсем не ходит в храм или кто делает это изредка, спрашивают: зачем столько храмов? Хотелось бы надеяться, что ими руководит незнание. Когда мы рассуждаем в рамках центра города, то действительно приходим к выводу, что минимальное соответствие, определенное священноначалием там есть - один храм на десять тысяч жителей. Если же мы перейдем к окраинам, например, к Невскому или Калининскому районам, то увидим другую статистику: сотни тысяч жителей и всего несколько храмов, половина из которых - приписные или же часовни: то есть не вмещают большое количество молящихся.

Встречается и такое мнение: чем больше строится храмов, тем меньше в них прихожан. Хотя опыт показывает, что при увеличении количества храмов растет и число прихожан. Есть те, кому непросто добираться до центра или ближайшей церкви, это касается в первую очередь людей пожилых. И храм, открывшийся поблизости от дома, становится для них большим утешением и радостью. Такая тенденция не является укором духовенству или благотворителям, мы знаем, как сейчас непросто решиться на строительство храма и довести это богоугодное дело до конца. До сих пор существуют серьезные проблемы с выделением и оформлением участков, которые могут находиться в "подвешенном состоянии" годами. Есть храмы, не имеющие постоянных благотворителей, - они строятся "всем миром", на средства прихожан.

На приходах епархии действуют 160 воскресных школ и групп.Процент выбора модуля "Основы православной культуры" в школах почти не изменился и составляет 33,5 %. Лучшие показатели в Петродворцовом благочинии - 53,43 и в Куротном - 44,93.

Любой человек, проживающий в России, а тем более те, для кого она является Родиной, должны знать о той религиозной традиции, которая формировала на протяжении столетий государство с великой культурой и особыми душевными свойствами русского человека. К сожалению, до сих пор многие родители ошибочно представляют, что на уроках по этому предмету преподается религиозное мировоззрение, детей будут заставлять учить молитвы и ходить в храм. Одной из мер по развенчанию этого мифа являются курсы повышения квалификации учителей ОПК. Они проводятся в некоторых благочиниях, где духовенство со знанием дела рассказывает о православии, в том числе в культурологическом и историческом преломлении.

Здесь можно подумать и о привлечении к преподаванию матушек духовенства, обладающих соответствующим образованием. Воспитывая в вере и благочестии собственных детей, они приобретают педагогический опыт. К тому же, помогая мужу в его пастырской деятельности, они получают необходимые для ведения предмета знания. Это может служить не только лучшему пониманию православной культуры, но и быть для подрастающего поколения примером жизни в соответствии с традиционными семейными ценностями.

В уходящем году в мир иной отошли четыре клирика епархии:

  • протоиерей Сергий Чалых,
  • протоиерей Геннадий Катериничев,
  • протоиерей Георгий Антонов,
  • архидиакон Андрей Мазур.

Вечная память почившим!

Мною совершены 29 хиротоний (17 диаконских и 12 священнических). Приняты в клир из других епархий 22 священнослужителя. Запрещены в служении один священник, два диакона и один схииеродиакон. Почислены за штат пять священнослужителей, трое из них перешли в другие епархии.

Всего в епархии служат 814 священнослужителей, из которых 622 священника и 187 диаконов, в том числе один правящий архиерей, три викарных, и один на покое. Увеличение на 27 священнослужителей, если сравнивать с прошлым годом.

Священный Синод на заседании в июле назначил в СПбДА нового ректора - Преосвященнейшего епископа Серафима, который достойно проявил себя на церковных послушаниях, в том числе как председатель Синодального отдела по делам молодежи. Дорогой владыка, еще раз хочу пожелать вам помощи Божией и успехов в ваших настоящих и будущих трудах на благо Церкви и Санкт-Петербургской епархии.

Также назначен новый председатель епархиального отдела по образованию и катехизации - им стал иерей Илия Макаров, который ранее исполнял обязанности заместителя председателя и хорошо знаком с задачами и работой отдела.

В храмах и монастырях Санкт-Петербургской епархии мною совершено 130 богослужений (86 Божественных литургий и 44 Всенощных бдения). За пределами епархии, включая сослужения Святейшему Патриарху Кириллу в качестве управляющего делами Московской Патриархии, - 33 богослужения. Всего - 163 богослужения.

В этом году было освящено 10 храмов:
  • святого Феодора Новгородского в Александро-Невской лавре,
  • Троице-Измайловский собор,
  • Тихвинской иконы Божией Матери в Путилове,
  • великомученика Пантелеимона в Полюстрове,
  • Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, в Левашове,
  • Похвалы Пресвятой Богородицы Константино-Еленинского монастыря и
  • Свято-Троицкий на подворье обители в Линтуле,
  • Воздвижения Креста Господня в Приморском районе,
  • священномученика Петра Скипетрова в жилом комплексе "Город мастеров" на проспекте Маршала Блюхера,
  • святителя Иоанна Милостивого на улице Доблести.

