itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

ΟΔΟΣ

0
816
Время на чтение 9 минут
Серия первая. 1993 год. Мне 16 лет

Поехал я как-то к одному слепому святому, болящему Василию. Его почитало всё Поднепровье: и миряне, и священники, и епископы. Жил он в селе Елизарово на Днепропетровщине. Ходила туда электричка.

Приезжаю. А он мне: «Съездил бы ты к Серафиму Саровскому!». Ну а чего ж не съездить-то... Я учусь в 10 классе. Родителям зарплату не платят. Денег нет на покушать, не то чтобы куда-то ехать. Всё лето наша городская семья горбатится на огороде, чтобы чего-нибудь да вырастить: тыкву с картошкой в основном. (Тыквы в нашей квартире были везде. Под шкафами и сервантами, на полках рядом с консервацией и на лоджии...) Каша да тыква - вот и вся постперестроечная радость.

Но отвлёкся я. И правда, отчего ж не съездить? Только денег нет, и взять их неоткуда. Но зато есть вера, а она у меня крепкая и обычно не подводит.

Еду на электричке домой. Напротив сидят две женщины. Молчим. Одна выходит в туалет, другая тихонько суёт мне в руку 20 купонов (такие деньги ходили тогда в Украине): дескать, помолись за меня. Возвращается первая, вторая уходит в туалет. И эта, оглядываясь, чтобы никто не увидел её тайного доброго дела, достаёт и протягивает 200 купонов: дескать, помолись за меня.

В общем, в Днепре на выходе из электрички в моём кармане лежало 220 купонов. Ровно столько, чтобы добраться в Дивеево, в один конец.

Родителям говорить о поездке было бессмысленно - не отпустили бы. Да и денег на обратную дорогу нет. Поэтому я благочестиво соврал, что еду в Киев узнавать про поступление в семинарию (интернета и мобильных телефонов тогда, напомню, не было).

Мама, чувствуя, что я чего-то недоговариваю, зашила мне с внутренней стороны трусов немного купонов, предупредив, что это на «чёрный день» и чтоб я не додумался их, эти трусы, стирать. А ещё снабдила меня большой и красивой куклой, которую предварительно, будучи работницей завода игрушек, аккуратно вынесла через проходную, то бишь, слямзила у бросившего на произвол судьбы государства. Мамина подруга по цеху одела куклу по спецзаказу - особенным платьем. А на голове у куклы была не скупая прядь ГОСТовских волос, а шикарная и длинная шевелюра, сделанная другой маминой подругой (в то время, кто не помнит, практически исчезли с рынка денежные отношения, полностью вытесненные товарными, так называемым бартером).

От Москвы до Дивеево я ехал в вагоне один: больше никого не было. И в окне поезда тогда впервые в жизни увидел лес, бескрайний и завораживающий. С тех пор жить в лесу - моя мечта...

Итак, до Дивеево уже недалеко. Поезд прибыл в темноту Арзамаса. Выйдя с вокзала, я узнал, где расположен храм, и побрёл туда. Холодно было очень. Кушать совсем нечего. Ужасно хотелось спать. Но спать было негде.

Я понял, что если в ближайшие полчаса где-то не согреюсь, то мои родители даже не узнают, где и при каких обстоятельствах замёрз их сын. Но, подойдя к храму, с ужасом увидел на входных дверях огромный амбарный замок. А ведь мне надо туда, внутрь, к теплу! И я стал истово молиться. (Напоминаю, что не страдал слабостью веры и всегда был убеждён в близости Господа и возможности чуда.)

После третьей молитвы и третьего крестного знамения над ненавистным замком, который отделял мою земную жизнь от жизни небесной, замок... продолжал оставаться закрытым. Ангел смерти витал уже где-то неподалёку. Моя вера разбилась вдребезги. Ноги подкашивались, я не чувствовал пальцев на руках и ногах, обморозил лицо.

«Если умру, так хоть среди людей», - подумал я и, пересилив страшную тяжесть сокрушённой веры, поплёлся к ближайшему дому. На стук вышел хозяин и, выслушав мою исповедь, объяснил, как пройти к жилищу одной сердобольной монахини, жившей в миру.

