Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»:«Песнопение - это родная сестра религии»

Новости Москвы 
0
360
Время на чтение 8 минут
До революции в Успенском соборе Кремля разрешалось служить только духовенству, обладающему басом. В хоре были и басы, причем ужасные, глубокие, profondo, и тенора, и дисканты (хор был только мужской, дискантом пели мальчики). Но дьякон или священник мог быть только с басом. Почему? Потому что с Господом Богом нужно говорить солидно. 

«Был в Москве замечательный протодьякон Андрей Шеховцов. В его время была даже присказка такая, что в Москве три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и протодьякон Андрюшка. У него был настолько могучий бас, что когда он говорил, рядом гасли лампады и могли даже лопнуть стекла от вибрации. Рассказывают, что одна из британских принцесс решила послушать его голос, а когда он вышел и произнес свой первый возглас, упала в обморок. Это действительно был богатырь» (митрополит Питирим.)

IMG_7691_sm.jpg
Существовало даже такое шутливое определение, что такое семинарист: «Семинарист - это существо, поющее басом».

Андрей Котов: «У меня совсем другая история. Моя мама, очень талантливая певица, в 60-70-е годы пела в оперном кружке и эстрадном оркестре. Я в 59-м родился, и уже в 63-м она меня таскала с собой на репетиции. Я лежал под роялем в клубе имени 40-летия Октября и слушал романсы и русскую классику. В результате в 7 лет наизусть знал Евгения Онегина и Пиковую даму, мог спеть любую партию. В 1964 году я в первый раз услышал "The Beatles" и мне он не понравился! Ну, понятно, какой "The Beatles" после Петра Ильича Чайковского?.. Потом меня очень долго не могли отдать в детский хор, потому что там пели песни из трех звуков, про таракашечек и букашечек. Для меня это было абсурдным: "хотите, я вам арию Ленского спою?"»...

IMG_5218_sm.jpgМы беседуем с руководителем ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Андреем Котовым. Коллектив был создан в 1989 году с целью возрождения древних православных певческих традиций. Ансамбль поёт древнерусские богослужебные песнопения XV-XVII веков: знаменный, путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосье, ранний партес, монастырские распевы, партесный концерт. Одно из направлений в работе ансамбля - исполнение православных духовных стихов, донесших до наших времен ключ к пониманию мировоззрения верующего человека.

- Как Вы сами определяете место Ансамбля "Сирин" на современной сцене ?

- Мы объехали практически все фестивали, посвященные сакральной, древней духовной музыке и средневековой музыке. Тем более, что коллективов, которые занимаются аутентичным исполнением древней духовной музыки в мире можно пересчитать по пальцам. А русской музыки - всего два: «Сирин» и «Древнерусский распев» Анатолия Гринденко.

На западе примерно этим же занимаются, в своей области, «Ensemble Organum» Марселя Переса. Мы с ними говорим на одном языке раннехристианской культуры, проводим некие параллели, выступали вместе. Это очень локальный, непопсовый формат - ведь всё то огромное количество фестивалей медиевальной культуры, которое проводится в мире, обычно сводится к довольно грубому жанру вроде псевдоирландских танцев. Сакра-музыка же обычно исполняется на богослужениях в монастырях, в ней нет определенного разгула, свойственного музыке светской. Ну и существуют параллельные жанры, имеющие отношение к духовной культуре. У нас это духовные стихи, а, скажем, в Америке - то, что называется спиричуэлс.

- Есть у Вас, как у исследователя и исполнителя, какое-то любимое направление, регион или эпоха в этой культуре?

- Я, например, очень люблю строчное многоголосие. Мы все время пытаемся его петь, многому научились, и как нам говорят, довольно неплохо это делаем. Однако нужно приложить очень много усилий для того, чтобы эта музыка по-настоящему зазвучала. Древнерусское диссонантное многоголосие - это совершенно потрясающая музыка. Люди недоумевают, когда ее слышат: она лишена сентиментальности, внешней душевности. Знаете, на Пасху в Иерусалиме сходит Благодатный Огонь, который первые минуты не обжигает. Вот и эти песнопения можно сравнить с этим неопаляющим огнем - они чисты и при этом наполнены потрясающей энергией. Настоящее богословие в музыке.

