Минфин России и МВФ пришли к «вашингтонскому консенсусу»
Последние инициативы Минфина свидетельствуют о «творческом кризисе», который переживает руководство главного (наряду с ЦБ) финансового регулятора РФ.
Очередной порцией «креатива», наряду с обсуждаемым дополнительным урезанием бюджетных расходов, может стать возвращение «хорошо забытого» бюджетного правила.
Ведомство выступает с предложением возобновить поддержку курса рубля при низких ценах на нефть. На этом хорошие новости, собственно, заканчиваются. Поскольку, как выясняется, новый механизм предлагается запустить не ранее 2018 года. И только при условии, что «бочка» нефти будет стоить $ 50 и более, что на фоне текущей конъюнктуры ($ 34 за баррель) совсем не очевидно.
Доходы от экспорта углеводородов, превышающие указанную «цену отсечения», будут как в кудринский период отчисляться в Резервный фонд или Фонд национального благосостояния. В случае же, если цены пробьют установленное «дно», валюту продадут на рынке в целях поддержания рубля, который сегодня, как известно, находится в свободном плавании. По словам замглавы Минфина Максима Орешкина, это «единственный действенный способ изолировать волатильность реального валютного курса от колебаний цен на нефть».
Возвращение к бюджетному правилу планируется предметно обсудить ближе к осени текущего года. Таким образом, рост цен и дальнейшее падение жизненного уровня населения рискуют стать заложниками двух факторов: отказа от «оперативного вмешательства» (в виде ограничения практики валютных интервенций ЦБ) вкупе с пробуксовкой процесса импортозамещения. Не добавляет «исторического оптимизма», с точки зрения перспектив оживления экономики, и решение Банка России, который сохранил в январе ключевую ставку на уровне 11% годовых. Более того, регулятор не исключает возможного ужесточения денежно-кредитной политики.
Обращает внимание, что последние «телодвижения» экономического блока РФ точно укладываются в продвигаемую Международным валютным фондом неолиберальную модель. Как стало известно, фонд рекомендовал России сократить бюджетные расходы в 2016 году и принять в среднесрочной перспективе «меры по консолидации бюджета». Об этом говорится в докладе «Группа двадцати: глобальные перспективы и политические вызовы».
Авторы этого документа также одобрили политику ЦБ РФ, отказавшегося от дальнейшего снижения ключевой процентной ставки. «Недавняя пауза в смягчении монетарной политики была подходящей мерой, учитывая риски для инфляции от снижения курса рубля, внешние риски и необходимость выстроить доверие после ввода режима инфляционного таргетирования», - отмечают советчики из МВФ.
По мнению заведующего кафедрой политической экономии РЭУ им. В.Г.Плеханова Руслана Дзарасова, предложение установить цену отсечения на уровне $ 50 за баррель означает, что в ближайшей перспективе курс рубля поддерживаться не будет.
- Я хотел бы напомнить о судьбе предыдущей версии бюджетного правила, введённого в начале «нулевых». Речь шла о том, что если цена «бочки» нефти превышает установленное значение (которое несколько раз пересматривалось в сторону повышения), то излишки направляются в Стабфонд. В свою очередь, в случае понижения стоимости барреля ниже пороговой отметки предполагалось поддерживать бюджетные расходы и, прежде всего, социальные выплаты.
«СП»: - Это правило соблюдалось?
- Пока нефть была дорогой, правительство исправно перечисляло средства в суверенные фонды. Но как только цена на «чёрное золото» упала, и возникла необходимость сохранить социальные расходы на прежнему уровне, власти переиграли ситуацию. Дескать, Резервный фонд и ФНБ «не резиновые», если постоянно «спускать» финансовую «подушку безопасности», то надолго её не хватит.
«СП»: - Стоило ли копить триллионы рублей, которые в период кризиса тают как снег весной?
- Конечно, было бы гораздо лучше, если мы встретили экономический «шторм» не с кудринской «копилкой», а с развитой обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством. Тогда мы могли бы компенсировать падение экспортной выручки в условиях неблагоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках расширением внутреннего спроса, переориентировав экономику на собственный рынок. Но этого не произошло - наши власти не спешили вкладываться в отечественное производство с расчётом, что эпоха высоких цен на углеводороды продлится много лет. Логика простая - какой смысл вкладывать «нефтедоллары» в «обработку», если мы и так можем купить за валюту всё необходимое.