Мне открыла уже немолодая женщина с добрыми и в то же время строгими глазами. Она сразу всё поняла, завела меня в дом, накормила и, думаете, уложила спать? Нет! Поставила на молитву. На то время я уже хорошо читал по-церковнославянски. Три канона плюс два акафиста скрасили наш вечер и окончательно добили моё самочувствие.

Утром матушка забрала меня в церковь на службу, где она прислуживала в алтаре, а потом я поехал в Дивеево. Кстати, неподдавшийся молитве замок висел на летнем храме, в котором не было отопления и внутри стоял лютый мороз...

Недельное пребывание у батюшки Серафима описывать не буду. Кто был, тот знает. На обратном пути, в Москве, в одном из подземных переходов в центре города, я всё-таки смог продать свою чудо-куклу, несмотря на неугомонных милиционеров. Добавив к этой сумме то, что было зашито в трусы, я благополучно приехал домой.

Имя той монахини я забыл, лица её не помню.

Дети, о чём нам говорит эта сказка?

1. Доверяйте проверенным старцам: их слово творит чудеса.

2. Верьте в чудеса, но не надейтесь, что их будете совершать вы.

3. Не открывайте молитвой замки храмов, банков и тому подобного.

4. Заведите себе синодик и записывайте туда имена тех, кто вам когда-нибудь протянул руку помощи. Напротив имени пишите, где и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим человеком. Через пару десятков лет ваш синодик станет занимательным чтивом и основой для вечерних рассказов вашим детям у камина.

5. Отправляясь в дальнее путешествие, озаботьтесь созданием заначки.

6. Не бойтесь просить о помощи. Господь любит действовать не напрямую, а через других людей.

7. Никогда не теряйте веру!

Серия вторая. 1996 год. Мне 18 лет

Я тогда учился в семинарии в Санкт-Петербурге. Родители по-прежнему без зарплаты. Подрабатывать без ущерба учёбе практически невозможно. Денег на поездку домой на летние каникулы нет, и я отваживаюсь ехать автостопом. Маршрут: Санкт-Петербург - Киев - Днепр.

Добравшись до выезда из города, начинаю робко голосовать на шоссе. Машины едут одна за другой, никто не хочет подобрать бедного студента. Но вера у меня крепкая, и я продолжаю тянуть руку, приговаривая про себя: «Богородице Дево, радуйся». Наученный опытом, на вопрос «куда едешь?» не отвечаю, что в Днепр, а называю ближайший большой город. Иначе водители подозрительно хмурятся и думают, что к ним в автомобиль пытается пробраться буйнопомешанный.

Наконец останавливается машина. Резвый водитель мчится куда-то по своим делам, обгоняя нерасторопных автолюбителей. Перед тем, как он свернёт с трассы, я выхожу и вновь начинаю голосовать.

Через минут пятнадцать меня подбирает молодой парень-лихач. Спустя полчаса он сворачивает, а я выхожу и снова начинаю голосовать. Машины едут мимо. Водители и пассажиры искоса поглядывают на парня с рюкзаком. Минут через десять останавливается легковушка с задорным дядькой, едущим к жене на дачу. Познакомились. Разговорились. Мимо проносятся деревья и дорожные знаки. Минут через двадцать он меня высаживает и сворачивает с трассы к своей даче.

...Ещё несколько раз меня подбирали водители с уникальными чертами характера - весёлостью, открытостью и любовью к скорости.

После очередной высадки вновь начинаю голосовать. Мимо проезжают автомобили, которые я почему-то уже узнаю, и водители которых мне улыбаются и машут. Один останавливается, открывает переднюю пассажирскую дверь и говорит: «Садись, парень! Надоел ты тормозить меня шестой раз...».

Кушать в то путешествие мне было нечего. На 5 дней пути - только крем-сода. Да ещё сердобольные монахини Иоанновского монастыря в Петербурге, матушки Гермогена и Никодима, с которыми у меня связана не одна история, угостили баночкой красной икры. Так и питался первые два дня: красная икра вприкуску с земляникой из придорожных лесов да крем-сода или вода из каких-нибудь лесных речушек и луж. Есть красную икру без хлеба - ещё то испытание, его не каждый выдержит. На последние деньги купил буханку белого хлеба, и это удивительным образом разнообразило мой дневной рацион...