Каждое освящение - радостное событие для всей округи, жизнь которой с этого момента начинает духовно преображаться. Дай Бог, чтобы в наступающем году мы продолжили, а где-то и завершили строительство большего числа храмов. Это касается и возведения соборов в спальных районах, к которым относится приход во имя Сошествия Святого Духа на Долгоозерной улице, и возрождения известных городских святынь, например, храма Рождества Христова на Песках. Хотелось бы, чтобы строительство вместительных церквей было правилом, а не исключением, учитывая большое количество прихожан северной столицы.

Чтобы это стало реальностью, нельзя забывать о таком важном элементе, как приходская община. Объединяя духовенство и прихожан, она является основой храмовой жизни. Критерии общинности указаны в книге Деяний апостолов, где говорится о жизни первых христиан в Иерусалиме: они "единодушно пребывали в храме, преломляли хлеб", "были одним сердцем и одной душой" (Деян. 2:46, 4:32). Из отрывка видно, что центральное место занимают молитва и Евхаристия, а также единомыслие и любовь между верующими. Посещая приходы, мне особенно приятно видеть в храмах настоящие приходские семьи, в которых каждый друг друга знает, оказывается духовная, а по необходимости и материальная поддержка, где вся община - от детей до пожилых - подходит ко Святой Чаше. Для создания такой теплой, семейной атмосферы можно прибегать к разным формам взаимодействия прихожан: это социальное служение, творческие кружки, образовательные мероприятия. Конечно, из-за занятости на работе люди могут приходить только в выходные дни, но они должны идти в храм, как в родной дом, зная, что их встретят с любовью и душевным теплом.

В перечисленных аспектах приходской жизни сугубую ответственность несет, конечно же, настоятель. Он должен выполнять не только административно-хозяйственные функции, но и быть духовным отцом общины, знать нужды и заботы прихожан.

Полноценное и всестороннее участие настоятеля в жизни прихода есть залог его процветания.

Нередко мы слышим слова, что осознанно верующих в нашей стране не так много - больше тех, кто относит себя к православию, но регулярно не посещает храмы. То, что на великие праздники - Рождество Христово и Пасху - такие люди приходят, набирают домой крещенскую воду и с молитвой ставят свечки, - это тоже хорошо и говорит об их религиозности, потребности в вере и Церкви. Но в наших силах, чтобы они не только зашли в храм, но и остались там как постоянные прихожане. Для этого необходимо их заинтересовывать, духовно просвещать, больше рассказывать о приходской жизни. Не раз говорилось, что в каждом приходе должны быть консультанты и ответственные за социальное, миссионерское, молодежное и катехизическое служение, в крупных приходах - на штатной основе. Конечно, настоящие общины формируются годами, а то и десятилетиями, и такие примеры в Санкт-Петербургской епархии есть. Надеюсь, в будущем их станет еще больше.

Дорогие отцы, братья и сестры! Господь наш Иисус Христос перед Своим распятием сказал апостолам: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:35). Какие бы сложности нам не встречались, мы понимаем, что преодолевает их великая сила любви. Если мы любим Бога, то стараемся жить по Его святым заповедям, являясь примером для окружающих. Любовь зиждется на единстве. Разделения всегда приносит гордость, которая жаждет удовлетворения лишь собственных интересов. Единство же примиряет людей. Именно поэтому оно является одним из принципов существования Церкви. Когда мы едины друг с другом в желании творить добро, помогать людям, защищать правду, тогда мы едины и с Богом. Будем же Его верными сынами, продолжим усердно совершать труды и в грядущем году.

Молитвенно желаю вам всесильной помощи Божией, укрепления душевных и телесных сил в заботах о вечном спасении. Благословение Господне да пребудет со всеми нами!

Благодарю за внимание.

Фото Александра Назарова

Вода живая
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков)
«Господь нас никогда не оставит. Он даёт все возможности»
10 лет с тех пор, как решением Священного Синода митрополит Варсонофий назначен главой Санкт-Петербургской митрополии
22.03.2024
«Залог единства – признание важности традиций, уз семьи»
По словам митрополита Варсонофия, мир без смысла, идеалов и традиционных ценностей – всепоядающий огонь, когда все воюют со всеми и человек воюет сам с собой
20.02.2023
«Мы должны думать о своей смерти, как думал старец Симеон»
По словам митрополита Варсонофия, когда мы делаем добрые дела, оказываем помощь ближним, мы идём на встречу со Христом
16.02.2023
Все статьи Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков)
Последние комментарии
Вопрос суверенитета России – ни больше, ни меньше
Новый комментарий от Бузина Олесь
09.11.2024 21:47
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Новый комментарий от Очевидец
09.11.2024 20:03
Сколько украинцев было героями Советского Союза?
Новый комментарий от Владимир С.М.
09.11.2024 18:48
В православии истина не большинством утверждается
Новый комментарий от Владимир С.М.
09.11.2024 18:21
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Русский Сталинист
09.11.2024 16:47
Избавиться от иудиной скверны
Новый комментарий от Алексей П.
09.11.2024 16:33
Как тебе имя?
Новый комментарий от Рабочий
09.11.2024 16:01