Теперь российскому обществу приходится расхлёбывать допущенные промахи и просчёты экономического блока. Сколько будет стоить нефть в 2018 году это, как говорится, «бабушка надвое сказала». Также неизвестно, в каком состоянии будет к тому времени находиться мировая экономика. МВФ на днях вновь снизил прогноз роста мирового ВВП, уже скорректированный недавно в сторону понижения, до 3,4%. На мой взгляд, в мире развивается угрожающий процесс.
«СП»: - В такой ситуации, как мы знаем, происходит отток спекулятивных капиталов в «страну-исхода» - США и, в меньшей степени, на развитые европейские рынки.
- Это чёткий алгоритм, который практически не имеет исключений. Как только намечаются проблемы, «горячие» деньги международных инвесторов возвращаются с развивающихся рынков в более безопасные «гавани».
Очевидно, что рыночная модель в её либеральном исполнении абсолютно провалилась. И не только в России - развивающийся мировой кризис свидетельствует о её порочности как системы. В такой ситуации продолжать строить либеральные «Нью-Васюки», надеясь на отскок нефтяных цен и возвращение к неконфронтационному экономическому взаимодействию с Западом, как минимум, легкомысленно.
«СП»: - МВФ рекомендует нашим властям сократить бюджетные расходы в текущем году и одобряет политику ЦБ РФ, отказавшегося от дальнейшего снижения ключевой процентной ставки.
- И в то же самое время тот же самый фонд призывает страны «двадцатки» принять меры по поддержке спроса, а также продолжать кредитное стимулирование своих экономик. Получается, что этот международный финансовый институт предлагает Москве действовать в духе пресловутой политики «вашингтонского консенсуса», которая, по его мнению, неактуальна для развитых стран.
Трудно назвать это иначе как политикой двойных стандартов. Самое интересное, что наш экономический блок всегда охотно прислушивается к такого рода «вредным советам». Хотя мы не находимся в «кредитной кабале» у МВФ как, скажем, Украина, чтобы слепо идти на поводу у наших «доброхотов». Это обстоятельство лишний раз доказывает, что политика МВФ проводится в интересах неолиберальных кругов.
Такие страны как Китай, Индия, Бразилия выступают поставщиками продукции с высокой добавленной стоимостью на рынки США, Западной Европы и Японии. В этом плане замедление темпов роста той же китайской экономики оказывает негативное влияние на западный мир. По оценкам независимых экспертов, в прошлом году ВВП КНР вырос не на официальные 7,4%, а всего на 3,5-4%. Этот процесс угрожает стабильности американской экономики.
Поскольку Китай остаётся поставщиком дешёвых товаров на американский рынок, а также главным кредитором финансовой системы США, МВФ даёт китайским властям совсем другие советы. События на Шанхайской фондовой бирже, которую периодически «лихорадит», показывают, что американские фондовые индексы негативно реагируют на события в Китае. Соответственно, Пекину и Нью-Дели МВФ рекомендует проводить стимулирующую политику, в которой заинтересованы его кураторы в США.
«СП»: - То есть, Россия для Запада представляет интерес исключительно в качестве сырьевого придатка?
- Разумеется, на Западе уверены, что мы в любом случае будем гнать свои энергоносители по любым ценам. А больше от нас ничего и не нужно.
«СП»: - В декабре 2015 года Россия вновь увеличила свои вложения в облигации государственного казначейства США - на $ 4,1 млрд. Разумно ли в разгар санкционных баталий с Западом отдавать нашим геополитическим соперникам «в заложники» средства на сумму около $ 90 млрд.
- Это большой риск. Вашингтон снова угрожает нам новыми экономическими «карами», если сорвётся процесс мирного урегулирования в Сирии. Часть российского экспертного сообщества считает, что США не станут замораживать наши суверенные счета. Поскольку, это якобы отпугнёт других держателей американских ценных бумаг. У меня же такой уверенности нет.
Ещё в 2008 году в ходе «пятидневной войны» с Грузией известный неоконсерватор Збигнев Бжезинский предложил заморозить активы российских олигархов, чтобы наказать Москву за «строптивость». По принципу, вернём деньги, если вы поменяете у себя власть.
Кстати говоря, в ходе госпереворота на Украине Запад использовал местных олигархов для организации Майдана. Фактически, шантажируя их возможной конфискацией зарубежных вкладов, собственности и инвестиций. Тем более, перед глазами пример бывшего главы украинского кабмина Павла Лазаренко, который оказался в американской тюрьме по обвинению в мошенничестве и отмывании незаконно нажитых средств. Если можно отобрать частные капиталы, то почему этого нельзя сделать в отношении госактивов? Вероятность реализации этого сценария зависит от степени остроты геополитического противостояния между Россией и США. А она, как мы видим, только возрастает.