Впоследствии я ещё много раз ездил автостопом по маршруту Днепр - Питер: на легковых и грузовых автомобилях, на милицейских и молоковозах, на велосипедах и с контрабандистами топлива. Спал в спальнике в ближайшей посадке или сидя на рюкзаке на обочине дороги. Тогда же первый раз в своей жизни нёсся на каком-то автомобиле со скоростью 140 км/час, вжимаясь в заднее сиденье...

Дети, о чём нам говорит эта сказка?

1. Веру нельзя проверить в комнатных или тепличных условиях. Автостоп хорош тем, что ты не знаешь, где (в какой стране) будешь спать и что будешь завтра есть.

2. Красную икру без хлеба кушать трудно.

3. Монахини - очень добрые и неземные существа. По крайней мере, в большинстве своём.

4. Летом в лесу сложно умереть от голода.

5. Контрабандисты - тоже люди.

6. Душа человека - христианка по природе, и большинство моих спутников с радостью общались со мной о Боге, открывая для себя православие, а мне позволяя увидеть красоту их душ.

7. Никогда не теряйте веру!

Серия третья. 1997 год. Мне 19 лет

Я тогда всё ещё учился в семинарии. Думал, что белое - это белое, а чёрное - это чёрное. Других цветов ни в людях, ни в событиях я не видел. Такой себе неофитствующий ригорист. Но отношение к миру и людям изменилось резко и быстро...

Как-то путешествовал автостопом по Крыму. Посетил святые места, искупался в море и к вечеру оказался у стен мужского монастыря. Попросился у привратника на ночлег. Тот сказал, что не может сейчас ничем помочь, так как идёт вечерняя служба. Самое интересное, что я показал «корочку» - удостоверение студента православной духовной семинарии, но даже после этого меня не пустили не то что на службу, но даже и во двор монастыря.

Служба закончилась, а я всё стоял под звёздным крымским небом у закрытых ворот. При этом не имел не то что спальника, но даже каких-нибудь тёплых вещей. Чувствуя, что есть перспектива остаться на улице в незнакомом городе, и зная, что скоро уходит последняя электричка на Симферополь, я ещё раз постучал в ворота. В который раз меня попросили подождать. Электричка ушла, а я наконец-то сподобился услышать ответ игумена, переданный привратником: «Принять не можем».

И я побрёл по безлюдному, тёмному городку.

Страшно хотелось есть, но кушать было нечего, а деньги уже закончились. Болели и кровоточили ноги, которые я изранил, неосмотрительно путешествуя в сандалиях по крымским горам (в поисках приключений и имея непреодолимое желание посетить всемирно известные пещеры).

Очень хотелось спать. Лёг на скамейку на остановке. Замёрз. Укрыться было нечем, разве что... В общем, накрылся валявшейся рядом большущей веткой какого-то лиственного дерева.

Когда в глаза били фары очередного автомобиля, я, как по команде, вскакивал, сбрасывал с себя ветку и голосовал. Какой-то сердобольный таксист подвёз меня до центра городка.

Я опять шёл по незнакомой пустынной улице. Ко всем неприятностям этого дня, испытывая на прочность одинокого путника, небо разразилось дождём. Стал судорожно искать хоть какой-нибудь более-менее приличный подъезд, чтобы спрятаться от дождя и поспать. Как вдруг увидел бредущую навстречу девушку с сигаретой во рту. Растрёпанные волосы, помятое послепопоечное лицо, остатки синевы под глазом говорили многое о её образе жизни. Хотя, если не обращать внимания на эти мелочи, она была красива.

- У тебя спички есть? - спросила она.

- Нет, - ответил я и пошёл дальше.

Пройдя несколько шагов, она остановилась и окликнула меня:

- А что ты здесь делаешь один и ночью?

Я промолчал. Не рассказывать же, что познаю мир таким вот хитрым способом.

