Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»:«Песнопение - это родная сестра религии»

Андрей Котов 
Последние новости Москвы 
0
06.08.2017 256
До революции в Успенском соборе Кремля разрешалось служить только духовенству, обладающему басом. В хоре были и басы, причем ужасные, глубокие, profondo, и тенора, и дисканты (хор был только мужской, дискантом пели мальчики). Но дьякон или священник мог быть только с басом. Почему? Потому что с Господом Богом нужно говорить солидно.

«Был в Москве замечательный протодьякон Андрей Шеховцов. В его время была даже присказка такая, что в Москве три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и протодьякон Андрюшка. У него был настолько могучий бас, что когда он говорил, рядом гасли лампады и могли даже лопнуть стекла от вибрации. Рассказывают, что одна из британских принцесс решила послушать его голос, а когда он вышел и произнес свой первый возглас, упала в обморок. Это действительно был богатырь» (митрополит Питирим.)

IMG_7691_sm.jpg
Существовало даже такое шутливое определение, что такое семинарист: «Семинарист - это существо, поющее басом».

Андрей Котов: «У меня совсем другая история. Моя мама, очень талантливая певица, в 60-70-е годы пела в оперном кружке и эстрадном оркестре. Я в 59-м родился, и уже в 63-м она меня таскала с собой на репетиции. Я лежал под роялем в клубе имени 40-летия Октября и слушал романсы и русскую классику. В результате в 7 лет наизусть знал Евгения Онегина и Пиковую даму, мог спеть любую партию. В 1964 году я в первый раз услышал "The Beatles" и мне он не понравился! Ну, понятно, какой "The Beatles" после Петра Ильича Чайковского?.. Потом меня очень долго не могли отдать в детский хор, потому что там пели песни из трех звуков, про таракашечек и букашечек. Для меня это было абсурдным: "хотите, я вам арию Ленского спою?"»...

IMG_5218_sm.jpgМы беседуем с руководителем ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Андреем Котовым. Коллектив был создан в 1989 году с целью возрождения древних православных певческих традиций. Ансамбль поёт древнерусские богослужебные песнопения XV-XVII веков: знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосье, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт. Одно из направлений в работе ансамбля - исполнение православных духовных стихов, донесших до наших времен ключ к пониманию мировоззрения верующего человека.

- Как Вы сами определяете место Ансамбля "Сирин" на современной сцене ?

- Мы объехали практически все фестивали, посвященные сакральной, древней духовной музыке и средневековой музыке. Тем более, что коллективов, которые занимаются аутентичным исполнением древней духовной музыки в мире можно пересчитать по пальцам. А русской музыки - всего два: «Сирин» и «Древнерусский распев» Анатолия Гринденко.

На западе примерно этим же занимаются, в своей области, «Ensemble Organum» Марселя Переса. Мы с ними говорим на одном языке раннехристианской культуры, проводим некие параллели, выступали вместе. Это очень локальный, непопсовый формат - ведь всё то огромное количество фестивалей медиевальной культуры, которое проводится в мире, обычно сводится к довольно грубому жанру вроде псевдоирландских танцев. Сакра-музыка же обычно исполняется на богослужениях в монастырях, в ней нет определенного разгула, свойственного музыке светской. Ну и существуют параллельные жанры, имеющие отношение к духовной культуре. У нас это духовные стихи, а, скажем, в Америке - то, что называется спиричуэлс.

- Есть у Вас, как у исследователя и исполнителя, какое-то любимое направление, регион или эпоха в этой культуре?

- Я, например, очень люблю строчное многоголосие. Мы все время пытаемся его петь, многому научились, и как нам говорят, довольно неплохо это делаем. Однако нужно приложить очень много усилий для того, чтобы эта музыка по-настоящему зазвучала. Древнерусское диссонантное многоголосие - это совершенно потрясающая музыка. Люди недоумевают, когда ее слышат: она лишена сентиментальности, внешней душевности. Знаете, на Пасху в Иерусалиме сходит Благодатный Огонь, который первые минуты не обжигает. Вот и эти песнопения можно сравнить с этим неопаляющим огнем - они чисты и при этом наполнены потрясающей энергией. Настоящее богословие в музыке.

- Вашей деятельностью движет вера, христианские убеждения? Насколько сознательно Вы вообще привносите в музыку Литургическое начало?