- Вашей деятельностью движет вера, христианские убеждения? Насколько сознательно Вы вообще привносите в музыку Литургическое начало?

 

IMG_5186_sm.jpg - Вера - это моя жизненная позиция, ответственность за свою жизнь и жизнь близких мне людей. В том числе, ответственность за то, что я делаю. Духовная музыка - это не обязательно та музыка, в которой произносится слово «Бог», поется про грехи и святых и закатываются глаза. Это музыка, в которой Бог присутствует для человека, который эту музыку поет. 

«Сначала будто ровный гул, основа всего, а уже из него выходят голоса, рождается смысл», - примерно так описывают свое впечатление гости монашеского острова. Основа богослужения - древнее Знаменное пение, из которого создан новый Валаамский распев.

обложка - final_sm.jpgВышел в свет специальный номер ежемесячного общецерковного журнала «Монастырский вестник» - официального издания Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви (номер 7 от 2017 года).

Этот уникальный выпуск полностью посвящен Валааму - вековым традициям и современной жизни старейшего монастыря России.

Заказ на журнал можно оформить через Интернет, отправив письмо на адрес info@valaam.ru (укажите адрес, фамилию, количество экземпляров) - номер будет вам выслан наложенным платежом (цена одного экземпляра - 200 руб., и около 200-250 руб. стоит пересылка).

 

Древнерусская духовная музыка - это не авторская музыка, скажем, конца XIX века, где личность становится важнее, чем Бог. Там, конечно, тоже есть очень много хорошего, но мне это уже становится неинтересно. Я сделал сознательный выбор, и чем больше я погружаюсь в этот материал, тем больше вижу неоткрытых вещей и простора для самовыражения и познания.

 - А почему древние песнопения такие длинные?

- Люди из храма-то никуда не спешили, потому что в храме хорошо, в храме - Царствие Небесное. И ты поешь, уподобившись ангелу. И чем дольше ты поешь, тем дольше ты пребываешь в чине ангельском! Поэтому никто никуда не спешил!

 Справочно

Если мы посмотрим, какие певческие книги у нас появлялись первыми (предположим, в XV веке), то это были Праздники. То есть, записывались песнопения, которые пелись один раз в год. Естественно, их нужно было записывать, потому что люди не могли держать это в голове.

А Литургия и всенощная - эти книги появились уже в самое позднее время, потому что и Литургия, и всенощная повторялись. И певчие очень быстро заучивали эти песнопения наизусть. Не было того, что мы называем сегодня «авторским разнообразием», в этом не было смысла! Значение было не в этом, главное было - молитва и то, что реально совершалось в Церкви.

Когда искусство отрывается от Церкви и становится светским (что мы сегодня видим и в Европе и повсюду) - это очень опасно, хотя в основе лежат как бы благие намерения: скажем, отразить свое видение богослужения, например.

Свое видение богослужения породило авторское начало в богослужебном пении, что, с моей точки зрения, неправильно, потому что это совершенно разные вещи. А тут уже люди приходят на службу и слушают: как красиво поют Евхаристический канон, как красиво поют Херувимскую...

IMG_6886_sm.jpgВ свое время я спросил у теоретиков, с которыми мы работали, почему я не могу найти древнюю Литургию. «А ее не записывали!», - ответили мне. Ее пел весь храм, потому что она каждый день была одна и та же! И никому в голову не приходило, скажем, сегодня спеть «Херувимскую» на какой-нибудь другой мотив! Потому что они не пели - это была молитва, звучавшая в слове!

- Есть ли будущее у русской музыкальной фольклорной традиции в чистом виде?

- Здесь нужно определиться с терминологией. Вы говорите о современной этно-музыке, где смешивается что угодно с чем угодно. Фольклором мы называем крестьянскую музыку - это по определению культура людей, занимающихся сельским хозяйством. Если ты живешь в городе, или, скажем, строишь железные дороги - то это уже «фольклор с уточнениями»: городской или фольклор строителей железных дорог. А если мы сейчас выпьем чая и запоем - это будет фольклор «русских приезженцев» в город Сортавала!