- Тебе что, негде переночевать? - задала очередной вопрос ночная нимфа.

Я опять промолчал. Не нужно обладать дедукцией Холмса, чтобы понять: да, мне негде ночевать.

- Пойдём ко мне, - предложила она.

И я задумался. С одной стороны, мне были дороги моя чистота и целомудрие. А с другой стороны, я устал. Устал от своего путешествия и вообще от жизни, которая в тот вечер казалась мне ужасной, дикой и бессмысленной.

«Господи! Ты меня сюда привёл. Мне уже всё равно. Не гневайся!» - помолился я и побрёл за девушкой.

Она жила с родителями. Попросила, чтобы я не шумел, не то старики будут ругаться. Мы тихонько пробрались в её комнату, и хозяйка показала место ночлега.

- Это кровать моего сына. Он сейчас в лагере, - объяснила она и, видя мою нерешительность, добавила: - Да не бойся! Не изнасилую я тебя. Есть хочешь?

Я утвердительно кивнул, и девушка вышла. Через минуту вернулась с тарелкой солёных огурцов и чашкой компота.

- Извини, больше ничего нет.

Но мне для утоления голода было достаточно и этого. Я стал разуваться, при этом непроизвольно скривился от боли.

- Что у тебя с ногами? - спросила она и после моего объяснения ушла за аптечкой. Аптечкой ей служила круглая коробка из-под псевдомасла «Рама». Из коробки достала йод, вату и бинт. Больше там ничего и не было. Я хотел всё это взять, но она не позволила:

- Я сама. Сиди спокойно...

Она опустилась передо мной на колени и стала обрабатывать мои ноги. А я чуть не плакал от нахлынувших мыслей и чувств.

После медицинских процедур я лёг на кровать и моментально заснул. Утром она покормила меня огурцами с компотом и провела до дороги. На первой же попутке я уехал. Даже не спросив имени моей спасительницы...

В монастыре видели мои документы, знали, откуда я, что студент духовного учебного заведения, будущий священник, но не пустили, не накормили, не дали помолиться в храме. Она не знала, кто я и откуда, не спросила документов, но протянула руку помощи и приютила. Угостила всем, что было в её бедном доме, хотя сама постоянно продаёт своё тело ради куска хлеба.

Когда-то блудница омыла ноги Христа слезами и отёрла волосами своими. Не так ли поступила и эта крымская женщина? И я верю и знаю, что простятся грехи её многие за то, что она много возлюбила.

Дети, о чём нам говорит эта сказка?

1. Никогда не судите «по одёжке»: иногда за благовидными поступками кроется бесчувственная натура, а за видимым грехом - потерянная христианская душа.

2. Носить рясу - не значит быть близким к Господу.

3. Сторожа часто не любят людей: на этой работе, бывает, развивается комплекс «маленького человека».

4. Не надейтесь на свои связи и положение, а уповайте на Господа.

5. Проститутки - часто самые преданные христианки (читай Древний патерик).

6. Обувайте в поход спортивную обувь и берите с собой тёплые вещи.

7. Никогда не теряйте веру!

Эпилог

«Я есть путь, истина и жизнь», - говорит нам Господь Иисус Христос. Путь в Евангелии - ΟΔΌΣ - это не только дорога или тропинка. Это наш путь, наш путь ко Христу и к Его Царству. Для меня откровение Христа и встреча с Ним чаще всего происходили в двух моментах: в Евхаристии и в том, что греки называют движением вперёд - ΟΔΌΣ. На этом пути я встречал людей: добрых и злых, милых и колючих, чистых и вонючих, открытых и замкнутых, готовых протянуть руку и утопить в своей злости. Но всегда - творений Божиих. Тех, за кого мой Иисус отдал Свою жизнь на кресте.

Это мой ΟΔΌΣ.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Пинчук
"Ни государство, ни общество сиротам сознательно не дает никаких шансов для адаптации"
Беседа с иереем Андреем Пинчуком, воспитателем детского дома семейного типа (Днепропетровская епархия)
15.07.2008
Все статьи Протоиерей Андрей Пинчук
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59