IMG_5186_sm.jpg - Вера - это моя жизненная позиция, ответственность за свою жизнь и жизнь близких мне людей. В том числе, ответственность за то, что я делаю. Духовная музыка - это не обязательно та музыка, в которой произносится слово «Бог», поется про грехи и святых и закатываются глаза. Это музыка, в которой Бог присутствует для человека, который эту музыку поет.

«Сначала будто ровный гул, основа всего, а уже из него выходят голоса, рождается смысл», - примерно так описывают свое впечатление гости монашеского острова. Основа богослужения - древнее Знаменное пение, из которого создан новый Валаамский распев.

обложка - final_sm.jpgВышел в свет специальный номер ежемесячного общецерковного журнала «Монастырский вестник» - официального издания Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви (номер 7 от 2017 года).

Этот уникальный выпуск полностью посвящен Валааму - вековым традициям и современной жизни старейшего монастыря России.

Заказ на журнал можно оформить через Интернет, отправив письмо на адрес info@valaam.ru (укажите адрес, фамилию, количество экземпляров) - номер будет вам выслан наложенным платежом (цена одного экземпляра - 200 руб., и около 200-250 руб. стоит пересылка).

Древнерусская духовная музыка - это не авторская музыка, скажем, конца XIX века, где личность становится важнее, чем Бог. Там, конечно, тоже есть очень много хорошего, но мне это уже становится неинтересно. Я сделал сознательный выбор, и чем больше я погружаюсь в этот материал, тем больше вижу неоткрытых вещей и простора для самовыражения и познания.

- А почему древние песнопения такие длинные?

- Люди из храма-то никуда не спешили, потому что в храме хорошо, в храме - Царствие Небесное. И ты поешь, уподобившись ангелу. И чем дольше ты поешь, тем дольше ты пребываешь в чине ангельском! Поэтому никто никуда не спешил!

Справочно

Если мы посмотрим, какие певческие книги у нас появлялись первыми (предположим, в XV веке), то это были Праздники. То есть, записывались песнопения, которые пелись один раз в год. Естественно, их нужно было записывать, потому что люди не могли держать это в голове.

А Литургия и всенощная - эти книги появились уже в самое позднее время, потому что и Литургия, и всенощная повторялись. И певчие очень быстро заучивали эти песнопения наизусть. Не было того, что мы называем сегодня «авторским разнообразием», в этом не было смысла! Значение было не в этом, главное было - молитва и то, что реально совершалось в Церкви.

Когда искусство отрывается от Церкви и становится светским (что мы сегодня видим и в Европе и повсюду) - это очень опасно, хотя в основе лежат как бы благие намерения: скажем, отразить свое видение богослужения, например.

Свое видение богослужения породило авторское начало в богослужебном пении, что, с моей точки зрения, неправильно, потому что это совершенно разные вещи. А тут уже люди приходят на службу и слушают: как красиво поют Евхаристический канон, как красиво поют Херувимскую...

IMG_6886_sm.jpgВ свое время я спросил у теоретиков, с которыми мы работали, почему я не могу найти древнюю Литургию. «А ее не записывали!», - ответили мне. Ее пел весь храм, потому что она каждый день была одна и та же! И никому в голову не приходило, скажем, сегодня спеть «Херувимскую» на какой-нибудь другой мотив! Потому что они не пели - это была молитва, звучавшая в слове!

- Есть ли будущее у русской музыкальной фольклорной традиции в чистом виде?

- Здесь нужно определиться с терминологией. Вы говорите о современной этно-музыке, где смешивается что угодно с чем угодно. Фольклором мы называем крестьянскую музыку - это по определению культура людей, занимающихся сельским хозяйством. Если ты живешь в городе, или, скажем, строишь железные дороги - то это уже «фольклор с уточнениями»: городской или фольклор строителей железных дорог. А если мы сейчас выпьем чая и запоем - это будет фольклор «русских приезженцев» в город Сортавала!