Само слово «фольклор» порядком опозорено. Оно означает «народная мудрость», но ведь далеко не каждая песня мудра! Как и далеко не каждый человек, который называет себя народом. Когда кто-то слушает дурно исполненную «фольклорную» песню, и она ему не нравится, он начинает думать: «Наверное, я дурак, и не люблю фольклор». Один из моих друзей, настоятель собора в Тольятти, отец Сергий, рассказывал: «Чего мы только не придумывали, чтобы сбегать с уроков церковного пения в семинарии! Мы ненавидели этот предмет, особенно - знаменный распев!» А я вам скажу: его действительно надо уметь петь, потому что когда это делаешь плохо, это жутко занудная вещь.

То же самое и с русским фольклором. Хороших его исполнителей очень немного. Более того, фольклор - это, в общем-то, элитарный жанр. Он требует достаточно глубоких знаний, потому что открытый фольклор - это уже «русская народная песня». В понимании 99-ти процентов людей, фольклор - это когда старенькие бабушки плохими голосами поют. Или когда это делают люди, которые изображают из себя стареньких бабушек. Поэтому я стараюсь реже использовать это слово.

- Но ведь понятие, скажем, «этническая музыка» истёрто не меньше?

- Например, раньше у нас все звали себя фольклористами, а сегодня нормальные люди называют себя этномузыкологами. Это международный термин, а уж какая там этническая музыка - ваше дело. Можно также назвать себя социо-музыкологом, хотя это тоже относительно.

 - Так есть ли у фольклора вообще некая потенция к дальнейшему развитию? Или изучил традицию - и все, дело можно закрывать?

- Фольклор - это песня, принадлежащая совершенно конкретным людям. И когда эти люди на протяжении какого-то большого периода жили общинно на одной и той же земле, тогда появлялось то, что мы называем местными стилями. Поколениями они жили здесь и говорили: «Это моя земля, это мои могилы, это мои песни!». Не «песни Белгородской области», а «наши песни». И такие есть в каждой деревне: «Мы поём так, у соседей поют иначе». Это и есть цель тренингов, которые я провожу - я учу людей создавать. И при этом человек должен сознавать, что имеет право вместе с другим человеком взять любой текст и распеть по-своему. И здесь не существует никакого авторского права или других ограничений, кроме закона гармонии человеческой, по которой эти песни создаются. Именно так создавалось то, что мы называем фольклором.

- Получается, фольклор - это то, что остановилось? То, что можно изучать лишь в идеально музеефицированном состоянии? Создается ли фольклор сегодня?

- Однажды я приехал в одну деревню, и меня спросили: «У нас когда-то тут был фольклор, а какие песни нам петь теперь?» Я ответил: «У вас должны появиться свои! То, что было - было фольклором людей, которые жили тогда. Пойте всё: что-то исчезнет само собой, что-то останется. И будьте готовы к тому, что этот ваш фольклор появится лишь через сто лет после вашей смерти».

Беседовали Алексей Шептунов и Николай Бульчук + братия Валаамского монастыря

Источник: Валаамъ
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Николаевич Котов
Неизреченные песни о спасшихся душах
Беседа с Андреем Котовым, руководителем ансамбля древнерусской духовной музыки "Сирин"
25.04.2007
Все статьи Андрей Николаевич Котов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Воспрянь, Россия!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
15.10.2024 22:53
Художник Александр Дейнека (1899 – 1969)
Новый комментарий от Русский Иван
15.10.2024 22:52
Самара – город шишиг и кикимор?
Новый комментарий от С. Югов
15.10.2024 22:44
Зачем Саймс создаёт фальсификационные мифы?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.10.2024 21:56
О «Плане победы» Зеленского, неприкасаемых на
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.10.2024 20:05
До и после. Апология Книги Еноха
Новый комментарий от Михайлов
15.10.2024 19:10