«СП»: - Тогда чем можно обеспечить беспечность российских элит? Слишком глубоко «интегрировались» в глобальную экономику?
- Я думаю, что российский правящий класс расколот. Происходящая в нём внутренняя борьба пока ещё не слишком заметна. Но, по косвенным признакам, она обостряется. Компрадорские группировки в нашем крупном бизнесе и среди чиновников очень влиятельны. Видимо, они преследуют корыстный интерес. Иначе трудно объяснить «непотопляемость» отдельных представителей либерального лобби в нашем истеблишменте, которые продолжают проводить курс, уже заведший страну в тупик.
Заведующий кафедрой экономической теории МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Колганов не удивлён, что правительство откладывает введение бюджетного правила до 2018 года.
- С учётом нынешнего уровня нефтяных цен его применение теряет всякий смысл. Видимо, руководство Минфина рассчитывает на то, что через два года баррель «чёрного золота» достигнет отметки в $ 50. В условиях бюджетного дефицита и плохой конъюнктуры на рынках энергоресурсов нашему правительству пока что нечего «отсекать».
В принципе, я не исключаю, что к 2018 году нефть, действительно, будет стоить $ 50. Это вполне вероятный сценарий. Другое дело, что бюджетное правило до сих пор работало в режиме «ниппеля». То есть, доходы от экспорта углеводородов поступали в резервные фонды, а вот обратный процесс перетока накоплений в бюджет в период падения цен на энергоресурсы был приторможен.
Я не обсуждаю само бюджетное правило - в нём есть определённый резон.
«СП»: - В чём он состоит?
- Избыточное количество денег, не основанное на росте внутреннего производства, а связанное исключительно с притоком валюты в период высоких цен на экспортные товары, может спровоцировать инфляцию. За счёт увеличения необеспеченной денежной массы. Но, так получается, что в российских реалиях дополнительные денежные доходы «стерилизовались» и лежали без движения в суверенных фондах. Это неправильная стратегия - деньги должны расходоваться на осуществление структурных реформ в экономике. Если мы извлекаем сырьевую ренту, это вовсе не означает, что речь идёт о неприкосновенных доходах. Наоборот, следует использовать благоприятные конъюнктурные возможности для исправления образовавшегося структурного перекоса в экономике.
Для этого необходимо создать механизм для перетока финансов из сырьевого сектора в обрабатывающую промышленность, машиностроение и, в первую очередь, в станкостроение. Только так можно обеспечить восстановление национального технологического ядра экономики.
У нас же средства суверенных фондов используются в качестве «пожарной команды».
«СП»: - Причём «пожарники» спасают, в основном, банковский сектор, а высокотехнологичные отрасли финансируются по остаточному принципу.
- Деньги прокручиваются на счетах, а то и вовсе бесследно «испаряются». Конечно, они спасают банки от краха, что актуально после того как Россию отрезали от западных кредитов. Одновременно устраняется возможная «закупорка» платёжно-расчётной системы, и предотвращаются панические настроения среди вкладчиков.
Однако более надёжным способом избежать потрясений на финансовом рынке выступает диверсификация экономики.
«СП»: - Монетарные власти утверждают, что кредитование реального сектора чревато инфляционной перегрузкой...
- Такой риск есть, но он меньше, чем сохранение столь уязвимой для внешних воздействий экономической структуры РФ.
«СП»: - Как утверждает глава Счётной палаты Татьяна Голикова, в ходе освоения бюджетных средств в прошлом году в отдельных ведомствах «зависли» сотни миллиардов рублей.
- Минфин предпочитает идти по линии наименьшего сопротивления, то есть урезать расходные статьи бюджета и повышать налоги. Потому что «скрести по сусекам», означает отнимать у кого-то «недоосвоенные» деньги. К тому же могут возникнуть неприятные вопросы, почему «зависли» деньги, есть ли факты их нецелевого использования, и кто за это должен персонально отвечать. Это порождает конфликт интересов и нарушает негласный элитный консенсус.
«СП»: - МВФ советует российским властям сокращать бюджетные расходы. Одновременно правительство США настойчиво рекомендовало крупнейшим американским банкам не участвовать в размещении российских гособлигаций. Это можно расценивать как использование элементов экономического принуждения, чтобы навязать Москве обанкротившийся либеральный курс в экономической политике?
- У нас не такая ситуация, чтобы «падать на колени» и выпрашивать кредиты. Но, видимо, в МВФ и США думают иначе. То, что за озвученной директивой просматривается элемент давления на российское руководство, это бесспорный факт. По сути, против нашей страны полным ходом идёт экономическая война.