В ожидании «нового Константина»

0
834
Время на чтение 5 минут

В США и ЕС есть нереализованный запрос на сильного лидера, защищающего религиозные ценности. В этой ситуации широкие массы носителей христианской идентичности обращают свои взоры на Владимира Путина.

Слов нет, празднование 1000-летия русского монашества на святой горе Афон с участием лидера РФ и предстоятеля Русской православной церкви изначально полагалось важным символическим событием. Однако, по замыслу организаторов, символизм его был адресован, в первую очередь, внутрироссийской аудитории, напоминая о важности солидарности государства и Церкви в вопросах сохранения духовного наследия, национального религиозно-исторического опыта.

Международный резонанс этого события стал во многом неожиданным благодаря западным СМИ, которые обнаружили вдруг многозначительный геополитический подтекст в мероприятии, организаторы которого едва ли планировали посылать подобные сигналы "внешней" аудитории.

К примеру,  Spiegel  сообщил, что афонские монахи предложили президенту РФ занять на богослужении "трон", предназначенный византийским императорам, предоставив читателям возможность делать далеко идущие выводы.

В реальности российскому лидеру и впрямь предложили почетное место, так называемую стасидию - специальное деревянное кресло с высокой спинкой и подлокотниками, находясь в котором можно как стоять, так и сидеть (к слову, президент РФ, по русской традиции, за богослужением стоял). Эту скамью в древности действительно занимали византийские самодержцы, однако в наше время там, к примеру, пребывает за богослужением патриарх Константинопольский, в юрисдикции которого находится Святая гора.

Едва ли в данном случае можно было говорить о помпезном имперском троне, образ которого мог возникнуть в воображении при прочтении статьи. В незнании специфики церковного интерьера можно было бы упрекнуть немецких журналистов, однако текст писал этнический грек, который, очевидно, хорошо разбирался в нюансах происходящего. Акценты на том, что монахи делились с прессой своими чисто политическими ощущениями ("В мире Путин - единственный настоящий лидер! С кем его можно сравнивать? С Обамой? С Меркель? Они ему не ровня!") были призваны, видимо, соотнести Владимира Путина с людьми, к которым "прогрессивная общественность" относится весьма специфически.

Е

сли в России Святая гора и ее насельники окружены почти сакральным ореолом, то у либеральных западных медиа отношение к ней принципиально иное. Для них афонские монахи - это некие "религиозные фанатики", которых следует заставить отказаться от многих древних традиций (например, вот уже почти полторы тысячи лет Афон запрещено посещать женщинам, а феминистки недовольны тем, что для них закрыт "туристический объект") и соблюдать "европейские правила". По сути дела, Афон является одной из основных мишеней пропаганды агрессивного секуляризма, переходящего в христианофобию.

В этом контексте присутствие Владимира Путина на "троне базилевсов", видимо, должно было создать в сознании немецких читателей некий фон мрачной клерикальной архаики.

Однако объективная реальность гораздо сложнее, чем это представляют себе западные медиа. Монахи Святой горы выступают непререкаемым моральным авторитетом для миллионов греков и православных христиан по всему миру, и дань уважения, отданная ими руководителю крупнейшей православной страны, выглядит вполне естественно. Со своей стороны, сегодня Владимир Путин становится весьма популярной фигурой не только в православном мире, но и среди христиан других конфессий.

При этом речь идет совсем не об "ультраконсерваторах", как это часто пытаются представить ангажированные комментаторы. Российский лидер привлекает симпатии очень широкой аудитории,  для которой религия, мораль, христианские традиции являются нормой жизни, а многие современные реалии западного мира этой норме не соответствуют.

Эти тенденции находят свое отражение и в политической жизни. Показателен пример успешной избирательной кампании Дональда Трампа, фактически обеспечившим свое выдвижение в президенты США от Республиканской партии. На старте праймериз Трамп, шансы которого оценивались крайне скептически, выделился среди других кандидатов не только своим эксцентричным поведением, но и позитивными высказываниями о Владимире Путине, которого сегодня демонизируют все без исключения крупные американские СМИ.

Неожиданно оказалось, что в среде активистов Республиканской партии, где, как считалось, сконцентрирован преимущественно антироссийский электорат, живущий мифами холодной войны, этот нестандартный ход эффективно сработал. Есть основания полагать, что здесь сыграл свою роль и религиозный фактор - образ Путина связан не только с концепцией "сильного лидера" новой "солидарной" Европы (о чем написал на днях в статье "Владимир Путин как настройщик общеевропейского рояля" директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин со ссылкой на книгу известного словенского философа Славой Жижека "В ожидании господина"), но и с представлениями о политике, защищающем традиционные христианские ценности.

При этом важно отметить, что российская сторона не предпринимала, по сути, никаких усилий для того, чтобы представить зарубежной аудитории российского президента как верующего христианина. Продвижение позитивного образа Владимира Путина за пределами России  было связано преимущественно со спортивной и экологической тематикой.

Парадоксальным образом, роль "рекламных агентов" Путина сыграли западные медиа, активно педалировавшие дело Pussy Riot. Ведь даже в ходе предвзятого и тенденциозного  освещения этой истории в СМИ  западный читатель и зритель мог сделать вывод о том, что в России религиозные чувства верующих находятся под защитой закона. В отличие, к примеру, от многих европейских стран, где  выражение таких чувств рассматривается как нарушение "политкорректности".

Еще одним фактором, предположительно способствующим росту популярности Путина в американской религиозной среде, стало проведение российской военной операции в Сирии.

Как бы слабо ни разбирались консервативные христиане из американской глубинки в нюансах ближневосточной геополитики, информация о том, что ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ) ведет геноцид единоверцев, которых, по сути дела, спасает от гибели российская армия, не могла до них не дойти. На фоне роста христианофобии и проявлений нетерпимости к верующим внутри самих США обещания Трампа уничтожить ИГИЛ и защитить традиционный жизненный стали одной из причин его успеха.

Сходные, хотя и не столь ярко выраженные, процессы идут в Западной Европе, где носители христианской идентичности неожиданно для себя оказываются в роли религиозного меньшинства. Только что, к примеру, The Spectator сообщил, о шокирующих результатах социологического опроса в Британии, где число верующих (в самом широком смысле слова) за пять лет сократилось на четверть.

Александр Рудаков, эксперт Всемирного русского народного собора

На этом фоне среди широких слоев населения западного мира  возникает запрос на появление "нового Константина"* (римского императора, 272-337 гг., прекратившего гонения на христиан, поддерживавшего христианскую Церковь и причисленного ею к лику святых), то есть сильного лидера, защищающего религиозные ценности. Именно поэтому носители христианской идентичности и обращают сегодня свои взоры на Владимира Путина, а также на тех, кто старается быть похожим на него.

* День памяти св.равноапостольных Константина и Елены отмечается Русской Православной Церковью сегодня, 3 июня

Александр Рудаков, руководитель Экспертного центра Всемирного русского народного собора

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Рудаков
Святые Борис и Глеб: в чем смысл их подвига?
Князья-страстотерпцы пожертвовали собой ради будущего русского государства
06.08.2009
Угрозы раскола Церкви нет
Выступление на круглом столе ИНС "Церковь в современной истории России"
03.02.2009
Можно ли остановить процесс?
Одиннадцатое сентября повторилось восьмого августа
15.08.2008
Все статьи Александр Рудаков
Последние комментарии
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 22:02
Трагедия деревни
Новый комментарий от ОСт
27.12.2024 21:18
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от учитель
27.12.2024 19:43
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21