Победа сенатора-демократа от штата Вермонт Берни Сандерса на праймериз в Западной Вирджинии может спутать карты Хиллари Клинтон, основного кандидата от Демократической партии. По данным опросов, у него есть шансы получить большинство в Орегоне и Северной Дакоте. Кроме того, 74-летний политик уже начал активную работу с избирателями в Калифорнии. Эксперты не исключают, что серия побед может переломить ход борьбы среди демократов в пользу Сандерса, который по своим внешнеполитическим установкам является более удобным для России кандидатом, чем даже республиканец Дональд Трамп.
Очередная победа на праймериз, на этот раз в Западной Вирджинии, вдохновила сенатора Берни Сандерса, главного конкурента Хиллари Клинтон, и он объявил, что намерен продолжать борьбу вплоть до партийного съезда, который состоится в июле. Сандерс сейчас может рассчитывать на голоса примерно 1470 делегатов съезда. Скептики же напоминают, что Клинтон для выдвижения кандидатом от демократов нужны 2383 голоса делегатов партийного съезда, и на данный момент она уже заручилась поддержкой 2239 делегатов.
Тем не менее предвыборный штаб Клинтон явно занервничал и, например, вновь стал заказывать рекламу на телевидении, на которой еще недавно пытался сэкономить. Некоторые влиятельные либеральные издания уже прямо обвиняют Сандерса в том, что он вынуждает Клинтон сражаться на два фронта и отвлекает ресурсы демократов от решения главной задачи - борьбы с миллиардером Дональдом Трампом, который уже стал де-факто единым кандидатом от республиканцев.
В разговоре с «Известиями» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктория Журавлева отметила, что Сандерса рано списывать со счетов и ему уделяют незаслуженно мало внимания.
- Не факт, что он не сможет догнать Клинтон. На самом деле у них разница всего в 200 делегатов, - говорит эксперт. - Клинтон рассчитывает на голоса суперделегатов, но если Сандерс продолжит побеждать, они могут и поменять свое мнение. Он единственный кандидат, к которому большинство американцев относится положительно.
Программный директор клуба «Валдай», директор агентства «Внешняя политика» Андрей Сушенцов пояснил «Известиям», что Сандерс надеется даже в случае поражения создать прецедент и повлиять на политический дискурс в США.
- У Сандерса есть собственное видение того, как должно быть устроено американское государство. Он хочет внести свою лепту в его развитие. Он свою политическую карьеру начал 20 лет назад и выступал всё время с одними тезисами, - говорит политолог. - Сейчас его, видимо, вдохновляет общественная поддержка, которую получили эти тезисы. Он старается как можно более активно их излагать, пока эта поддержка есть.
Между тем Сандерс мог бы стать довольно удобным кандидатом для России в отличие от республиканца Трампа. Миллиардер хоть и обещает «договориться с Путиным», но при этом намеревается засыпать заказами американский ВПК, развернуть ПРО в Европе и пустить под откос ядерную сделку с Ираном, которую тщательно готовила российская дипломатия.
Сандерс же пока высказывается по внешней политике как убежденный прагматик. Он критикует интервенционалистскую политику предшественников и заявляет, что военное вмешательство - это крайнее средство. Причем слова сенатора не расходятся с делами. Он, например, последовательно выступал против вторжения в Ирак (впрочем, голосовал за бомбардировки Югославии и операцию против талибов в Афганистане). Вообще Сандерс считает, что главным инструментом внешней политики США должна стать не сила, а дипломатия, торговля, экономическая помощь, защита окружающей среды и прав человека. Немаловажно, что он поддерживает ядерную сделку с Ираном и готов способствовать стабилизации обстановки в Сирии путем сотрудничества с союзниками.
А вот у Клинтон имидж сторонницы интервенционалистской политики. Она, в частности, выступала за бомбардировки Ливии, за вооружение умеренной оппозиции в Сирии и даже предлагала установить там бесполетную зону для сирийских и российских самолетов.
- Сандерс не популист, он предлагает глубокие изменения с точки зрения внутренней политики, но с точки зрения внешней политики производит благоприятное впечатление, - отмечает Виктория Журавлева. - Он против новых военных акций, против расширения вмешательства США в международные конфликты.
По словам собеседницы «Известий», не стоит забывать, что Трамп говорит о готовности договариваться с Владимиром Путиным, но при этом у него нет четкого представления о том, что он будет делать. Не всё так просто и с «предсказуемой» Хиллари Клинтон.
- Хиллари Клинтон - классический неолиберал, готовый продвигать демократию любыми методами, она продолжит политику Обамы, но в куда более жесткой форме, ее деятельность на посту госсекретаря это показала, - констатирует Журавлева. - Кроме того, Клинтон будет просто вынуждена проводить жесткую внешнюю политику, чтобы договориться об уступках во внутренней политике с контролируемым республиканцами конгрессом.
- Любой американский президент не будет другом России. Клинтон нам знакома, мы имели с ней дело, - добавляет Андрей Сушенцов. - У Сандерса нет внешнеполитического опыта, зато он стремится идти в правильном направлении.
Примечательно, что конкуренция с Сандерсом уже начала влиять на подходы Клинтон к некоторым острым вопросам. Например, чтобы не отставать от «социалиста», она готова разрешить продажу льготных медстраховок для пожилых людей от 50 лет и старше. Наблюдатели не исключают, что в итоге они могут стать командой, в которой сенатору достанется пост вице-президента.
- На этой стадии предвыборной кампании рано вести переговоры на этот счет, но Сандерс оставляет себе такую возможность и не выходит за определенные рамки в своей критике Клинтон, - указывает Андрей Сушенцов. - Тем более что без него демократы могут лишиться части избирателей. Его поддерживают как внесистемного политика. Некоторые сторонники Сандерса попросту не станут голосовать за Клинтон.
Источник