Трагедия, которая сегодня произошла в Санкт-Петербурге, в очередной раз вскрыла гнойную, больную рану на нашей творческой интеллигенции. Многие музыканты, режиссеры и актеры высказались, что это - не трагедия. У некоторых реакция была неадекватной - например, у Андрея Макаревича, который сегодня не отменил свой концерт в Петербурге.
О том, что не так с нашей творческой интеллигенцией, в эфире Царьграда рассказал режиссер Юрий Кара.
По логике Сокурова, шахидкам на Дубровке, как дамам, нужно кофе подносить
Царьград: Непонятно, кто вообще в такой день может идти на концерт, а тем более Макаревича. На Ваш взгляд, в чем причина такого поведения? Это шизофрения или что-то другое?
Юрий Кара: Если бы они не были членами различных партий, я бы решил, что это шизофрения. Но поскольку Макаревич в партии Прохорова, а Сокуров возглавлял список партии «Яблоко» на выборах в Госдуму, то они выражают мнение своей партии.
К сожалению. Это совершенно бесчеловечная позиция. Конечно, сейчас как минимум три дня траура должно быть во всей стране. Я приношу соболезнования всем семьям погибших, петербуржцам и всей нашей стране. И мировые лидеры говорят, что это трагедия мирового масштаба.
И то, что некоторые наши деятели такое высказывают... Вот, сказали, того человека найдут. Возможно, есть подозреваемые. Ну а вдруг они окажутся режиссерами? Ведь, по логике Сокурова, их надо было отпустить, как Сенцова. Ведь Сенцова, слава Богу, схватили за руку. У него ведь было все готово к еще большему теракту в Крыму. И вот этих людей надо отпустить?..
Сенцов был задержан с поличным. У него была взрывчатка и план действий. Это был абсолютно готовый террорист - хорошо, что его схватили вовремя за руку. Но с этим требованием Сокуров обращается к президенту Путину. Еще и как мессия, мол, я дал тебе задание - почему до сих пор Сенцова не отпустил?
Это что такое? Давайте еще девушек отпустим. По его логике, надо было на Дубровке обвешанных взрывчаткой шахидок тоже отпустить - или Сокуров бы им кофе разносил, раз они дамы? У террориста нет ни пола, ни лица, это просто подонки, которых надо вычищать. Чтобы в обществе было нетерпимое настроение. Вплоть до того, что я, невзирая на свою фамилию, требую возмездия, и, возможно, на время (следует) отменить мораторий на смертную казнь. А вот для этих террористов ее ввести.
Возомнили себя мессиями
Царьград: На Ваш взгляд, в чем причина такого поведения именно у творческой интеллигенции - которая, по идее, должна быть совестью нации?
Юрий Кара: Возможно, они не прошли испытание медными трубами славы. Макаревич сидел на концерте Пола Маккартни рядом с Владимиром Владимировичем Путиным. Он ему написал письмо с планом действий, которые президент должен был выполнить.
И когда президент не стал выполнять это, Макаревич стал как ребенок, который дрыгает ногами: ах, его приказы президент не стал выполнять. А вот тогда я буду делать все наперекор. Но наперекор - это стало бесчеловечно. То, что концерт продолжается, - это пляска на костях, на кладбище.
То же самое с Сокуровым: у него уже крыша поехала, что он мессия, где-то его там признали - уж я не знаю, не являюсь его поклонником, и никогда не был.
Но задания президенту, мол, отпусти Сенцова, сделай это... Это на ровном месте, когда у людей уже непонимание. Поэт сказал: нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Но вы же разумные люди, вы должны понимать, как ваше слово отзовется в людях и как они к вам будут относиться после этого.
Надо создать в обществе нетерпимость к террористам
Царьград: Очень интересно, как меняется психология людей. Еще несколько лет назад, когда происходили аналогичные трагедии, люди пытались нажиться: таксисты заламывали цены, невозможно было поймать. Сейчас происходит обратный случай: люди сами оставляют свои данные в соцсетях, чтобы помочь. Что-то меняется в головах в обществе?
Юрий Кара: Хотелось бы верить, если такие случаи не единичны, то это очень здорово. Замечательно, что на фоне абсолютной бесчеловечности проявляется такая человечность. То, чего всегда добивались террористы - запугать людей, чтобы мы никуда не выходили, в метро не ходили, боялись друг друга. И то, что у нас появились такие доверительные отношения - в данном случае это странная пословица, что несчастье помогло человеческому проявлению.
Царьград: На Ваш взгляд, СМИ должны так тщательно освещать такие события? Есть версия, что террористы как раз рассчитывают на то, что будут подробно рассказывать об этом; есть версия, что если СМИ выключить, то и терроризма не будет.
Юрий Кара: Ну смотрите, в вагоне ехал человек с сумкой. И если бы люди были более бдительны, они раньше бы его остановили. Поэтому, наверное, надо рассказывать подробно, как это происходило. Чтобы в следующий раз люди знали: вот это подозрительно, надо остановить. Пусть десять раз у невиновного проверят сумку, но знали, что происходит. Чтобы начеку были те службы, которые получают достаточное финансирование, следили за тем, чтобы были и рамки, и собаки, и чтобы происходила абсолютная проверка.
Но и люди должны знать. Главное - не пугать. Потому что надо создать в обществе нетерпимость к ним, чтобы все знали - это подонки, им нет места на земле, для них должна быть возвращена смертная казнь. Чтобы возмездие их настигло. Тогда и в людях будет чувство. Знаете, как суд: и родственники недовольны, что какому-то преступнику, который обидел их семью, дали мало, они хотят большего, они хотят справедливости. И в данном случае это была бы справедливость ко всему народу. Но чтобы этих подонков наказали.
Царьград: Мир в состоянии гибридной войны. Вам не кажется, что теракт является неслучайным элементом этого глобального противостояния?
Юрий Кара: Конечно. И в данном случае говорить о том, что могло только у нас произойти... Ведь это происходило и во Франции, и в Англии, и в Соединенных Штатах. Действительно, очень трудно остановить, когда проходят единичные личности, предугадать.
Хотя, действительно, если б мы взялись всем миром - мы очень надеемся на Трампа, который все не перестанет праздновать свою победу, когда он наконец встретится с Владимиром Владимировичем, когда они договорятся о совместной борьбе, это было бы подхвачено всей Европой. И тогда бы создалась, во-первых, нетерпимость, разобрались бы наконец с ИГИЛ (запрещена в России - прим. ред.), и чтобы никогда бы не было этого на белом свете.
Царьград: Но получается интересная вещь: сторонники глобализма, неолибералы становятся своего рода соучастниками в этом преступлении. Люди, которые говорят: мы не будем отменять концерт, или когда в соцсетях публикуют злые высказывания...
Юрий Кара: Те, кто пришел на концерт, должны были просто развернуться и уйти. И не давать повода. Если он один такой, из ума выживший человек, то хотя бы публика должна была его вразумить. И мы, и все общество должны дать понять, что они не правы. Чтобы они подумали о христианских ценностях - и общечеловеческих.
Царьград: Они способны воспринимать их?
Юрий Кара: Я думаю, у некоторых, особенно если они в возрасте и понимают, что им все равно скоро встречаться с Богом, наконец-то мозги поворачиваются. Хотя не у всех - у Маккейна, наверное, никогда уже не повернутся. И он радуется любой гадости, которая у нас происходит, к сожалению.