Рембрандт. Притча о безумном богаче
«...У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21). Такую притчу предлагает нам Церковь для рассуждения в 26-ю Неделю по Пятидесятнице.
В каждом евангельском повествовании имеются два смысла: буквальный и аллегорический. Если рассматривать данную притчу буквально, то в ней говорится о бессмысленности собирания земных благ, если при этом утеряна из виду главная цель служения Богу и ближним.
Действительно, какой смысл в том, что у тебя два высших образования, престижная работа, большой дом, машина, дача, но при этом ты в разводе с женой, в твоих огромных апартаментах не слышно детского смеха? Какой смысл в стремительной карьере, если ты постоянно не в ладах со своими друзьями и если кому-то нужен, то лишь до тех пор, пока спонсируешь их своими деньгами и покрываешь их беззакония? Но если ты и не сильно богат, живешь от зарплаты до зарплаты и еле сводишь концы с концами, занимаешь деньги, чтобы заплатить за свет и тепло, и при этом не умеешь за все благодарить Бога и не роптать, то ты тоже похож на этого евангельского безумца, ибо больше думаешь о земном, нежели о небесном, ленишься ходить в воскресные и праздничные дни в храм, и из-за этого сердце твое стало жестоким. Ты забыл о духовной жизни и вечности.
Если рассматривать это евангельское зачало в аллегорическом смысле, то под богатым человеком можно понимать каждого, ведь у всех есть какие-то дарования от Господа. Кто из нас, христиан, может заявить, что он духовно и материально нищий? Пожалуй, что нет таких людей. Как сказано в нынешнем Апостоле: «Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе» (Еф. 5:8). Однако Спаситель нам напоминает, что главное при любых дарованиях - не гордиться ими. Ибо если мы допускаем в сердце гордую самодовольную мысль, то тут же эти дарования обесцениваем. Также гордость отбивает у нас охоту усердно трудиться.
Послушайте, что говорит об этой страсти святитель Иоанн Златоуст: «Как водяные пузыри скоро лопаются, так и высокомерные легко погибают. Если ты не веришь этому, то представь мне человека наглого и высокомерного и увидишь, что от случайного обстоятельства он приходит в большую робость, чем иной от падения. Как хворост быстро обращается в пепел, едва вспыхнет охвативший его пламень, а толстые деревья нелегко воспламеняются и долго поддерживают пламя, так души твердые и непоколебимые с трудом и воспламеняются, и сгорают, а над слабыми в одно мгновение времени совершается и то, и другое».
Задумаемся над этими словами. К каждому из нас обращены слова из притчи: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20). И слова апостола: «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15-16).
Гордость - это один из самых трудно обнаруживаемых пороков. Блуд, гнев, уныние и другие страсти легко в себе увидеть, и мы их хотя бы начинаем стыдиться, а гордость самим без сторонней помощи обнаружить труднее всего, так как она искусно прячется за добродетелями. Мы делаем какое-то хорошее дело и тут же, если не умеем различать помыслы с помощью молитвы, обкрадываемся гордостью.
Все то, что мы делаем в Церкви: молимся, каемся в своих грехах, причащаемся, помогаем чем-то другим людям - должно приводить нас не к гордости, а к смирению, потому что, как объясняет прп. Исаак Сирин, «воздаяние бывает не добродетели и не труду ради её, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые будут напрасны».
По мысли святителя Иоанна Златоуста, ставший на путь спасения человек «никогда не допустит себя до раздражения, не разгневается на ближнего, потому что душа его смирилась и занята тем, что касается её самой».
Рождественский пост - это время, когда мы призваны украсить свою душу различными добродетелями, дабы она была каждую минуту готова принять, как вифлеемские ясли, Богомладенца Христа, а в Его лице любого человека, нуждающегося в нашей помощи и поддержке. Но чтобы, подобно вифлеемским жителям, не оказаться к этому совершенно не готовыми, особенно вооружимся против порока гордости. Никогда, хоть какие бы великие добрые дела мы ни совершали, не нужно ими превозноситься. Тогда душа наша будет всегда готова к встрече со Христом и в этой жизни, и в жизни вечной.
Источник: Православная жизнь