Давление Евросоюза на Сербию создаёт прямые угрозы экономическим интересам этой страны. После того как Белград фактически выполнил все условия, касающиеся пресловутой «нормализации» отношений с Приштиной, Еврокомиссия в ультимативном порядке потребовала от сербских властей денонсировать важнейший торгово-экономический договор с Россией - Соглашение о зоне свободной торговли, действующее уже полтора десятка лет, с августа 2000 года.
Этот вопрос был одним из главных во время последних переговоров премьер-министра Сербии Александра Вучича в Москве. «О невозможности участвовать сразу в двух зонах свободной торговли с Евросоюзом мы говорили и с сербским премьером Александром Вучичем. У нас действует соглашение о зоне свободной торговли, которое заключили правительства России и Югославии... Сейчас, когда Сербия готовится вступить в ЕС, Еврокомиссия требует отказаться от этого соглашения. Так что наши опасения полностью обоснованы», - отметил в ходе московских переговоров премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Позиция сербских властей в данном отношении пока не отличается конкретикой. На переговорах в Москве Вучич напомнил, что Сербия осталась одной из немногих европейских стран, которая не ввела санкции против России и не станет вводить их в будущем. Однако в том, что касается функционирования зоны свободной торговли с Россией, ясности он не внёс.
До какой-то степени такую невнятность можно понять. Если вопрос о присоединении Сербии к антироссийским санкциям относится к компетенции Белграда и Брюссель может в данном вопросе лишь апеллировать к солидарности с ЕС, то в вопросе о зоне свободной торговли с Россией возможности для политического маневра у сербских властей ограничены. А вопрос предельно ясен: какой рынок для Сербии предпочтительнее как в экономическом, так и в политическом плане? Собственно, министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич недавно на этот вопрос ответил, сказав, что ссора со старыми друзьями ради того, «чтобы войти в ЕС или еще куда-либо», стала бы для Сербии «политическим самоубийством».
Согласно соглашению о свободной торговле, до 99% товаров, фигурирующих в российско-сербском товарообороте, освобождены от уплаты таможенных пошлин. В результате объем торговли России и Сербии уже в 2013 году превысил 3 млрд долларов (рост по отношению к предыдущему году - 11,6%). Российский экспорт в Сербию, в котором ведущее место принадлежит нефти, газу и алюминию, составил порядка 2 млрд долларов, экспорт Сербии - около 1 млрд долларов (в первую очередь стройматериалы, одежда, фрукты, лекарства). В структуре сербского экспорта Россия занимает четвертое место в мире, в структуре импорта - третье, являясь единственным поставщиком природного газа в Сербию.
Соглашение от 2000 года создало также надежную правовую основу для наращивания взаимных инвестиций. С 2002 года Россия инвестировала в Сербию около 3 млрд долларов, и уже в ближайшие несколько лет стороны могут довести этот показатель до 10 млрд долларов. В частности, речь идет об эффективном присутствии российских компаний во всей цепочке переработки и реализации нефтепродуктов.
Российскому ЛУКОЙЛу принадлежат 79,5% акций компании Beopetrol - второго по величине владельца АЗС и нефтебаз в Сербии. А энергоресурсы составляют 83.5% импорта Сербии из России.
Кроме того, в 2013 году было подписано соглашение о предоставлении Сербии российского кредита в размере 800 млн долларов на модернизацию железных дорог. Реализацией проекта на общую сумму 941 млн долларов занимается российская компания «РЖД Интернешнл». В 2014 году стороны договорились о поставках сербам поездов «Метровагонмаша». Стоимость контракта - еще 100 млн долларов. Российские компании инвестируют также в туризм, банковскую сферу, машиностроение, цветную металлургию, химическую промышленность Сербии. В числе инвестиционных объектов - завод «Ястребац» в Нише, «Завод медных труб» в Майданпеке, гидроэлектростанция «Джердап I».
Буквально в последние недели стороны приступили к согласованию еще одного выгодного совместного проекта в области автомобилестроения: российская «Группа ГАЗ» сообщила о разработке экспортной программы и намерениях «достаточно агрессивно атаковать конкурентов новыми продуктами». Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин заявил: «Мы уже пришли в Турцию и будем развивать там свою сеть. Мы проводим испытания наших автомобилей в Сербии и, естественно, будем расширять там линейку машин... Этот рынок нам уже понятен, и мы знаем очень точно, что нам делать»...
Таковы уровень достигнутого и планы на ближайшее будущее в торгово-экономическом сотрудничестве России и Сербии. И теперь уже сербским руководителям решать, готовы ли они пренебречь всем этим, уступив шантажу Брюсселя.