Намерение прервать железнодорожное сообщение с Россией, о котором вчера поведал министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, едва ли будет осуществлено в ближайшее время, поскольку оно грозит обрушить и без того невеликий рейтинг президента страны до отрицательных значений. Такое решение немедленно скажется на благосостоянии миллионов украинцев, которые выезжают в Россию на заработки. Об этом сегодня уже заявил небезызвестный депутат от Радикальной Партии. В предвыборный период Порошенко не допустит такой роковой ошибки, хотя аналогичные шаги украинская власть уже допускала. К ним относятся и блокада Донбасса, и перекрытие проезда для грузового транспорта из России активистами, и разрыв большей части хозяйственных связей между двумя странами.
Почему Омелян с этой идеей выступил именно сейчас и какие практические последствия данная инициатива может иметь? В основе заявления министра инфраструктуры несомненно лежит железная логика. В самом деле, какие контакты у Украины могут быть с «агрессором» и «оккупантом», с которым, по версии Киева, страна находится в состоянии войны уже более 4 лет! Если действовать последовательно и принципиально, то украинские власти уже давно должны были официально объявить войну враждебному соседу и свернуть все дипломатические отношения. Тем не менее, некоторый объем хозяйственных связей сохраняется, а товарооборот так и вовсе растет, на что совсем недавно жаловался лидер партии «Свобода» Олег Тягнибок.
Такая парадоксальная ситуация сложилась в первую очередь потому, что есть конкретные бизнес-интресы конкретных олигархов, того же Порошенко, которые могут серьезно пострадать в случае дальнейшего сворачивания контактов. А есть жизненно необходимые нужды, не обслуживая которые власть может ввергнуть Украину в состояние энергетического коллапса. К примеру невозможно остановить украинские ТЭЦ, которые строились с расчетом на обеспечение донбасским углем. Поэтому топливо для них ввозится из России по «серым схемам». Уголь меняет страну происхождения и попадает на Украину уже будучи сертифицирован как российский.
Тем не менее, антироссийская повестка требует постоянной актуализации темы «врага», а значит, заявления, аналогичные тому, которое сделал Омелян, будут звучать более или менее регулярно. Их смысл в том, чтобы создавать в политическом пространстве такое напряжение, которое не давало бы обществу расслабиться и забыть о том, что родина в опасности, что коварный «агрессор» отчаянно пытается поставить ее на колени. Концепты разрыва, сворачивания отношений, что бы там на самом деле не думали себе власть имущие, артикулируются именно для того, чтобы образ обороняющейся, отстаивающей из последних свой европейский выбор Украины не померк в головах и душах граждан страны.
Собственно, обкатанная внутри, тема создания оборонительных рубежей на украинских границах предлагается и на экспорт - для встраивания в глобальный антироссийский дискурс. В этом случае используется уже хорошо проверенная схема. Праворадикалы выступают с той или иной ограничительной инициативой, а когда Россия вынуждена реагировать, украинская власть тут же переворачивает ситуацию, заявляя, что это Кремль ограничивает украинских граждан и товары в правах. Когда активисты начали препятствовать транзиту грузового транспорта в европейские страны, Киев разводил руками, говоря, что с гражданским обществом, считающим эффективным такую форму борьбы с Россией, он ничего поделать не может, поскольку в стране демократия. Ответные санкции тут же были предъявлены миру как агрессивные и несправедливые ограничительные действия, предпринятые Москвой без малейших на то оснований.
Похожим образом может «выстрелить» и идея необузданного министра инфраструктуры. В украинском обществе все антироссийские начинания, которым придана форма понятного проекта, имеют тенденцию облекаться в плоть независимо от воли порождающих эти фантазмы властителей. То есть сам Омелян, скорее всего, просто использовал возможность в очередной раз косвенным образом проехаться по «агрессору и оккупанту», однако разного рода нацистским отморозкам сама тема может показаться крайне соблазнительной. В самом деле, не пропускать железнодорожные составы из России, блокировать направляющиеся туда украинские поезда - это дела такого масштаба, от которого дух захватывает. Развернуть такую умопомрачительную кампанию на границах - это мечта дегенератов вроде Семена Семенченко, сумевшего в свое время вынудить власти взять на себя ответственность за блокаду Донбасса.
Так что Порошенко, менее всего желающий дать очередной повод для ненависти (у граждан и без того все в порядке в плане проклятий в адрес президента), может оказаться заложником нового тренда, который невзначай породило скорбное сознание его министра, получившего, похоже, свой портфель по квоте для людей с органическими поражениями головного мозга.