itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Закон «Об оскорблении чувств верующих» плох, но он нужен

0
313
Время на чтение 4 минуты
Вадим Левенталь: Закон «Об оскорблении чувств верующих» плох, но он нужен

После вынесения Верх-Исетским районным судом Екатеринбурга обвинительного приговора Руслану Соколовскому российское общество раскололось пополам. Раздались голоса, что блогера Соколовского осудили за то, что он «отрицал существование Иисуса и Магомета». Это, как говорилось у Булгакова, пример так называемого бессовестного вранья. На самом деле, разумеется, в России отрицание существования верхового божества никак не карается.

Слова такие в обвинительном заключении действительно есть, однако срок Соколовский получил за другое - за то, что оскорблял матом всех подряд, причём не только Иисуса с Магометом, но и всех верующих вообще, и патриарха, и неизлечимо больных, и феминисток и кого только не. Вопреки неполживому вранью, Соколовского осудили вовсе не за одно-единственное видео с ловлей покемонов в екатеринбургском Храме-на-Крови, а за серию из девяти видео, в каждом из которых блогер объяснялся в ненависти к новой социальной группе.

То, что Соколовский именно изо всех сил старался оскорбить - всех, не только верующих, - очевидно для любого, кто посмотрел хотя бы один из этих девяти роликов.

Вадим Левенталь: Закон «Об оскорблении чувств верующих» плох, но он нужен

Очевидно, разумеется, и то, что Соколовский не более чем малолетний недоучившийся идиот. За идиотизм, говорят нам, судить нельзя. И с этим трудно не согласиться - в нормальной ситуации.

Однако позвольте напомнить, при каких обстоятельствах появился злосчастный закон об оскорблении чувств верующих. Тогда, после памятных плясок в храме, часть общества - не самая значительная, может быть, его часть, но зато самая громкая и во многих отношениях самая влиятельная - не только не осудила пляски, не только не отвернулась от плясуний, не только не попыталась их вразумить - но прямо поддержала и одобрила: замечательная, мол, акция, настоящее искусство, так и должен поступать всякий светлый, неполживый и рукопожатный человек.

Напротив, всякий, кто пляски не поддержал, был объявлен кровавым псом режима - этих, было объявлено, ждут люстрации.

И вот в тот момент стало понятно, что ситуация у нас в обществе ненормальная. Потому в нормальном обществе работают механизмы саморегулирования, включающие, в том числе, и фигуры публичного осуждения вещей, в обществе недопустимых.

В здоровом обществе не нужна статья за отрицание Холокоста, потому что с человеком, который будет отрицать реальность этой трагедии, никто не будет разговаривать, его никто не будет слушать, от него все отвернутся. И точно так же в здоровом обществе не нужна была бы статья об оскорблении чувств верующих, потому что нормальный человек понимает, что оскорблять людей в принципе невежливо и некрасиво (и, раз уж зашла об этом речь, вдвойне нелепо оскорблять религию атеисту - ибо если бога нет, то что изменится от оскорблений?).

Вадим Левенталь: Закон «Об оскорблении чувств верующих» плох, но он нужен

Но если большая часть общества по каким-то причинам (разумеется, политического характера), завидя злобного, пусть и на первый взгляд безобидного идиота, не только не отворачивается в смущении, а начинает аплодировать и вызывать идиота на «бис», - стало быть, общество не вполне здорово. И, стало быть, запретительная мера, увы, - мера необходимая. Потому что в противном случае идиот именно что выйдет на «бис», и не один раз, а будет выходить снова и снова. А вслед за ним потянутся толпы и толпы идиотов, каждый в жажде своих «пятнадцати минут славы».

У оскорбленных видом вереницы злобных идиотов зачешутся кулаки - и останется только ждать появления у кого-то в руках огнестрельного оружия.

Ничего хорошего в самом этом законе, а вернее в необходимости его принять - нет. Это плохо, что у нас есть этот закон. Плохо, что ситуацию довели до того, что принять его пришлось. Но, коль скоро находятся десятки и сотни людей - да не просто кумушек на скамеечках, а писателей, артистов и художников - вы только посмотрите на список подписантов письма в защиту Соколовского (впрочем, по уму - те же кумушки), - которые громко одобряют свинство и тем самым призывают к новому, следующему, еще более идиотскому - увы, значит, закон этот нам пока нужен.

Вадим Левенталь: Закон «Об оскорблении чувств верующих» плох, но он нужен

Тем же, кто считает приговор - три с половиной года условно - излишне суровым, следует напомнить, что Соколовский вины не признал и не раскаялся. То есть человек искренне уверен, что регулярно публично обкладывать площадной бранью всех подряд, - хорошо и правильно.

Вот если бы 80 подписантов письма в защиту Соколовского адресовали свою эпистолу не прокуратуре с призывом безоговорочно оправдать блогера, а самому блогеру - с призывом признать вину и раскаяться, то, возможно, блогер прислушался бы, а судья, приняв во внимание искреннее раскаяние, назначила бы символическое наказание.

Но ведь нет же - писатели с артистами попросили не блогера уняться, а прокурора - сделать вид, будто свобода крыть всех на чем свет стоит имеет прямое отношение к свободе слова. А вы еще спрашиваете, зачем нужен закон. Нужен, стало быть - увы, нужен.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вадим Левенталь
Все статьи Вадим Левенталь
Последние комментарии