Само слово «фольклор» порядком опозорено. Оно означает «народная мудрость», но ведь далеко не каждая песня мудра! Как и далеко не каждый человек, который называет себя народом. Когда кто-то слушает дурно исполненную «фольклорную» песню, и она ему не нравится, он начинает думать: «Наверное, я дурак, и не люблю фольклор». Один из моих друзей, настоятель собора в Тольятти, отец Сергий, рассказывал: «Чего мы только не придумывали, чтобы сбегать с уроков церковного пения в семинарии! Мы ненавидели этот предмет, особенно - знаменный распев!» А я вам скажу: его действительно надо уметь петь, потому что когда это делаешь плохо, это жутко занудная вещь.

То же самое и с русским фольклором. Хороших его исполнителей очень немного. Более того, фольклор - это, в общем-то, элитарный жанр. Он требует достаточно глубоких знаний, потому что открытый фольклор - это уже «русская народная песня». В понимании 99-ти процентов людей, фольклор - это когда старенькие бабушки плохими голосами поют. Или когда это делают люди, которые изображают из себя стареньких бабушек. Поэтому я стараюсь реже использовать это слово.

- Но ведь понятие, скажем, «этническая музыка» истёрто не меньше?

- Например, раньше у нас все звали себя фольклористами, а сегодня нормальные люди называют себя этномузыкологами. Это международный термин, а уж какая там этническая музыка - ваше дело. Можно также назвать себя социо-музыкологом, хотя это тоже относительно.

- Так есть ли у фольклора вообще некая потенция к дальнейшему развитию? Или изучил традицию - и все, дело можно закрывать?

- Фольклор - это песня, принадлежащая совершенно конкретным людям. И когда эти люди на протяжении какого-то большого периода жили общинно на одной и той же земле, тогда появлялось то, что мы называем местными стилями. Поколениями они жили здесь и говорили: «Это моя земля, это мои могилы, это мои песни!». Не «песни Белгородской области», а «наши песни». И такие есть в каждой деревне: «Мы поём так, у соседей поют иначе». Это и есть цель тренингов, которые я провожу - я учу людей создавать. И при этом человек должен сознавать, что имеет право вместе с другим человеком взять любой текст и распеть по-своему. И здесь не существует никакого авторского права или других ограничений, кроме закона гармонии человеческой, по которой эти песни создаются. Именно так создавалось то, что мы называем фольклором.

- Получается, фольклор - это то, что остановилось? То, что можно изучать лишь в идеально музеефицированном состоянии? Создается ли фольклор сегодня?

- Однажды я приехал в одну деревню, и меня спросили: «У нас когда-то тут был фольклор, а какие песни нам петь теперь?» Я ответил: «У вас должны появиться свои! То, что было - было фольклором людей, которые жили тогда. Пойте всё: что-то исчезнет само собой, что-то останется. И будьте готовы к тому, что этот ваш фольклор появится лишь через сто лет после вашей смерти».

Беседовали Алексей Шептунов и Николай Бульчук + братия Валаамского монастыря

Источник: Валаамъ
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Андрей Котов
Неизреченные песни о спасшихся душах
Беседа с Андреем Котовым, руководителем ансамбля древнерусской духовной музыки "Сирин"
25.04.2007
Все статьи Андрей Котов
Последние новости Москвы
«Канонический Рубикон ещё не перейдён»
Для понимания ситуации в УПЦ надлежит учитывать положение иерархов, которые оказались под пятой неонацистов, управляемых западными спецслужбами
28.05.2022
«Прислушаться к генералу Дитерихсу и к Приамурскому Земскому Собору»
Беседа с митрополитом Вениамином (Пушкарем) о духовном значении Приамурского Земского Собора
28.05.2022
Гвардия русской литературы
О вечере в память столетия журнала «Молодая гвардия»
28.05.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Тайна «Конька-Горбунка»
Новый комментарий от учитель
28.05.2022 23:28
Самостийное провозглашение автокефалии будет губительным
Новый комментарий от Серёга Чудиса
28.05.2022 19:36
«Профессиональным украинцам не угодишь»
Новый комментарий от АБС
28.05.2022 19:28
«Мы хотели восславить Бога в разуме, в живом уме»
Новый комментарий от C. Гальперин
28.05.2022 18:40
«Канонический Рубикон ещё не перейдён»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.05.2022 17:36
«Подарок» Патриарху Кириллу
Новый комментарий от Апографъ
28.05.2022 16:02
С Бафометом в сердце, с «волчьим крюком» за пазухой…
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.05.2022 14:56